Ложечку за маму…

logo
 Ложечку за маму…

За период пандемии в нашем округе значительно выросло количество детей с ожирением

Количество детей с излишней массой тела за последние годы сильно увеличилось, констатируют врачи. Особенно сильно шкала заболевания повысилась в период пандемии, когда дети вынуждены были учиться на удалёнке. По информации врача-эндокринолога детской поликлиники РБ Кристины Киприяновой, каждый день к ним приходят по двое-трое детей с избыточной массой тела. С начала 2020 года в округе на контроле специалистов стоят 196 подростков с ожирением 2 и 3 степени. Главная причина всех бед с лишним весом — пищевая безграмотность.

Лишь бы деточка поел

echo adrotate_ad(20, true, 0, 0);

Как ни парадоксально, но виноваты в том, что наши дети набирают лишний вес, прежде всего, мы, взрослые. Не настояли на правильном режиме питания, не смогли проконтролировать, что ест ребёнок, не хватило доводов и терпения объяснить, что для организма подростка плохо, а что хорошо. А порой мы просто слепы в нашем стремлении во что бы ни стало накормить любимое чадо, всунуть эту самую «ложечку за маму», в то время, когда малыш уже реально не хочет есть.

Последствия такой гиперлюбви зачастую катастрофические: один из пациентов поликлиники, подросток, при росте 175 см весит 195 кг.

По словам Кристины Киприяновой, родители впервые обратились к специалистам, когда стрелка на весах уже зашкаливала. До этого никто в семье даже не подумал, что с их стремительно набирающим вес сыном не всё в порядке. При условии, что домашние питались довольно грамотно, подростку позволялось сладкое и мучное без ограничений. Картину усугубляло и тотальное отсутствие физических нагрузок.

По оценке специалистов, в зону риска уже можно отнести детей, чей индекс массы тела (ИМТ) превышает 20. А тем, у кого эта цифра больше 30, стоит бить в набат, потому что последствия ожирения даже в подростковом возрасте могут быть непоправимы.

Всё сработало не в нашу пользу

«Было бы желание, беда поправима», — уверена нутрициолог Ольга Левченко. Как специалисту по грамотному питанию ей часто приходится консультировать не только женщин, но и детей. Запрос настолько велик, что она разработала презентацию и проводит бесплатные лекции по питанию в режиме онлайн в различных школах, где простыми словами объясняет сложные вещи.

«Возраст на ожирение с эндокринологической точки зрения никак не влияет. Однако у ребёнка в этом отношении немного легче перестроить метаболизм и заложить иные пищевые привычки. У взрослых зачастую имеется хронический багаж заболеваний, и это осложняет работу. Но в то же время детям труднее найти мотивацию. Если взрослый человек целенаправленно идёт на решение задач, то ребёнок не осознаёт проблему, и мы сталкиваемся с протестом», — поясняет нутрициолог.

Признаться, даже у нас, взрослых, мотивация хромает, чего уж говорить о детях, которые моментально теряют волю, как только видят на прилавках запретные мороженое, газировку и чипсы. Но это только видимая часть айсберга.

По мнению Ольги, самое большое зло составляют не вредные продукты, о которых все знают, а раскрученные с помощью маркетинга «полезные». Например, протеиновые батончики, которые содержат увесистую порцию углеводов, явно не способствуют снижению веса и никак не являются заменой полноценного питания.

«Жизнь современного человека за последние 20 лет сильно ускорилась, эта гонка привела к тому, что мы забыли об основах и понеслись за быстрым питанием, которое насыщает здесь и сейчас. В свою очередь производителям, чтобы создать такой продукт, недорогой и долгого хранения, приходится прибегать к не самым качественным составляющим. Поэтому я не могу винить какой-либо один фактор, но всё вместе сработало не в нашу пользу», — считает Левченко.

Как быть с овощами, сладким и фастфудом

Самый распространённый запрос мам — ребёнок ест одни и те же продукты: макароны, пельмени, в лучшем случае суп, и никаких овощей. Ну не впихивать же их в него! Конечно, ставить ультиматум здесь бесполезно, ни один ребёнок не будет давиться брокколи, если она неприятна ему на вкус. Но можно пойти на хитрости, которые наверняка сработают.

«Если ребёнок не ест овощи, скорее всего, изначально их не было на его столе. Хочу всем мамам сказать: не снимайте с себя ответственность на этот счёт. На каком-то этапе вы, пытаясь облегчить свой день, готовили что-то быстрое, лишь бы ребёнок поел.

И эти шаги привели к тому, что углеводы стали для него самым простым и естественным способом получения энергии. Есть ряд методик, как перестроить наш организм. В случае детей проще начинать с игры: вместе пойти на рынок, позволить ребёнку выбрать овощи и зелень, которые ему понравятся. (Я советую делать акцент на ярких продуктах, чем насыщеннее оболочка, тем больше микроэлементов.) Попросить найти в интернете блюдо из этих продуктов и приготовить — помыть, порезать брусочками, смиксовать с тем, что любит, заинтересовать в выборе того, что он захочет съесть. Очень многие сдаются на первых этапах, но тут главное не терять терпение: десять раз откажется, а на одиннадцатый согласится», — рекомендует нутрициолог.

А вот со сладким сложно найти компромиссы. Тут лучше всего применить научный подход, начать с просмотра документального фильма «Сахар» австралийского режиссёра Деймона Гамо. Картина на многие процессы может открыть глаза и сформировать ту самую осознанность к питанию, которой нам недостаёт.

При этом, по мнению Ольги, важно понимать, что десерт — это не зло. Мы просто немного запутались, внедрили его в свою жизнь как что-то обывательское и при этом потеряли настоящий вкус. Так что полностью от сладкого удовольствия отказываться не стоит, но лучше оставить десерт для праздников.

Не слишком категорично Ольга относится и к фастфуду. Исторически (пока рецепт не испортили рестораны быстрого питания) это было обыкновенное сбалансированное блюдо, которое содержит белки, жиры и углеводы. Опасность зачастую представляют только соусы. Лучше всего показать ребёнку, что такое настоящая шаурма или бургер, приготовив их дома из качественных продуктов.

Что касается «Доширака» и другой лапши быстрого приготовления, это очень углеводосодержащий продукт, равный по калорийности доброму куску торта «Наполеон». А как говорил Кристиан Диор, каждый съеденный кусочек — это две минуты удовольствия, два часа в желудке и два месяца на бёдрах.

Почти 200 детей и подростков с ожирением 2 и 3 степени поставлено на учёт за период пандемии.

Диета диете — рознь

К различным популярным сейчас системам питания для сброса веса, таким как интервальное голодание по режиму 8/16 или диета на 1200 килокалорий, нутрициолог советует относиться очень взвешенно. Надо понимать, что все эти системы разработаны изначально для людей с определёнными запросами на основании анализов. По словам Ольги, интервальное голодание прекрасная вещь, которая подходит людям с высоким сахаром в крови, инсулинорезистентностью, но её категорически нельзя советовать, если есть проблемы с поджелудочной железой, печенью.

«Тут нужно быть аккуратным, не заниматься экспериментами, всё делать только через специалистов, потому что я потом долечиваю таких девочек, которые насмотрелись социальных сетей, наслушались сверстников, заклеивают рот скотчем и начинают тотальное голодание. Надеюсь, все знают, что анорексия имеет 80 % летального исхода, это заболевание очень трудно вылечить», — предупреждает Левченко.

Процесс похудения она советует начать с налаживания режима сна, который у подростков полностью смещён. Наш организм подчиняется определённым циркадным ритмам, под которые подстроена пищеварительная система. Поэтому засыпать мы должны строго до 23 часов, чтобы получить такие гормоны, как мелатонин и соматропин, необходимые для жиросжигания.

«Режим сна и отдыха — это главное колесо в нашей упряжке здоровья, если оно не стоит крепко, с остальными вещами работать намного сложнее и дольше», — считает нутрициолог.

 

Оксана Перевозникова

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *