Воспоминания на плёнках

logo
Воспоминания на плёнках
Воспоминания на плёнках

27 октября мир в десятый раз отметил День аудиовизуального наследия. Дату эту ввели неспроста. Последние сто лет человечество в своей коллективной памяти больше полагается не на устные воспоминания или текстовые документы, а на аудио- и видеозаписи.

16-летний оператор

Краевед, фотограф и оператор из Краснозаводска Владимир Самсонов — один из тех, кто на протяжении последних пятидесяти с лишним лет эту коллективную память создавал и бережно сохранял. Фотоаппарат он взял в руки ещё 1958 году, а в 1963-м отец подарил ему на 16-летие первую кинокамеру.

“Это была любительская “Кама” под 8-миллиметровую плёнку, — вспоминает Владимир Ильич. — Первый фильм, который я снял, был о моём доме. О монтаже тогда ещё и речи не могло идти, поэтому снимал всё на одну цельную плёнку, короткими кусочками”.

Семья Самсоновых в начале 1960-х жила в деревянном бараке, где до войны размещались заключённые. В 1945 году там оборудовали коммунальные квартиры. В те годы в таких строениях жила половина страны. Именно этот дом и запечатлел на своей первой киноплёнке 16-летний оператор. Причём он сумел сохранить те исторические кинокадры до сегодняшних дней.

“И на фотоаппарат, и на кинокамеру я старался снимать всё, что, по моему мнению, могло представлять интерес, — продолжает свой рассказ житель Краснозаводска. — Снимал городские улицы и дома, события, людей, которые жили вокруг меня. Особое место в съёмках занимала семья и друзья-сверстники. Я даже не задумывался над тем, зачем я это делаю. Была какая-то внутренняя потребность зафиксировать окружающую меня жизнь”.

То, что эти киноплёнки на сегодняшний день являются уникальными свидетельствами той эпохи, нет никакого сомнения.

Город, которого нет

В середине 1960-х большинство зданий Краснозаводска были деревянными. Их окружали сараи. Вокруг одни пустыри и огороды — ни одного деревца или куста. Половины нынешнего города вообще не существовало. Там был лес, куда местные жители ходили по грибы и орехи.

Город в то время был разделён на несколько посёлков с довольно колоритными названиями. Например, один назывался Тряпочным. Строения там были сделаны из чего попало. Сверху бараки и сараюшки покрывали прорезиненной мешковиной из-под химикатов, которые народ таскал с местного завода. Очень быстро эта кровля приходила в негодность, и рваные мешки на крышах, как знамёна, трепыхались на ветру. Сегодня те трущобы остались только в воспоминаниях стариков да на плёнках Владимира Самсонова.

Проявленные плёнки надо было ещё где-то смотреть, поэтому через год родители купили сыну кинопроектор “Луч”. С этим аппаратом у Владимира Самсонова связан забавный случай. Однажды он вместе с друзьями отправился в лес. Многие пацаны, стараясь быть похожими на взрослых, покуривали. В лесу, где их не видели родители, мальчишки закурили, а их товарищ с кинокамерой всё это без задней мысли снял.

Воспоминания на плёнках

Когда купили кинопроектор, юный оператор решил устроить для своих соседей киносеанс, на котором продемонстрировал все отснятые плёнки. На стене натянули простыню, перед которой собрались все жители дома. И вот во время демонстрации родители увидели кадры, где их чада затягиваются папиросками и пускают дым, словно заправские курильщики. Воспитание тогда было суровое — киносеанс ещё не закончился, а разгневанные отцы и матери уже раздавали затрещины и крутили уши своим незадачливым отпрыскам.

Без образования

В последующие годы Владимир Самсонов снял огромное количество фото- и киноматериала. Некоторые зафиксированные тогда события уже давно забыты. Например, кто сейчас помнит, что в Загорске и его окрестностях в 1967 году шла работа над фильмом “Сергей Лазо”. Одним из его создателей был Андрей Тарковский.

В Зелёном посёлке, что возле Краснозаводска, снимались батальные сцены, и наш собеседник запечатлел этот процесс. “Я попросил режиссёра, чтобы он мне разрешил сидеть в окопах вместе с актёрами, — вспоминает рассказчик. — Я сказал, что собираюсь поступать во ВГИК на операторский факультет, и он разрешил. Я тогда успевал и на кинокамеру снимать, и на фотоаппарат”.

Во ВГИК Владимир Ильич так и не поступил, однако кинооператором всё же стал. Он принимал участие в работе над несколькими документальными фильмами о наших знаменитых земляках. Например, в кинокартине “Деревянная сказка” главным героем стал прославленный мастер Богородской игрушки Максим Смирнов. Именно он создал известную скульптуру медведя с самоваром, некогда стоявшего у ресторана “Золотое кольцо”. Снимал Самсонов и популярного балалаечника Михаила Рожкова, виртуозная игра которого сопровождала около полусотни советских фильмов, среди которых “А зори здесь тихие” и “Война и мир”. Отдельное место в жизни Владимира Самсонова занимало знакомство с поэтом Виктором Боковым. Его он особенно много фотографировал и снимал на видео, а после стал биографом литератора.

Помимо знаменитостей, оператор из Краснозаводска снимал повседневную жизнь горожан, их быт, работу, отдых. Он исходил с кинокамерой вдоль и поперёк местный химический завод. Все праздники и памятные даты не оставались без его внимания. Например, он увековечил все Дни Победы начиная с 1970 года. На тот момент у него уже была турельная кинокамера под 16-миллиметровую плёнку с двумя объективами “Киев 16С-3”.

Богатый архив

В 1989 году у Владимира Самсонова появилась первая видеокамера. Это был технологический прорыв. Не надо было теперь часами проявлять плёнки в пяти растворах, бояться их засветить, затем сушить отснятый материал у себя на кухне.

Кстати, всю отснятую фото- и киноплёнку, а также видеокассеты оператор бережно хранит до сих пор. У него в архиве только одних фотонегативов около 80 тысяч. К сожалению, все эти плёнки пока лежат неоцифрованные, однако всё тщательно внесено в каталог, поэтому найти любые кадры не представляет труда.

“Говорят, что старые плёнки желтеют и сыпятся, — замечает собеседник. — Однако если соблюдали технологию их проявления и в дальнейшем правильно хранили, то сберегаться они могут очень долго”.

Много у краеведа и аудиозаписей. В 1990-х он собрал сведения о первых жителях Краснозаводска, после чего стал искать этих людей или их близких родственников. Самсонов встречался с ними и с помощью диктофона записывал их воспоминания о родном городе и той жизни, которая ушла в прошлое. В дальнейшем эти рассказы легли в основу воспоминаний общим объёмом в 3,5 тысячи страниц машинописного текста. Это огромный пласт истории, которую удалось сохранить.

Алексей Мичков

Фото Анатолия Максимова

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Городское поселение Краснозаводск
Административным центром городского поселения Краснозаводск является г.Краснозаводск. Расположен на севере Московской области, в 80 км. от г.Москвы, в 20 км. от г.Сергиев Посад на берегу реки... подробнее...

[2]«Луч», спорткомплекс
Адрес: Сергиев Посад, Матросова ул., 2 Сайт: sportluch.ru Телефон: +7 (496) 549-23-08 Часы работы: Пн-Вс c 6:30 до 22:30, без обеда Эл. почта: luch_68@mail.ru     Спортивный комплекс «Луч» К услугам посетителей... подробнее...