Иван Бунин – классик русской литературы – был в Сергиевом Посаде дважды.
Первый раз в 1915. Всю зиму 1914–1915 годов писатель работал над собранием сочинений и, по его выражению, «тонул» в корректуре. А между тем не смолкали новости о Первой мировой войне, из-за которой литератор не находил себе места. Творческий подъем сменился отчаянием, и Иван Алексеевич решил посетить церкви и монастыри в поисках душевного спокойствия.
Иван Бунин. Фрагмент портрета работы Владимира Россинского, 1915 год
В январе Бунин вместе с племянником Николаем побывал во множестве святых мест в Москве – Зачатьевском и Новодевичьем монастырях, Успенском соборе московского Кремля, Марфо-Мариинской обители. Затем были Троице-Сергиева лавра и Черниговский скит.
Найти душевное спокойствие Ивану Алексеевничу не удалось. «Все вспоминаются монастыри – сложное впечатление», – запишет он в своем дневнике 7 января. В этот же день из-под пера Бунина вышли два стихотворения – «Перстень» и «Слово».
«В первом «сложное», иначе сказать, противоречивое, двойственное впечатление от церквей переосмыслилось в контрастное сопоставление драгоценного перстня,…, и пошлой базарной толпы,…, – извечная трагическая несовместимость «божественного дара» с презренным бытом. И знаменитое бунинское «Слово»!… Надо было Бунину обойти «в дни злобы и страданья» особо чтимые в народе святыни, чтобы окончательно убедиться в том, что «все тленно на земле и безгласны останки», что «из древней тьмы…, звучат лишь Письмена», – рассуждал об этих стихотворениях сергиевопосадский литератор, краевед, автор четырехтомника «Русские и зарубежные писатели о Сергиевом Посаде» Юрий Палагин.
Позже, в 1914–1916 годах, под впечатлением от святых мест Иван Алексеевич напишет один из своих любимых рассказов «Аглая». Это произведение навеяно воспоминаниями прошлых лет, в том числе и о временах, проведенных в Троице-Сергиева лавре и Черниговском скиту.
Второй раз писатель побывал в этих местах в апреле 1919 года – приехал увидеть вскрытые и выставленные на обозрение мощи Сергия Радонежского.
Источник: Сергиевские ведомости
[1] — Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...
[2] — Черниговский мужской скит Троице-Сергиевой лавры
Организован на противоположном Гефсиманскому скиту берегу пруда, при строившихся с 1845 кельях и копавшихся с 1847 юродивым Филиппушкой пещерах.
Позже прославился чудотворной иконой и... подробнее...
[3] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...
[4] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[5] — Сергий Радонежский
Биография
Рождение и детство
Начало монашеской жизни
Образование Троице-Сергиевого монастыря
Общественное служение Сергия Радонежского
Старость и кончина... подробнее...