То, что в организации питания пациентов стационара Сергиево-Посадской Районной больницы произошли перемены, мы поняли по волне жалоб. От людей, попавших на больничную койку в последние пару недель, мы узнаём, что больные недовольны: порции мизерные, расписание странное, а блюда порой совсем не аппетитные.
Пациенты недовольны
“Неделю назад там лежала моя хорошая знакомая, — рассказывает местная жительница Ольга. — Кормили их поздно: завтрак — в 11 часов, обед — в 15-16 часов. Как-то на обед им принесли подозрительного качества рыбу, больные понюхали и есть не стали. Манная каша была сильно разбавленная — жидкая настолько, что в ней манку найти не смогли”.
Но самое сильное впечатление на Ольгу произвёл рассказ о том, что одинокие старушки, которых не навещают родственники, ходили и просили кусочки хлеба. О пожилых людях, просящих хлеб, нам сообщила и Екатерина, у неё в стационаре Сергиево-Посадской Районной больницы сейчас лечится мама.
Пациенты жалуются на то, что еды им дают мало, блюда приносят уже холодные. “Мама рассказывала, что перед завтраком их спросили, сколько человек в палате. Ответили, что пятеро. Принесли две тарелки каши на всех! — возмущается Екатерина. — Одну баночку йогурта дают на двоих, кисель наливают по полчашки. А вчера в палату моей мамы положили новую пациентку. Ей в порции еды вообще отказали!”
Женщине есть с чем сравнивать — в прошлом году она сама лежала в РБ. На тот момент у неё особых претензий к питанию не возникло, скромной еды вполне хватало. В теперешних условиях пациенты друг друга подкармливают. Говорят, что спасаются продуктовыми гостинцами из дома.
Но есть и положительные отзывы о переменах в больничном питании. Их мы слышали от сотрудников детского стационара РБ, которые отмечали, что кормить маленьких пациентов стали даже лучше, чем прежде, — всё вкусное, мясо в блюдах хорошего качества.
В больницу пришёл аутсорсинг
Так что же за реформа произошла в пищеблоке самой большой больницы нашего района? С 1 октября стационарных пациентов РБ стала кормить московская специализированная организация “Социальное питание “Центр”. То есть питание больных вывели на аутсорсинг.
“Сокращение издержек в части административной составляющей лечебно-профилактических учреждений — это тренд последних лет в Москве и Московской области. Для оптимизации экономических издержек уже давно предлагается внедрять систему аутсорсинга, — говорит заместитель главного врача по медицинской части Олег Дмитриев. — На аутсорсинг переводится, в частности, питание, прачечное обслуживание, кадровое и экономическое обеспечение”.
Дмитриев подчёркивает, что движение медицины в сторону аутсорсинга — не чья-то прихоть, а неизбежность.
В 2014 году в Подмосковье сторонние компании привлекались для выполнения ряда услуг в двух десятках больниц и поликлиник, так что РБ в этом вопросе не первая ласточка в регионе. Постепенно в систему аутсорсинга должны окунуться все лечебные учреждения Москвы и области.
Со скрипом
В пищеблоке РБ теперь работают 24 сотрудника ОАО “Социальное питание “Центр”. Компания организует питание больных “от и до”: закупает и привозит продукты, обрабатывает их, готовит и выдаёт готовые блюда буфетчицам стационарных отделений. Компания разработала 7-дневное меню, которое соответствует требованиям приказов о лечебном питании.
Вмешиваться в работу организации Районная больница не может. В полномочия учреждения в сфере приготовления пищи для больных теперь входит только контроль. Для этого на пищеблоке находятся диетсёстры РБ. Они контролируют санитарное состояние помещения, своевременность приготовления, полновесность порций.
Для оценки доброкачественности пищи на начало раздачи в пищеблок приходит дежурный врач. Он пробует все приготовленные блюда и выносит вердикт, пригодны ли они для употребления.
У РБ к компании “Социальное питание “Центр” есть претензии по всем контрольным пунктам. Так, в пищеблоке с началом выдачи пищи регулярно опаздывали, не укладывались в сроки выдачи. Неоднократно возникали совсем неприятные ситуации: приходили последние буфетчицы, а для их отделений некоторых блюд уже не хватало. Тут же при буфетчицах повара начинали доваривать, чтобы было хоть чем-то накормить пациентов.
“Меня вчера не устроило овощное рагу, я его сняла. Сказала, что этим кормить не будем. Они заменили — быстро приготовили. Вчера увидела маленькие порции суфле, сделала замечание и сказала выдавать по две”, — рассказывает диетсестра Татьяна Агаева.
Говоря о сложностях переходного периода, Татьяна Николаевна отмечает: “Люди стараются, но у них пока ещё не всё получается. Пока нет слаженности между поварами. К сожалению, никто из наших поваров, которые здесь до этого работали, не остался. Если бы аутсорсинг оставил бывших сотрудников, на 95 процентов проблем у них сейчас было бы меньше”.
Настроены на лучшее
Компания “Социальное питание “Центр” не отрицает, что есть трудности.
“Я не снимаю с себя ответственности за квалификацию сотрудников на начальном этапе. Они могут неправильно порционировать, могут поторопиться, могут промазать и с приготовлением блюда. Но всё это нарабатывается”, — говорит замдиректора компании Михаил Бутаков, который контролирует запуск нового для компании объекта.
Он отмечает, что переход пищеблока из одних рук в другие оказался сложным: в рабочем состоянии было только 30 % оборудования и инвентаря, всё остальное требовало замены и ремонта. Компания приводит пищеблок в порядок, докупает необходимое, планируется и ремонт самого помещения.
РБ — самый большой и отдалённый медицинский объект компании, замечает Бутаков. “Эта больница отличается большим количеством отделений, большим количеством больных, которые стоят на довольствии”, — обрисовывает он специфику медучреждения. К сложностям первого этапа Михаил Бутаков относится со спокойствием. Он уверен, что с ними в самое ближайшее время удастся справиться.
РБ и компания “Социально питание “Центр” настроены на конструктивное сотрудничество и постоянно прислушиваются друг к другу, проводят совместные совещания. Отметим, что привыкать к новым условиям приходится не только работникам специализированной организации, но и сотрудникам больницы, которые отвечают за питание пациентов.
Юлия Ермакова
Фото Алексея Севастьянова
Комментарии
Александр СУМИН, главный врач Сергиево-Посадской Районной больницы:
— Произошли принципиальные изменения в организации питания, с 1 октября пациентов начала кормить компания ОАО “Социальное питание “Центр”. Она выиграла конкурс, который провёл Комитет по конкурентной политике Московской области. Эта инициатива идёт из области. Это одна из составляющих умной социальной политики: перевод учреждений на аутсорсинг — сбрасывание не свойственных им активов. То есть мы должны только лечить.
Да, были определённые перебои с пищей. Была задержка, и это, конечно, плохо, но эта задержка не носила трагического характера. Надо понимать, что на наши площади, на наше оборудование пришли совершенно новые люди, нужно было провести серьёзную организационную операцию. Представьте ситуацию — нужно кормить 860 человек!
Владимир ГЛАЗУНОВ, исполнительный директор ОАО “Социальное питание “Центр”:
— Раньше Сергиево-Посадская Районная больница организовывала питание пациентов самостоятельно, по собственному меню, питание было 4-разовое.
С приходом нашей компании в больнице изменился график питания, что связано с расширением ассортимента блюд, изменились нормы и меню. Взрослых теперь кормят 5 раз в день, детей и беременных женщин — 6 раз в день. Мы работаем в соответствии с требованиями приказа Минздрава России № 330 “О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации”.
Сотрудники нашей компании пришли работать на новое место, где установлено своё технологическое оборудование. Компании пришлось приводить пищеблок в порядок, докупать новое оборудование — например, пароконвектомат, блендер, картофелечистку, устанавливать его. С этим связаны временные трудности начального периода работы.
Мы проводили мониторинг с обходом отделений стационара больницы. Негативные отзывы о питании высказала малая часть опрошенных пациентов. Кому-то может быть непривычно лечебное (щадящее и высокобелковое) питание — вязкие каши и дозированные порции, ведь дома они употребляют совсем другие блюда.
Работники пищеблока выдают порции в полном объёме согласно поданным от отделений заявкам. Но бывают ситуации, когда человека перевели из одного отделения в другое, а в пищеблок об этом не сообщили. Бывает, больного привезли, а поставить на довольствие не успели. Но мы при этом стараемся найти выход из ситуации и накормить пациента.
Источник: Газета Вперёд
[1] — Медицина
Медицинские учреждения Сергиева Посада подробнее...
[2] — Сумин Александр Александрович
Александра Александровича многие жители Сергиева Посада знают, как замечательного хирурга. Более десяти лет он возглавлял работу федерального учреждения 1080 «Центральный военный... подробнее...
[3] — Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...