Времена меняются, или «Выигрывает тот, у кого больше армия»

logo

Программа театрального фестиваля "У Троицы" помимо спектаклей включала лекции видных российских специалистов в области сценических искусств. Гостем одной из таких встреч стал Геннадий ДАДАМЯН — театровед, социолог, профессор ГИТИСа. Лекция в библиотеке им. В. Розанова предназначалась преимущественно актёрам, но будет интересной широкому кругу слушателей. Речь в ней идёт о проблемах и достижениях современной культуры, о столкновениях нового и прошлого, своего и чужого. Предлагаем некоторые интересные моменты выступления.

Чужая культура и своя

— Приведу два примера, когда я ощутил себя в другой культуре. В первый раз это произошло во вьетнамском театре, где — и это нельзя не заметить — актёры часто крутятся вокруг себя. Переводчик позже пояснил, что во вьетнамской театральной традиции не громоздят огромные декорации, изображающие разные помещения, а оборачиваются — сколько раз актёр это сделает, столько комнат, как считается, он и прошёл.

Второй раз — в Китае, в Пекинской опере. А Пекинская опера, скажем прямо, — не наш жанр. Смотрим — и не понимаем, что происходит на сцене! По ходу у нас рождается гипотеза: перед нами разворачивается слезливая мелодрама о девушке-сироте, в которую влюблён парень. Она приехала в большой город, но появляется бандерша и забирает девушку в публичный дом. Через полтора часа представление заканчивается, подходит переводчик и спрашивает — ну, как? Мы рассказываем ему нашу гипотезу. Он смотрит на нас как-то странно и говорит: "Вообще, интересная версия. Но хочу вам сообщить, что вы только что посмотрели великий китайский эпос "Троецарствие" о том, как три царя борются за власть".

Понимаете, нормы оперирования культурными ценностями — это не врождённое, это воспитывается.

Времена меняются, или "Выигрывает тот, у кого больше армия"

Специфика поколения

— Базовые ценности остаются, но многое меняется. В этом году я набирал курс в Высшей школе театральных искусств Константина Райкина и спросил у абитуриентов, читали ли они "Мастера и Маргариту"? Или "Театральный роман" того же Булгакова? Они не то что Булгакова не читали, они не слышали фамилию Зощенко. Не знают Юрия Карловича Олешу. Они поступают в театральную школу — и как так?! Но, и вы можете бросить в меня камень, я считаю, что у них есть своя специфика культуры, как у нас была своя. И мы должны понимать, что так происходит каждый раз — мир не стоит на месте.

Претенденты на искусство

— Сегодня появляется всё больше видов художественной деятельности, претендующих на статус искусства. Театральный плакат — произведение искусства? Дизайн — искусство? Когда в Россию пришёл кинематограф, практически все великие деятели культуры встретили его с пренебрежением. Блок в своих записных книжках писал: "Искусство — напоминание, кинематограф — забвение". В семидесятых мне пришлось читать курс лекций для кинорежиссёров и сценаристов. Платили там копейки, но зато показывали фильмы всех времён и народов. Признаюсь: я очень люблю театр, но куда более сильный эстетический оргазм я получал от кино, нежели от спектаклей.

Успех успеха

— Понятие "массовый успех" никогда не было эстетической категорией, но, похоже, времена меняются. Если говорить образно: раньше победа в военных баталиях зависела от таланта полководца. Сейчас выигрывает тот, у кого больше армия. И всё! Когда мы были молоды, все девушки зачитывались стихами Эдуарда Асадова, был такой. Читали-то Асадова, но там, на литературном Олимпе, жили, естественно, Пастернак, Цветаева, Ахматова… Теперь этого разделения нет: читают одних и тех же. И поэт сегодня не может состояться как поэт, если у него нет огромной армии читателей. Понимаете, ситуация изменилась принципиально.

О дирижёрах-графоманах

— Графомания существовала всегда: было высокое искусство, было любительское, а пространство между ними занимала графомания. Сейчас как шагреневая кожа тает высокое и как раковая опухоль растёт графомания — то, что уже не любительское, но ещё и не профессиональное. И я всегда думал, что существует заповедная сфера, где её нет — классическая музыка. Но вдруг читаю статью покойного Евгения Светланова, дирижёра, где он говорит о том, что появилось целое полчище "самоуверенных тактовыбивателей". Я обалдел, честно!

Разное

— Русская культура выражает стремление к идеалу, но достичь его невозможно, и оттого мы скорбим. В американской культуре особое значение имеет культ победителей. Это другая история.

— В Америке очень любят музеи. Почему? Моя точка зрения: музей — знаковая система богатства.

— Чтобы понять красоту своего языка, важно знать другие.

— Стимулом развития искусства в России долгие годы была борьба новаторов и консерваторов. Сегодня мы живём в условиях парадоксальной стилевой целостности, когда в рамках одного произведения возможно всё — разные языки, образы, стили.

Подготовил Владимир Крючев

Фото Сергея Спиренкова

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *