Древний Городок. Исторические заметки

logo
В. Вишневский
Село Радонеж (городок Радонеж, село Городок) — древнейший населенный пункт нашего района, один из городов на основной территории Московского княжества, принадлежавших московским Даниловичам уже на рубеже XIII-XIV веков, центр одноименной волости и историческая область, где провел годы юности преподобный Сергий Радонежский и впоследствии основал Троицкий монастырь.
 Древний Городок. Исторические заметки


Радонеж. Современный вид

Зориан Доленга-Ходаковский стоит первым в списке исследователей славянских древностей Радонежа. Ходаковский, или полностью Зориан Доленга-Ходаковский (а выяснилось это через тридцать лет после его смерти) — псевдоним польского археолога, историка, этнографа и фольклориста Адама Чарноцкого (1784-1825). В 1816-1820-х годах Ходаковский выступает сначала в польских, а затем в русских журналах с серией статей, где развернул обширную программу изучения древнейшего прошлого славянских народов. Ходаковский, используя уездные и губернские карты, первый собрал материалы для археологической карты России и Украины. Эта комплексная программа исследований, объединяющая цели и методы археологии и этнографии, исторической географии и лингвистики, фольклористики и геральдики, была первой в отечественном славяноведении.
 Древний Городок. Исторические заметки


План Радонежского городища 1901 года, снятый Ю.Г. Гендуне

Городища он считал славянскими святилищами, своего рода «храмами под открытым небом»; вокруг них должны были располагаться урочища, посвященные языческим богам и названные по именам общеславянского пантеона. Сбор сведений о городищах и окружающей микротопонимике стал главным методом работы Ходаковского.
Научные общества, к которым обратился Ходаковский, осудили его идеи, сведя их к крамольному прославлению язычества и нападению на христианство. Однако сторонники представили его работу в Петербург, там Ходаковский успел заинтересовать своими планами этнографических экскурсий известного мецената, графа Николая Петровича Румянцева и министра народного просвещения, князя Александра Николаевича Голицына. Составленный им проект археологического путешествия по России был одобрен Карамзиным и затем 4 июля 1820 года удостоился Высочайшего утверждения. Путешествие должно было продолжаться четыре года, на издержки назначено было 3000 рублей.
 Древний Городок. Исторические заметки


Зориан Доленга-Ходаковский

Ходаковский в 1820-1821 годах объехал ряд мест Северо-Западной и Центральной России, собрал богатый топонимический материал (сведения о 7000 городищ) о славянских курганных могильниках, кое-где провел раскопки. В городищах исследователь видел руины языческих святилищ — около них имеются урочища с подобными названиями (Святоград, Белград, Белые Боги, Черные Боги, Чертово городище). Лишь позже раскопки доказали, что прав был его оппонент русский историк Калайдович, считавший, что это остатки укрепленных поселков.
Путешествие проходило из Петербурга в Москву, через северные губернии, через Старую Ладогу, Псков, Изборск, Порхов, по Верхней Волге — Торжок, Тверь, Кашин, Белгородок, Углич, Рыбинск, Ярославль, Ростов, Переславль и, наконец, Сергиевский посад. Далее путь исследователя лежал по Дмитровскому уезду к селу Городок, «что звалось прежде Радонежью».
 Древний Городок. Исторические заметки


Юго-западная стена Радонежского детинца в XIV веке. Реконструкция В.И. Вишневского.

На московском тракте, очевидно, в селе Воздвиженском, Ходаковскому удалось упросить какую-то молодую крестьянку отвезти его на телеге в село Городок. В сопровождении сельского священника и нескольких старожилов села Городок Ходаковский побывал на Радонежском городище. «…Бывши в селе Городке, что звалось прежде Радонежью, — писал он, — узнал я редкое название. Тамошний священник и несколько старожилов завели меня к насыпному городку и рассказали все урочища вокруг себя. Напоследок один из них говорит: «…есть Белые Боги подле Воздвиженского села, оно смежно с нами, не дальше одной версты от этого Городка». Молодая женщина, которая привела меня с большой дороги в сие место, знала также про сии Белые Боги и завела меня к ним. Прекрасное местоположение согласуется со своим названием — оно близко раздолья или лощины, которою отделено от урочища, называемого “Могильцы”». Напомним, что городища он считал святилищами и искал рядом с ними местности (урочища) с сохранившимися именами языческих божеств. По аналогии с исследованными урочищами в северо-западных губерниях рядом со святилищами находились могильники, и рядом с ним располагалось урочище Могильцы. «Но поле Могильцы не сохранило ничего насыпного. Вероятно, давно уже разорено сохою». Таким образом, в научный оборот попали сведения о единственном в Подмосковье языческом святилище. Интересно, что еще тогда исследователь выразил удивление, что «урочище могло уцелеть близко Радонежу, где в XIV веке жил и славился святой муж». И сам нашел этому объяснение: «Но он, всею душой бывши занят положением своего отечества, видно не вооружался на старинные номенклатуры, никому не вредные».
В 1850-60 годах село Городок и его окрестности посетили фольклорист и этнограф Иван Михайлович Снегирев (1793-1868) и писатель и историк Константин Сергеевич Аксаков.
 Древний Городок. Исторические заметки


