Интеллектуальный клуб. История — наука экспериментальная

logo

Интеллектуальный клуб. История - наука экспериментальная

… Старая часть города подковой раскинулась вокруг небольшого морского залива. Прямо в его середине, на маленьком островке — красавец-замок. Я с восхищением смотрел на него с набережной.

Участники турнира прибыли ещё накануне, так что всё небогатое пространство у подножия стен замка было заполнено пёстрыми шатрами, над которыми реяли флаги и знамёна рыцарей, съехавшихся сюда из российских, финских, шведских, польских, немецких, украинских и белорусских земель. Жизнь в палаточном лагере кипела — кто-то кашеварил у костра, кто-то подшивал свой дублет, кто-то полировал доспехи — турнир должен был начаться через час.

От места, где я находился, к острову можно было добраться на одной из лодок местных паромщиков, но все они были заняты, так что я отправился по берегу залива туда, где между замком и большой землёй был перекинут мост. По дороге среди горожан мне то и дело встречались рыцари с оруженосцами и монахи-доминиканцы. Все они стекались из города к замку.

По обе стороны моста разместились торговцы-ремесленники: кузнецы, горшечники, ткачи, сапожники, ювелирных дел мастера. Время ещё было, и я задержался, чтобы поторговаться за скандинавскую брошь, которой тут же и подколол свой плащ. 

А во дворе замка публика уже занимала свои места на специально сооружённых деревянных помостах. Две девушки в изящных платьях предлагали всем желающим угоститься горячим и терпким глинтвейном, что было весьма уместно после прогулки под прохладным балтийским ветром.

И вот уже выходят глашатаи, чтобы объявить первых участников турнира среди рыцарей. Зрелище вот-вот начнётся и продлится до самой ночи. За конными поединками последуют пешие, а за ними — бугурт, битва пехотинцев "стенка на стенку". Дальше — выступления скоморохов, жонглёров с живым огнём, акробатов. И, конечно, танцы под чарующие звуки лютней и виол. Ну а завтра можно всё это будет вспомнить в компании знакомых вояк в местном трактирчике, опорожнив кружку местного эля и закусив её знаменитым на весь свет здешним солёным кренделем… 

Нет, эта зарисовка не из романа про Средневековье и не из какой-нибудь фэнтезийной саги. Это я по памяти восстановил картинку своего пребывания в Выборге, на фестивале исторической реконструкции, несколько лет тому назад. Фестиваль этот существует и поныне, с каждым годом становясь лишь краше.

Машина времени уже изобретена

Думаю, из моего описания вы уже поняли, что такое историческая реконструкция. Для людей, увлекающихся историей, — это, как правило, хобби. Участникам процесса важно воссоздать дух и атмосферу реконструируемой эпохи: кто-то шьёт костюмы, кто-то куёт доспехи и оружие, кто-то изучает технику исторического боя, кто-то учится игре на аутентичных музыкальных инструментах и так далее. Такие люди объединяются в клубы, а потом колесят по различным фестивалям, радуя себя и горожан.

Впрочем, сводить реконструкторскую деятельность исключительно к сфере досуга и развлечений — огромная ошибка. За каждым фестивалем или проектом подобного рода стоит колоссальная исследовательская и практическая работа. Реконструкция — это экспериментальный метод исторической науки, а также мощнейший инструмент популяризации истории среди населения. Поверьте, одно посещение школьником реконструкции Бородинского сражения даст ему куда больше знаний, чем всё, что написано об этой битве в пресных параграфах учебников. А главное, подобный опыт скорее всего привьёт ребёнку живой интерес к истории. И неудивительно: живая история — живой интерес.

Живая история или бездумная мантра? 

Есть в России города, которые были основаны лет пятьдесят тому назад вокруг счастливо обнаруженной геологами нефтяной скважины. Сами понимаете, Сергиев Посад не из их числа. Нефти у нас нет, зато в избытке другого полезного ископаемого — истории. Впрочем, по жителям нашего города этого не скажешь. 

У нас все знают, что Сергиев Посад — духовная столица России, но далеко не каждый объяснит — почему. Без знания истории "духовность" превращается в ретранслируемое клише, которое бездумно берётся на веру. Без понимания нет уважения к своей земле, а в итоге — талантливая молодёжь покидает город в поисках лучших мест, а не слишком талантливая пишет на стенах и громит урны со скамейками.

Как член Комиссии по истории и культуре Общественной палаты района и просто неравнодушный горожанин, я убеждён, что историческая реконструкция — необходимый инструмент, как для просвещения сограждан, так и для позиционирования нашего города на карте области и страны. Вопрос лишь — как организовать? На заседании интеллектуального клуба имени Горловского в одноимённой библиотеке 3 декабря обсуждался именно этот вопрос.

