Годовой круг евангельских чтений. Понедельник 28-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.86. (XVII,20-25). О Царствии Божием, внутри нас находящемся, о богосозерцании
Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там,- не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.
(Лк., 86 зач., XVII, 20-25.)
***
Пребывание Царствия внутри нас что иное означает, как не небесное веселие духа, действенно производимое в душе достойной? (24,341). Если Царствие Божие внутри нас находится и это Царствие есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в Царстве Божием. И, напротив, которые живут в неправде, раздоре и печали, производящей смерть, те находятся в царстве диавола, в аде и смерти. Ибо этими признаками различается Царство Божие и диавола (авва Моисей, 50,176). Войди в себя, живи в самом себе, в прекрасной клети духа твоего и там ищи Царства, как научил Спаситель наш (25,348). Царствие Божие в нас есть, когда Бог бывает с нами в единении благодатию Пресвятого Духа. Бог был с нами в единении от начала создания Адама, но когда праотец наш прельстился и согрешил, Бог удалился от нас, удалилось вместе с тем от нас и Царствие Его. Ибо невозможно, чтобы Всесвятый и Всеблагий Бог был в единении с тем, кто возлюбил грех и зло. Чтобы опять возвратился к нам Бог и опять пришло к нам Царствие Его, надлежит нам перестать (грешить) и очиститься от грехов, Но как мы не могли сего сами собой сделать, как измаранное платье не может отмыться само собою и еще без воды, то пришел, наконец, Сам Могущий омыть нас и очистить нас и, очистив, Богу открыть вход в нас и Царствие Его вселить в нас. Сие совершается в Таинстве Святого Крещения, а кто согрешит после крещения — в Таинстве Покаяния (57,250) Знамение же и доказательство, показывающее, что Царствие Небесное истинно есть внутри нас, есть следующее; если мы не похотствуем никаких временных благ мира сего — ни богатства, ни славы, ни удовольствий и никакого мирского или плотского услаждения, но удаляемся от всего этого всею душой и всем сердцем столько, сколько возвеличенные царскою честыо и властью удаляются от вращающихся в блудилищах, и сколько привыкшие носить чистые одеяния и намащаться миром и благоуханиями отвращаются от нечистых мест зловония. А кто не отвращается от всего этого, но имеет пристрастие к чему-либо из того, о чем мы сказали, тот не видел Царствия Небесного, не обонял, не вкушал сладости и благоухания его (57,33). Душа, намеревающаяся возлететь к Богу и прилепиться ко Христу, должна изгнать из себя всякий грех… и все роды прегрешений, как явных, так и тайных . . весь потаенный рой пороков, как и явный род грехов ненавидит Писание и гнушается им (20,267). Нам надлежит подвизаться об очищении самих себя покаянием и смирением, чтобы соединить с Единым Благим и Преблагим Богом все наши чувства как одно; и тогда все то, что не можем мы представить и изъяснить многими словами, все то за раз познаем и уразумеем, слыша зрением и видя слышанием, научаясь созерцанием и слушая откровением (57,476). Ум, соединившийся с Богом верою, познающий Его деланием добродетелей и сподобившийся зреть Его созерцанием, видит дивные и преславные чудеса. Он весь освещается и становится как свет, хотя не может понять и изречь то, что видит. Ибо сам ум тогда есть свет и видит Свет всяческих — Бога, и Свет сей, Который он видит, есть Жизнь и дает жизнь тому, кто Его видит. Ум видит себя совершенно объединенным с сим Светом и трезвенно бодрствует Сознает он и удивляется: изумляясь же, видит Его, как бы он был вдали от Него; потом, пришедши в себя, опять находит Свет сей внутри и таким образом не находит ни слов, ни мыслей, что сказать и что думать о Свете том, им видимом Кто, слыша сие таинство, не удивится и, удивляясь, не прибегнет ко Христу? Кто не пожелает и себе узреть сии чудеса Божии? И кто не возлюбит Того, Кто дает нам такие преславные дары без цены (57,173). … пусть никто из тех, которые не видят Господа, не говорят, что невозможно Его видеть; тогда как это не только не невозможно, но и свет миру (Ин.8,12), и те, которые Его не видят, конечно, слепы суть, а слепы они потому, что ни Его не возлюбили, ни заповедей Его не соблюли. Ибо если бы они возлюбили Бога и заповеди Его соблюли, то всею душою возжелали бы и взыскали бы увидеть Его, и Он всекопечно Сам явил бы Себя им, яко Неложный, существенно Истинный и Самоистина. Он затем и пришел в мир, чтобы светом Своей славы и Своего Божества просветить всех, находящихся в мире и сидящих во тьме Итак, которые христиане не видят умно Господа, не освещаются явственно и знательно Его светом Божеским, нс видят Его пребывающим в себе, пусть не говорят, как неверные, что невозможно видеть Его. Но каждый из нас … пусть испытает совесть свою… и, конечно, найдет, что сам виноват, что не имеет в себе Бога и не видит Славы Его; а затем пусть покается и восплачет о себе, что находится в таком бедном состоянии и потщится покаянием и исповеданием возвратить потерянное … (57,300). Потщимся узреть Господа, пока еще мы живы. Ибо если сподобимся узреть Его здесь, то не умрем и смерть не возгосподствует над нами (57,180). Когда душа вожделевает Бога, тогда в молитве непрестанно созерцает Его и о Нем помышляет ночь и день (23,97).
Источник: Сокровищница духовной мудрости. Выписки из творений святых отцов составлены в соответствии с годовым крутом евангельских чтений. Составитель протоиерей Михаил Нейгум. // Издательство “Русь» — Москва, 2002. С.438-440
БИБЛИОГРАФИЯ
Священное Писание.
1. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 1, изд.4. T.C.Л. 1900
2. Ч. 2, изд.4. Т.С.Л. 1900
3. Ч.З, изд.4. Т.С.Л. 1900
4. Ч. 4, изд.4. Т.С.Л. 1901
5. Ч. 5, изд.4. Т.С.Л. 1901
6. Ч. 6, изд.4. Т.С.Л. 1901
7. Ч. 7, изд.4. Т.С.Л. 1902
8. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 1. М. 1843
9. Ч. 2. М., 1844
10. Ч. 3. М., 1844
11. Ч. 4. М., 1844
12. Ч. 5. М., 1847
13. Ч. 6. М., 1848
14. Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского, епископа. Ч. 1, М., 1861
15. Ч. 2. М, 1861
16. Ч. 3. М., 1862
17. Ч. 4. М., 1862
18. Ч. 5. М., 1863
19. Ч. 6. М., 1864
20. Ч. 7. М., 1865
21. Ч. 8. М., 1871
22. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 1, изд.З. М., 1881
[1] — Крещение Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...
[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[3] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни.
Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом.
С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...