Константин Сергеевич Аксаков

Первый из них описал Городище и дал его местонахождение: «…в 100 саженях (около 200 метров) к западу от церкви, его земляные валы, обтекаемые излучистой Пажей…». Валы, по словам Снегирева, имели форму неправильного четырехугольника, самая большая длина которого 70 сажен (164,4 метра). Незадолго до его приезда площадка городища начала распахиваться. Он также сообщил, что в XIV-XV веках в Радонеже было 2 монастыря и 7 церквей. Откуда взялись эти сведения и были ли они достоверными — неизвестно. Побывав там, он не обнаружил пяти белых камней, которые там были по преданию местных жителей; хотя само место было сходно по описанию с местом, указанным Ходаковским. «В двух верстах от Воздвиженского, — писал Снегирев в 1856 году, — есть в сосновом бору бугор, называемый Белые Боги; по свидетельству тамошних старожилов, там, в овраге, лежали какие-то камни, недавно снятые для искания под ними клада, а старое предание говорит, будто преподобный Сергий там водрузил каменный крест на месте каких-то истуканов, коим поклонялись окрестные жители».
В 1857 году Радонеж посетил историк и литератор-славянофил К.С. Аксаков (1817-1860). Он с удивлением записал рассказы местных крестьян: «Мы были прежде князя Андрея Радонежского, тому уж пятьсот лет; здесь было 7 церквей и город Андрея Радонежского…». Указали крестьяне и место урочища Белые Боги, причем описание совпадает с указанным Ходаковским. В урочище должны были лежать пять камней, на которые преподобный Сергий Радонежский положил крест и которых, впрочем, Аксаков не нашел (впоследствии слышал, что они пошли на постройку). Он описал городище, как окруженный с трех сторон рекой Пажей мыс, и возвышавшийся над округой, обведенный по кругу валом, распаханный и засеянный рожью.
 Древний Городок. Исторические заметки


Юлия Густавовна Гендуне

Спустя 80 лет после посещения Радонежа Ходаковским, городище осмотрела Юлия Густавовна Гендуне (1868-1909) — первая русская женщина-археолог, дочь управляющего Вознесенской и Балахнинской мануфактур. В отличие от своих предшественников, она была профессиональным археологом, имевшим за плечами образование в Германии (знала пять языков), Петербургский археологический институт (1900) и немалый опыт полевых раскопок в центральных областях России.
В 1901 году она посетила Радонеж, сделала первый план и профиль городища, которое она определила, как средневековую крепость. Гендуне отметила также, что памятник имеет правильную треугольную форму, вал с напольной стороны выше и шире, чем с приречной, кроме того, напольная сторона имеет еще один внешний вал шириной 12 футов (3,65 метра) и высотой 8 футов (2,43 метра), культурный слой на самом городище уничтожен распашкой, а земство отвело эту территорию под кладбище, но при рытье могил, по словам священника, не встречались какие- либо находки. Ценно свидетельство Ю.Г. Гендуне о существовании невдалеке от села, на выгонах мелких курганов, «под которыми попадались человеческие кости и старые украшения». К сожалению, исследовательница по каким-то причинам не осуществила своего намерения — заняться в 1902 году раскопками этих курганов.
Таким образом, в дореволюционное время объектами археологических исследований в селе Городок были Радонежское городище, урочище Белые Боги, урочище Могильцы, курганный могильник. В первую очередь, конечно, был собран топонимический материал, сохраненный устной традицией XIX века, план, профили, наблюдения за слоем и укреплениями городища, сделанные профессиональным археологом. Было правильно определено городище Радонеж, как древнерусская крепость. Все это было важно и ценно, несмотря на незначительный объем археологического материала и полное отсутствие вещей.
 Древний Городок. Исторические заметки


Николай Петрович Милонов

Новый этап в изучении Радонежа начался в советское время и был связан с сотрудником Загорского историко-краеведческого музея Николаем Петровичем Милоновым (1894—1975). Он не был специалистом-археологом, свою деятельность начинал в 1920-х годах преподавателем истории в школах Москвы. С 1929 года работал сотрудником Сергиевского, а затем Загорского историко-краеведческого музея. Под его руководством в 1929 году начались раскопки памятника, продолжавшиеся в 1930—32 и 193б годах. В 1936 году Милонов уже как сотрудник Московского областного научно-исследовательского бюро краеведения вел раскопки по заказу Музея игрушки, поскольку в Радонеже были найдены средневековые керамические игрушки. Всего же за это время им было вскрыто около 900 м2, из которых 100 м2 приходится на городище, а остальное — на посад.
Шурфы и траншеи, разбитые внутри валов, показали тонкий перепаханный культурный слой 15 см. Была проведена зачистка вала с внутренней и внешней стороны, снят более подробный план городища, сделаны профили укрепления (в 1936 году вал был разрушен уже в пяти местах, причем с северной стороны мыса — практически уничтожен). Основные площади были вскрыты на площадке между входом на городище и церковью. Часть отчетов Милонова сохранилась в Российской государственной библиотеке и архивах Музея игрушки и Сергиево-Посадского музея-заповедника. Детальный анализ его материалов показал, что часто в отчетах, даже если они и были, отсутствует стратиграфия слоев, полные планы раскопок, опись находок, фиксация по квадратам и пластам. Вместо этого отчеты снабжены «актуальными» для того времени социологическими выводами. В довершение всех бед, археологическая коллекция из раскопок Милонова в Радонеже исчезла. А в ее составе были тысячи фрагментов керамики, целые сосуды, кирпичи, изразцы, керамические игрушки, изделия из железа, кости, бронзы, в том числе, ювелирные изделия. Сохранилось триста фрагментов керамики в фондах Государственного исторического музея и несколько игрушек в Музее игрушки. Весьма внушительный археологический материал был поверхностно изучен и опубликован в небольшой статье в 1948 году.
 Древний Городок. Исторические заметки

