Из летописи Московской Духовной Академии. Чудо воскрешения

logo
Из летописи Московской Духовной Академии. Чудо воскрешения

Возобновление Московских духовных школ предпринятое на исходе Великой Отечествен­ной войны, было сродни воскрешению еван­гельского Лазаря с той лишь разницей, что не четыре дня, а четверть века — с 1919 по 1944 год были они об­виты пеленами и погребены, как казалось советским властям, на веки вечные. Духовные семинария и акаде­мия, снискавшие за триста лет существования почести и славу не только на стезях богословского образова­ния, но и духовно-нравственного просвещения всего народа русского, оказались ненужными нарождающе­муся государству. Должно было свершиться чудо, что­бы прервавшаяся традиция возродилась. И таким не­ожиданным, вне привычных представлений, событием стала кремлевская встреча, когда 4 сентября 1943 года Сталин вызвал к себе высших иерархов Русской Пра­вославной Церкви — местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), ми­трополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) и митрополита Киевского Николая (Ярушевича). Около двух часов продолжалась беседа о взаимоотношениях Церкви и государства, в которой были затронуты и вопросы подготовки церковнослу­жителей. Митрополит Сергий говорил о необходимо­сти открытия духовных учебных заведений, поскольку Церковь осталась практически без священников и диа­конов. «А почему у вас нет кадров?» — спросил Ста­лин, в упор глядя на своих собеседников. Алексий и Николай смутились… Всем было известно, что кадры истреблены в лагерях. Но митро­полит Сергий не сму­тился: «Кадров у нас нет по разным при­чинам. Одна из них: мы готовим священ­ника, а он становится маршалом…» Доволь­ная усмешка тронула уста диктатора… «Да, да. Как же. Я семина­рист. Слышал тогда и о вас». Затем Сталин стал вспоминать се­минарские годы… Ска­зал, что мать его до самой смерти сожалела, что он не стал священником. Митрополиты просили открыть богословские курсы в нескольких епархиях. «Сталин, согласившись с этим, в то же время спросил, почему они ставят вопрос о бого­словских курсах, тогда как правительство может разре­шить организацию духовной академии и открытие ду­ховных семинарий во всех епархиях, где это нужно. Митрополит Сергий, а затем митрополит Алексий ска­зали, что для открытия духовных академий у них еще мало сил и нужна соответствующая подготовка»2.

Вскоре после кремлевской беседы архиепископ Са­ратовский Григорий (Чуков) по поручению главы Церкви разработал проект организации Православного богословского института в Москве и богословских пастырских школ в епархиальных центрах. По замыс­лу автора проекта новая школа обязана была ставить богословскую науку так, чтобы она не оставалась ни схоластическим упражнением ума, ни отвлеченной теорией христианства, а прежде всего и главным обра­зом стала бы руководящим началом жизни по еван­гельским заповедям, по примеру святых отцов и по­движников Церкви. Проект был утвержден Священ­ным Синодом уже после избрания Патриарха Сергия… «Журнал Московской Патриархии» (№ 4 за 1943 год) поместил объявление о наборе в Православный бого­словский институт «лиц с высшим и средним образо­ванием, не моложе 18 лет, с удостоверением от епархи­ального архиерея или кого-либо из пастырей той епар­хии, в которой проживает проситель».

Уже после кончины Патриарха Сергия, 14 июня 1944 года, состоялось открытие богословского инсти­тута и пастырских курсов в Москве, в помещениях Новодевичьего монастыря. Дата эта совпала с памятью святого мученика Иустина Философа, учредившего в Риме в эпоху гонений на христиан богословскую шко­лу. Перед совершением молебна патриарший местоблю­ститель митрополит Алексий благословил возрождав­шуюся школу иконой «Явление Божией Матери пре­подобному Сергию» и сказал: «Да будет она преемни­цей по духу и силе Московской духовной академии, ко­торая создавалась и процветала под кровом и благосло­вением преподобного и богоносного отца нашего Сер­гия… да будет благодатный дух Московской духовной академии сугубо в Московском богословском институ­те, как дух пророка Илии сугубо явился в ученике его, пророке Елисее».

Учебные аудитории института разместились в Лопухинском корпусе1, а его общежитие и аудитория богословско-пастырских курсов — в помещениях при монастырской Успенской церкви. Первым ректором богословского института и богословско-пастырских курсов стал протоиерей Тихон Попов. К преподаванию были привлечены настоятели и священники москов­ских храмов, окончившие когда-то Московскую, Пе­тербургскую, Киевскую, Казанскую духовные акаде­мии. Один из студентов богословского института — будущий митрополит Питирим вспоминал, что уча­щиеся первого «военного» набора «пришли отовсюду. Среди них были и молодые, и совсем пожилые люди. Одни из них имели законченное гуманитарное обра­зование, другие прошли курс духовной семинарии в далеком прошлом, но были и такие, кто вообще не имел никакой подготовки, кто по зову сердца пришел с сельскохозяйствен­ных работ, от станков тыловой промышлен­ности или с передо­вых позиций Великой Отечественной вой­ны — опаленные ог­нем военного пожара, с нашивками ранений, боевыми наградами… Были в числе студен­тов и специалисты с большим жизненным опытом, работавшие прежде в конструк­торских бюро, и люди, много лет служившие на приходах псалом­щиками»1.

Обращаясь к со­бравшимся на откры­тии института, митрополит Алексий назвал их любителями божественной, духовной и церковной мудрости. «Мудрость христиан­ская, — сказал владыка, — мирна и кротка, исполнена милости и плодов благих (Иак. 3, 17). Мирен и кроток должен быть и тот, кто для нее подвизается… Ревную­щие об истинной мудрости должны поднимать дух лю­дей из рабской низости и духовного расслабления к свободному раскрытию и проявлению его сил, но в то же время утверждать его в свободном, без колебаний, и нелицемерном повиновении закону и власти, от Бога установленным, и охранять от своеволия, которые есть искажение и извращение свободы»1.

Таким образом, первые уроки церковности и духов­ной мудрости будущим семинаристам преподал ми­трополит Алексий — с 1945 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

М.Х. Трофимчук. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских Духовных школах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра 2005 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...