Зачем потревожили мощи Святителя

logo
Зачем потревожили мощи Святителя

В 1939 году проведена эксгумация митрополита Московского Филарета на территории Троице-Сергиевой лавры

Красный уголок на могиле

На территории Троице-Сергиевой лавры в советское время было произведено несколько вскрытий захоронений известных исторических деятелей. Одно из наиболее драматичных — вскрытие могилы митрополита Московского Филарета.

Святитель, скончавшийся 19 ноября 1867 года, был похоронен на десятый день после смерти в специально сооруженном у церкви Сошествия Святого Духа на апостолов приделе во имя Филарета Милостивого. Строительство придела, начатое еще при жизни митрополита, в месте, назначенном самим владыкой, было завершено уже после его кончины — 30 июня 1868 года.

После событий октября 1917 года церковь была закрыта для богослужений, а ее здание стало использоваться под различные организации. В приделе, где было захоронение Филарета, новые власти устроили Красный уголок и, естественно, оформление надгробия митрополита было изъято.

В 1928 году при составлении плана реставрационных работ впервые возникла идея сноса поздних пристроек.

Член ученого совета музея профессор В.П. Зубов писал, что «аварийное состояние этих пристроек и их антихудожественность заставили приступить к их разборке в 1938 году, так как не имело никакого смысла восстанавливать или конструктивно подкреплять их». Основные причины разборки — разрушение древнего памятника. Приделы, не имея «фундамента глубокого заложения», оседая, «тянули» за собой стены храма.

Вскрытие под присмотром комиссии

До настоящего времени считалось, что документы о вскрытии не сохранились. Об этом говорится в отчете археолога Сергея Алексеевича Беляева, который в 1994 г. руководил работами по обретению мощей святителя. Пишет он и о том, что ему не известна точная дата вскрытия, широко датируя его 1938-1940 гг.1

Однако, просматривая неопубликованные архивные материалы, мы обнаружили материалы, которые возмещают этот пробел.

Эксгумация останков митрополита Филарета была осуществлена 28 сентября 1939 года специальной комиссией. В нее вошли: замначальника Московского областного Управления по делам искусств Грачев В.В., «сержант гос. безопасности Загорского (г. Сергиев Посад в тот период назывался Загорском. — Ред.) райотделения НКВД т. Федоров, представитель НКВД по Моск. Обл. т. Жирков», три представителя музея — директор Птицын И.З., старший научный сотрудник Лазарев И.В. и фотограф Гринберг А.Д., а также руководитель реставрационно-строительных работ по архитектурному ансамблю Троице-Сергиевой лавры архитектор Трофимов И.В. и художник-реставратор Юкин П.И.

Почему-то на вскрытие не был вызван археолог. В этом, как мы полагаем, состоит принципиальная разница причин вскрытий советского времени на территории Лавры: в одних случаях — это археологические исследования, как, например, вскрытия захоронений Максима Грека (1942) и Бориса Годунова (1945). А в других — развенчание культа, поскольку эксгумация святителя проводилась в период активной борьбы с религией.

Также одной из возможных причин создания специальной комиссии, вероятно, было то, что при вскрытии могилы крупнейшего российского иерарха могли быть обнаружены драгоценные предметы, подлежащие изъятию.

На вскрытии кроме членов комиссии присутствовали и другие лица. Очевидец событий экскурсовод музея, жена археолога И.Г. Еремина — Галина Ивановна Уткина рассказывала, что комиссия надеялась найти в захоронении бриллиантовый крест (благодарим археолога В.И. Вишневского за любезно предоставленные сведения. — Авт.).

Для вскрытия 1939 года были и другие причины. Придел был разобран, склеп, располагавшийся далеко от стены храма, выступал из земли на значительную высоту. Поэтому его необходимо было убрать, чтобы он не препятствовал свободному проезду по территории. Кроме того, почти открытое захоронение могло быть легко повреждено и нарушено.

Зачем потревожили мощи Святителя

Что обнаружили?

Итак, под наблюдением комиссии вскрытие состоялось. Сначала сняли чугунные плиты и перекрытия склепа, в котором находился дубовый гроб с медной дощечкой на крышке, затем перенесли его в Серапионову палатку, где членами комиссии и приглашенными сотрудниками музея произведено вскрытие без посторонних лиц. После снятия крышки гроба был обнаружен еще один — сосновый — гроб, крышка которого украшена деревянным накладным Голгофским крестом, с копием (копьем) и губкой.

Из внутреннего гроба последовательно стали извлекаться следующие предметы: «полуистлевший покровец, кожаная обувь (истлевшая), железная митра <…> с образками и поддельными аметистами в кресте, крест деревянный с финифтяной накладкой, евангелие с серебряной накладкой, две панагии с цепочками серебряные, палица, покровец, омофор большой и малый, саккос, подризник, рубашка и штаны, епитрахиль, поручи, крест нательный деревянный и крест нательный медный» 2.

Все найденное соответствует зафиксированному в источниках XIX века описанию истории погребения митрополита Филарета.

Акт о вскрытии свидетельствует, что «под всем описанным разбросаны кости и череп с хорошо сохранившимися волосами, истлевшая подушка со стружками». По воспоминаниям Г.И. Уткиной об этом событии, при извлечении тела митрополита комиссия увидела, что его голова и руки были забальзамированы.

Известно, что тогда комиссия постановила: останки Филарета закопать в северо-восточной части ограды Успенского собора.

Зачем потревожили мощи Святителя

Судьба останков

Вновь вопрос об этом вскрытии был поднят осенью 1944 г. Вероятно, это было связано с началом процесса подготовки передачи храмов Лавры Патриархии. Старший научный работник музея Анна Михайловна Курбатова в своей докладной записке рассказала о произведенной эксгумации, об изъятых предметах и о судьбе останков. В частности, она сообщила, что «после долгого лежания на полу Серапионовской палатки <…> было дано распоряжение все вещи и кости сжечь, что и было сделано т. Созыкиной А.Ф. — технической работницей фондов. Куда делись гробы — я не знаю». А дальнейшие ее слова обращают на себя особое внимание: «Не знаю также, был ли зарыт или сожжен основной костяк покойного»3. Так как прошло уже несколько лет с момента вскрытия, А.М. Курбатова уточняет, что сообщаемые ею сведения изложены по памяти, но при этом упоминает, что обращалась за сведениями к коллегам.

Спустя почти 50 лет после эксгумации аналогичную информацию сообщила и Г.И. Уткина. По ее воспоминаниям, забальзамированная голова Филарета долго стояла в шкафу и какая-то уборщица в итоге ее то ли выкинула, то ли сожгла.

Получается, на сегодня мы имеем два возможных варианта развития событий: останки митрополита Филарета либо закопаны по поручению комиссии не на месте захоронения, либо сожжены. Сведения об этом, как видим, противоречивы. Возможно, был осуществлен какой-то иной вариант. Поэтому необходимы дальнейшие исследования.

Зачем потревожили мощи Святителя

 

«Российская газета»



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[4] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[5]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...