Следующий этап изучения Радонежа был проведен в 1954 году отрядом по изучению древнерусских крепостных сооружений Среднерусской экспедицией Института истории материальной культуры АН СССР под руководством Павла Александровича Раппопорта (19131988). Он не производил раскопок, но более детально осмотрел городище, составил план и профили, отметил, что площадка в высоте достигает 18 метров от уровня реки, а фрагменты керамики из слоя на городище дают возможность датировать детинец Радонежа XIV—XV веками, сравнивая с другими подмосковными крепостями того времени. Крепость детинца, построенного в период наибольшего расцвета города, в XIV веке, при владельце — князе Владимире Андреевиче Серпуховском (Храбром), одном из героев Куликовской битвы, при его сыне Андрее Радонежском становится центром небольшого удельного княжества. Раппопорт впервые привлек данные летописей, актового материала и других письменных источников.
В 1960 году Ростиславом Леонидовичем Розенфельдтом (1922—1989) было обследовано городище Радонеж и составлен паспорт на памятник археологии, и Министерство культуры РСФСР поставило Радонеж на государственную охрану как памятник археологии республиканского значения.
В 1976 году памятники Радонежа были обследованы археологом Алевтиной Алексеевной Юшко (р. 1935) и определены как «вариант волостного центра XIV века», состоящего из «городка» и «села Радонежского». Далее детально занимался археологией Радонежа и его окрестностей Сергей Заремович Чернов (г.р.1957). В 1980 году на основе наблюдений он пришел к выводу, что размеры селища XIV—XV веков значительно больше, чем это определила Юшко, а именно, составляют 410 000 м2. Им были сделаны подробные топографические планы Радонежских городища и селища. Экспедицией исторического факультета МГУ в 1976-1984 годах в округе Радонежа было выявлено 84 селища, а также могильники, дороги, пруды и другие сооружения, совместно с учеными-естественниками проведены комплексные (палинологические и геоботанические) исследования средневекового ландшафта.
С.З. Чернов, следуя описаниям Ходаковского, в 1981 году обследовал урочище Могильцы, рядом с которым должно находиться урочище Белые Боги, — оно оказалось поселением XIII—XIV веков. Далее, со святилищем Белые Боги он идентифицировал селище Лешково-9 второй половины XIII—XIV веков, которое было обнаружено в 350 метрах к северу от урочища Могильцы на левом берегу ручья Оржавец. На селище был найден крест-тельник с трехлепестковыми криновидными концами, датируемый XIV веком. Подкрепляющими аргументами стали свидетельства местных жителей, что здесь лежали «белые камни» (почти как у Аксакова!), и находились источник и дубрава — а славяне почитали дубы. Третьим кандидатом на роль святилища стало селище Лешково-4 на поляне в лесу, в 2,4 км от Радонежа, близ Троицкой дороги, где раскопки выявили следы наземной жилой постройки с глинобитной печью и хозяйственной ямой второй половиной XIII-первой половины XIV веков. Возникшая на его месте пустошь, упоминается как Белухин- ская. Таким образом, святилище Белые Боги до сих пор не обнаружено — найти его путем археологических раскопок, практически, невозможно.
В 1997 году на Подафанасовом лугу кладоискателями были найдены: клад монет XVI века и бронзовые кресты XVI—XVII веков. Чернов провел по следам этих находок раскопки, было вскрыто несколько погребений и найдены монеты XV—XVII веков.
Следующий этап археологического изучения Радонежа связан с работами археологической экспедиции Загорского музея-заповедника под руководством В.И. Вишневского. В 1983-90-х годах экспедицией велись более широкие разведки и раскопки памятника. Объектами его исследования стали территория самого городища, оборонительные укрепления, прилегающая к нему округа (окольный город), периферийные районы посада и система плотин. За это время были заложены восемь раскопов общей площадью 583 квадратных метра и два шурфа. Задачей комплексного исследования являлось выяснение отдельных аспектов прошлого древнего города: времени возникновения города, топографии, оборонительных сооружений, социально-профессиональной структуры населения, локализации территорий, экономически связанных с Радонежем.
На Радонежском городище и посаде («Подафанасовом погосте») найдены предметы финно-угорской (мерянской) культуры VII—IX веков: бронзовая поясная подвеска-медведь и шумящая подвеска с колокольчиками IX века. Подвеска-медведь VII—VIII веков связана с населявшим Радонеж финно-угорским племенем меря — предшественником славян в Верхнем Поволжье. У мери, как известно, существовал медвежий культ, и отголоском распространенного в этих краях культа, может быть, является эпизод жития, где преподобный Сергий Радонежский предстает как усмиритель медведя.
На Радонежском посаде найдена серия вещей домонгольского периода XII—XIII веков: удила, цилиндрические замки, фрагменты стеклянных сосудов. В заполнениях подпечных ям построек Радонежского посада XIV—XV веков найдены фрагменты образцов московской керамики того времени: горшки с характерным волнистым орнаментом на горловине и столовые миски, а также глиняные пряслица, кузнечные изделия — сложные цилиндрические замки и ключи к ним. Найдены инструменты радонежских ремесленников: сверла, моло- точек-зубильце, ножи, серпы. Один из ножей, привезенный, как видно, из Западной Европы, имеет на лезвии фигурное клеймо в виде бегущего волка. Найден железный сошник — наконечник деревянной двузубой сохи. О высоком уровне специализации гончаров Радонежа свидетельствуют частые находки керамических игрушек. Это традиционные для московских гончаров XIV—XV веков птички-свистульки, коньки-погремушки, покрытые белым ангобом.
Раскопками исследовалось Радонежское городище. Было выяснено, что с юго-восточной стороны, помимо дерево-земляной стены, самой высокой (6 метров) и мощной (5 метров толщины), находились дополнительные укрепления. В 10 метрах, снаружи от стены, на краю горизонтальной площадки- бермы проходил, очевидно, тын — бревенчатая стена, а у подножия склона был прорыт ров шириной 4—5 м и глубиной более 1 м. На дне его могли быть также укреплены заостренные колья — «частик». Впервые было изучено древнее кладбище на так называемом По- дафанасовском лугу, где стояла церковь святых Афанасия и Кирилла Александрийских, упомянутая в документах XVII века. На этом кладбище, согласно Мазуринскому летописцу, в сентябре 1682 года были погребены казненные за околицей села Воздвиженского глава мятежных стрельцов князь Иван Андреевич Хованский и его сын Андрей. Было обнаружено 38 непотревоженных и остатки 101 разрушенного погребения. Найденные здесь фрагменты белокаменных надгробий, бронзовые нательные кресты и серебряная монета-полушка датируют кладбище XVI — началом XVII веков.
В. Вишневский

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Музей игрушки расположен на горе Волокуше напротив Троице-Сергиевой лавры. Он основан художником и педагогом Николаем Дмитриевичем Бартрамом в 1918 году. В стенах музея хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира. подробнее...

[2]Профессия печник
Меня всегда восхищали люди, способные творить что-то своими руками. На страницах нашего проекта мы часто публикуем обзоры о компаниях Сергиево-Посадского района, но о людях – мастерах... подробнее...

[3] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[4]Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник создан по Декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 апреля 1920 г. «Об Обращении в музей... подробнее...

[5] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[6]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...