От аутентичности к местной идентичности

Олег Устинов, председатель Общественной палаты и один из основателей интеллектуального клуба, начал заседание и привёл пример Амбуаза — города во Франции, где ежегодно проводится фестиваль исторической реконструкции, посвящённый эпохе Франциска I. Жители Амбуаза весь год готовятся к фестивалю, шьют костюмы и репетируют роли, чтобы к знаменательному событию всё выглядело великолепно. Так оно и выглядит — ежегодный праздник привлекает в город туристов со всего мира. Для французов прошлое — часть настоящего, неотъемлемая и необходимая. Надо сказать, что так дело обстоит и в большинстве других стран Европы. В каждом европейском городе с мало-мальской историей существует свой фестиваль — пусть скромный и небольшой, но бесценный для горожан. Так рождается и пестуется локальная история, идентичность, которой так не хватает на бескрайних просторах России.

Есть, конечно, на нашей отчизне  исвои фестивали. Реконструкции Бородинской и Куликовской битвы, пожалуй, наиболее известны. Уже несколько лет в Коломенском парке Москвы проходит масштабный фестиваль "Времена и Эпохи". Проводятся мероприятия и на местном уровне, в том числе и в нашем районе. За последние годы у нас сложились традиции проведения фестивалей на Морозовском поле под Хотьковом — "Красное поле", "Городецкое гульбище", "Риттерверг", а на 700-летие Сергия Радонежского элементы средневековой реконструкции были представлены в парке "Скитские пруды". Знали ли вы об этом? Были ли?

Сам город — готовая декорация

Так уж сложилось, что в Европе муниципальные власти идут навстречу энтузиастам, а то и сами выступают инициаторами подобных мероприятий. Но у нас всё не так гладко, вот и ютятся реконструкторы в большинстве своём на удалённых от города полях. Добраться без машины — целая проблема, да и знают об этих фестивалях немногие.

На заседании интеллектуального клуба мной была предложена иная концепция организации исторической реконструкции в городе. Согласно ей под фестиваль необходимо перекрыть проспект Красной Армии и выделить несколько площадок в самом центре Сергиева Посада — Блинную гору с прилегающим участком вокруг реки Кончуры, набережную Келарского пруда, Красногорскую площадь. Здесь могли бы разместиться интерактивные площадки с ярмаркой, постной монастырской кухней, музыкантами, мастер-классами ремесленников. В этом случае сама Лавра и историческая часть города послужит достойной декорацией для проводимого мероприятия. Гуляющие по городу горожане невольно сольются с курсирующими между площадками реконструкторами и прочувствуют на себе всю прелесть давних эпох. А вот большой палаточный лагерь реконструкторов и место для сражений можно было бы устроить на Благовещенском поле, где летом этого года размещались многочисленные паломники, прибывшие на 700-летие Сергия Радонежского. Это ведь тоже была реконструкция своего рода, так что опыт уже есть.

Во что можно поиграть

Что же нам реконструировать? — вот справедливый вопрос. Из всех многочисленных событий наиболее достойным представляется осада поляками Лавры с 3 октября 1608 года по 22 января 1610 года. Тогда гарнизон Лавры совместно с монахами и жителями посада сумел отстоять святыню, опрокинув планы Лжедмитрия II. Эпично и духоподъёмно. Другой вариант — посвятить различные площадки различным эпохам — начиная с легендарного жития Сергия и благословения им Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Есть, в общем, варианты. Есть опытные местные организаторы. Есть энтузиасты. Есть краеведы и историки. Так за чем дело стало?

Проведение подобного фестиваля — дело не ранее как 2016 года. А до этого необходимо сорганизовать все созидательные силы района, составить подробный проект 

(от концепции до финансов), добиться расположения администрации и Лавры, привлечь опытных реконструкторов из Москвы и регионов… Этим и займётся в ближайшее время Комиссия по истории и культуре Общественной палаты района. Дальше — больше: в 2018 году нас ждёт 400-летие Деулинского перемирия, завершившего 15-летнюю войну между Русским Царством и Речью Посполитой. А уж к этой дате мы должны подойти достойно.

Впрочем, впереди, да и куда ближе, другая дата — 70-летие Победы в Великой Отечественной. И тут реконструкция будет очень кстати, но это немного другая история…

Источник: Газета Ярмарка



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Келарский пруд
Большинство жителей города считают Келарский пруд довольно древним созданием природы, но, увы, это ошибочное мнение. Человек изрядно поработал над его созданием, хотя и в довольно далеком от... подробнее...

[2] — Общественная палата Сергиево-Посадского муниципального района по Московской области. Прием претензий, жалоб от населения Сергиево-Посадского района по вопросам: ЖКХ, градостроительства, культуре и прочим вопросам. подробнее...

[3] — По праву считается главной транспортной артерией Сергиева Посада. Это самая протяженная и широкая улица города. Недаром, в прошлые века она называлась Болъшедорожной улицей. подробнее...

[4] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[5]Устинов Олег Александрович
Биография Родился 9 марта 1982 года в г. Павловском Посаде Московской области. В 1999-2004 гг. обучался на дневном отделении факультета истории, политологии и права Московского государственного... подробнее...

[6]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...