В один из тех дней, когда Он учил народ в храме и благовествовал, приступили первосвященники и книжники со старейшинами, и сказали Ему: скажи нам, какою властью Ты это делаешь, или кто дал Тебе власть сию? Он сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, и скажите Мне: крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Они же, рассуждая между собою, говорили: если скажем: с небес, то скажет: почему же вы не поверили ему? А если скажем: от человеков, то весь народ побьет нас камнями, ибо он уверен, что Иоанн есть пророк. И отвечали: не знаем откуда. Иисус сказал им: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.
(Лк., 99 зач., XX, 1-8.)
***
Бог показал, что приближаясь к людям, по причине праведности Своей, для неправедных Он делается поражающим неисцельно. Щадя нас, удаляется Бог от нас, чтоб остались мы живы, а также не изрекает нам тайн, чтобы мы не умерли (22,216). Нет ничего хуже, как судить и измерять дела Божественные соображениями человеческими: таким образом можно далеко отпасть от камня веры и лишиться света. Если желающий объять лучи солнца глазами человеческими не только не обнимет их и не достигнет цели, но еще и отдалится от нее и потерпит великий вред, то тем более дерзающий протекать своими умствованиями в Свет неприступный потерпит вред, оскорбляя Бога (42,764). Часто дивился я тем, которые, ни во что не ставя веру и доблестное житие, входят же в пытливые исследования и разыскивания, в чем прогневляют Бога. Ибо когда усиливаемся дознать то, что не угодно было Богу сделать доступным нашему ведению, тогда не дознаем сего (ибо возможно ли это вопреки Божией воле?) и останется одна только за сие изыскание угрожающая нам опасность. Посему, оставив изыскание об этом как сверхъестественное и нимало не доступное, прибегнув же в пристань правой веры и доблестного жития, — здесь обретаем себе безопасность (47,357). Если Сам Господь положил тьму покровом тайн Своих и потребен некий великий Свет Всесвятого Духа для уразумения сокровенных Его тайн, то ты, еще не сделавшийся обиталищем сего Света, как пытаешь познать то, что познать сил не имеешь как еще несовершенный и непросвещенный (57,406). Мы, если по нерадению нашему имеем хотя малый некий помысл неверия или двоедушия… или другую какую страсть; или имеем пристрастие к чему-либо временному, то, конечно, не удостоимся иметь в душе своей обитателем Бога и не взойдем на высоту такой славы. Ибо как для того, кто гонится за другим, и малейшее расстояние, хотя бы на один волос, бывает причиною, что он не может схватить его, так и в отношении к духовным вещам, самомалейшая страсть бывает причиною того, что мы не удостаиваемся прийти в созерцание тайн Божиих (58,60). Пока стоит стена и преграда грехов наших и нас отделяет от Света, как возможно нам, пребывая во тьме, познать самих себя или понять, что мы такое, откуда, взяв начало, приходим в мир сей и какого рода творения мы есть? Не зная же самих себя, не тем ли более не можем познать Того, Кто несравненно выше нас? Если бы мы познали самих себя, то не стали (бы) с такою дерзостью говорить о Боге. Говоря же о Боге и Божественных вещах, мы, не просвещенные и Духа Святого не имеющие, тем самым показываем, что не знаем самих себя (58,84). Хотя о Божественных вещах писано в книгах Писания и все о том читают, но не всем то открывается, а только тем, которые покаялись от души и добре очистились чистым и бесхитростным покаянием В силу покаяния и по мере стяжания ими очищения получают они откровение и им явны бывают даже глубины духа. От таковых-то источается слово ведения и премудрости Божией и потопляет мудрования противных врагов, как какая-нибудь многоводная река. Другим же всем это остается неведомым и сокровенным, не бывая открываемо им от Того, Кто разверзает умы верных к постижению Божественных глаголов (58,86). Иного способа к тому, чтобы Бог открылся в ком-либо, не может быть, кроме точного исполнения заповедей Его, если … будет хранить их, соблюдать и исполнять со всем усердием и ревностью. Те, которые будут жительствовать таким образом, недалеко будут от Царствия Божия, но по мере ревности и усердия, какие покажут в исполнении заповедей, восприимут мзду созерцания Бога, большую или меньшую, скорейшую или медленнейшую, соответственно подъемлемым подвигам … (58,101). Никто да не прельщает вас суетными и обманчивыми словами, говоря, что можно познать Божественные тайны веры нашей без научения и просвещения Святого Духа. Приятелищем же даров Духа никто не может быть без кротости и смирения. Почему надлежит всем нам всенепременно прежде всего положить твердое и непоколебимое основание веры во глубинах души нашей, потом на сем основании создать дом внутреннего благочестия души, устроив стены его высоко и крепко из разных видов добродетелей. Когда таким образом ограждена будет душа со всех сторон, как стенами, и когда в ней водрузится и укоренится всякая добродетель, тогда возложим на сие здание и кровлю, которая есть ведение Бога, и дом Духа будет у нас всецело и совершенно готов (58,342). Когда ты еще долу — в земном, тогда не исследуй горнего, т. е. небесного; восходя же горе прежде, чем достигнешь верха, не любопытствуй дольнего, чтобы, поскользнувшись, не упасть или, лучше сказать, чтоб не оставаться долу (мняся восходити) горе (58,554). Сколько хочет Бог быть нами познанным, столько открывается и столько откроется, столько зрим бывает и познается достойными. Но сподобиться сего и испытать сие никто не может, если прежде не соединится с Духом Святым, стяжав наперед трудами и потами сердце чистое, простое и сокрушенное (58,561).
БИБЛИОГРАФИЯ
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...
[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[3] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...