Древнерусское поучение на вторую неделю Великого поста. Пост телесный и пост душевный

logo
Древнерусское поучение на вторую неделю Великого поста. Пост телесный и пост душевный

Придите, други и братья, возлюбленное стадо Христо­во, — еще нечто скажу вам о Святом посте, которого две недели уже прошли. Пост есть десятина всего года. И нам должно, братья, Богу, даровавшему нам жизнь и блюдущему нас по Своей благости, вполне отдавать десятину года, как делали то и древние мужи, которых по спра­ведливости называем святыми, и которых Господь Бог прославил по всей земле, потому что они сохранили Его заповеди. Кто же это? Во-первых, постился Энох и взят на небо с плотью, где и до­ныне пребывает жив. Постился Ной и спасен был от Всемирного потопа вместе с детьми его, от него и нынешний род людской про­изошел. Постился также Авраам и наречен «другом Божиим» и стал отцом Пророков, патриархов и всех прочих. Постом очис­тился Моисей и беседовал с Богом лицом к лицу, и просветилось лицо его, как солнце. Постился пророк Илия и свел огонь с неба на жертву, и испросил у Бога дождь людям жаждующим. Постом пророк Даниил укротил львов и стяжал наименование «мужа же­ланий». Многие и в Новом законе Господнем освятились постом и спаслись: имен их не вместят и книги всего мира, един Бог веда­ет Своих угодников.

Но скажет кто-нибудь в себе: «Те святые были крепки, а мы немощны и слабы». Если мы немощны и слабы, то, по крайней мере, отдадим Господу Богу сполна десятину, которой Сам Он требует от нас. Год состоит из трехсот шестидесяти пяти дней; и от всех этих дней в десятину Господь избрал Себе сии дни поста. Сами вы разочтите, ибо хорошо это знаете, а я объясню детям и новопросвященным. Тридцать шесть дней составляют десятую долю трехсот шестидесяти. Пост продолжается семь недель: но из них надобно исключить дни субботние (кроме Великой Субботы) и недельные, потому что они суть праздники Господни; первые — в память покоя Божия от дел, последние — ради Воскресения Гос­подня. А чтобы не пропала десятая доля и пяти (остальных) дней года, надобно причислить к посту время (полдня) от Великой Суб­боты до Воскресения Господня. Посему-то святые Отцы запове­дали поститься до глубокой ночи. Таким образом, семь недель со­ставляют десятину Божию. И если не отдадим ее сполна Богу, то какой дадим ответ? Как получим прощение во грехах, если всегда будем преданы объедению, пьянству, сластолюбию и прочим похотям? Невоздержание было причиной преступления заповеди, а преступление ввело в мир смерть. Адам не сохранил в чистоте пос­та, который заповедал ему Бог, и предан смерти по телу. А мы после стольких примеров, если не захотим соблюдать всех дней поста в чистоте, умрем смертью душевною (смерть души есть веч­ная мука), как сказал апостол Павел: вдовица питающаяся про­странно жива умерла (1 Тим. 5; 6). Сами знаете, как любезен был Богу народ израильский, который Он провел посуху чрез море Чермное, которому послал с неба манну, сотворил для него тьмы чудес и говорил о нем: сын Мой первенец Израиль (Исх. 4; 22). Но и того не пощадил Он, когда не соблюл народ поста. Моисей гово­рил израильтянам по повелению Божиему — поститесь, а они седоша ясти и пити и восташа играти (Исх. 32; 6). Предались блужению, и пришел на них гнев Божий, и за любострастие были они возненавидены Богом. Что же будет нам, которые постились одну только неделю, а теперь опять заботимся о сладкой пище?

Но молю вас, братия, видя некоторых, живущих без страха Божиего и пекущихся более о теле, нежели о душе, — не прельщай­тесь их примером, они не Богу работают, а своему чреву. Ложны­ми словами они обольщают сердце невинных, но …кончина их — погибель (Флп. 3; 19). Как начали, братия, поститься с первого дня, так и продолжайте до Воскресенья Господня. Не принуждаю вас никого держать пост чрез силу, но как кто может, по силе: только не вдавайтесь в слабость. Зависть и клеветы совершенно удалите от себя: иначе одной половиной, — телом, вы будете умилостивлять Бога, а другой прогневлять Его. Освободившись от гнева, ярости, ссор и всяких неправд, в терпении достигайте награды, вам уготованной, о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава.

Из рукописного «Сборника » XIV в.

Библиотека Троице-Сергиевы Лавры

ПОСТ ТЕЛЕСНЫЙ И ПОСТ ДУШЕВНЫЙ

Одно из апостольских правил гласит: «Аще кто, епископ или пресвитер, или диакон, или чтец, не постится в святую Четыредесятницу, кроме препятствия от немощи телесной, да будет извер­жен. Аще же мирянин, да будет отлучен». Такова воля Церкви о нашем пощении.

Как же мы постимся? — Увы! Это ли пощение изрядное: мяса не едим, но постной пищей объедаемся до пресыщения. Без масла порой едим, но опять заменяем его разными сладостями! И таким образом великопостную трапезу не делаем ли разнообразнее, вкус­нее даже и мясной трапезы? Но есть это истинный пост? — Нечи­стой совестью постятся таковые. Да, пост состоит, други мои, не в том только, чтобы не есть мяса и т.п., аив том, чтобы при воздер­жании от скоромной пищи вообще избегать лакомства, не есть часто, не есть досыта, и затем, что будет сбережено чрез это, — то раздавать бедным. Таков совет святого Иоанна Златоуста.

Скажете: «Мы не в силах так поститься, как устав церковный того требует». — Верю. Но кто же виноват тут? Зачем не приучи­ли и не приучаем себя к посту? А приучить можно. Рассказывают о преподобном Дорофее. Он, желая обучить ученика своего, Досифея, строгому воздержанию, сперва давал ему хлеба до 4 фунта в день, потом все меньше и меньше и кончил тем, что Досифей, наконец, стал довольствоваться двенадцатой долей фунта. Фунта стало доставать ему на 12 дней. Все дело зависит, следовательно, от привычки.

«Тогда работать сил не будет». — Правда, до изнурения сил доводить себя тоже не следует, но по возможности и работающим должно соблюдать пост. Худо то, что для многих — что пост, что мясоястие — все равно; встал — и за пищу, за чай, а иные — и за водку. Это ли христиан благочестивых поведение? Наконец, пусть строгое пощение тебе и не по силам, но значит ли это, что ты и прав, что тебе и не в чем прощения у Господа просить, словом, и греха в том нет, что ты мало постишься? Нет, друг мой, не по совес­ти так поступаешь. Неисправен, — и проси у Господа прощения.

Но если и строгий пост держишь ты в пище и питии, — для дела пощения этого далеко еще недостаточно. Пост телесный тог­да лишь на пользу, когда он соединяется с постом душевным или духовным. Без последнего телесный пост ничтоже есть. «Не гово­ри мне, — поучал в свое время святитель Иоанн Златоуст, — что ты столько-то дней постился, не ел того или другого, не пил вина, ходил в рубище; но скажи нам, сделался ли ты из гневливого тих, из жестокого благосклонен и так далее? Если ты исполнен злобой, завистью и любостяжанием, что пользы в том, что пьешь ты одну воду?» — И Святая Церковь поет: «От брашен постящися, душе моя, и страстей не очистившися, всуе радуешися неядением. Аще бо ни вина ти будет (если неядение не послужит тебе) ко исправле­нию: яко ложная возненавидена будеши от Бога, и злым демоном уподобишися, николиже ядущим». А потому, «аще хощеши, хрис­тианине, — закончу свое слово словами святителя Тихона, — что­бы тебе пост полезен был, то постяся телесно, постися и душевно, и постися всегда. Якоже убо налагаешь пост чреву твоему, нало­жи пост и злым мыслям, и прихотям твоим. Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится память от злопомнения; да постится воля твоя от злаго хотения; да постятся очи твои от ху­дого видения — отврати очи твои, еже не видети суеты, да пос­тится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного слова…». Словом —уклонися от зла и сотвори благо (Пс. 36; 27. 1 Пет. 3; 11). Се есть христианс­кий пост, какового Бог от нас требует. Аминь.

Из поучений протоиерея А. Белоцветова





Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *