Великие люди и Радонежский край

logo
Великие люди и Радонежский край

Четверть века прошло с тех дней, когда отмечалось 200-летие выдающегося гражданина России и замечательного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.

echo adrotate_ad(20, true, 0, 0);

Партиям и течениям, стремящимся к государственным или иным общественно-экономическим переворотам, Сергей Аксаков противопоставлял себя как человека непричастного ни к каким партиям, но приветствовавшим честное служение Отечеству: «… труды всех почтенны и достойны благодарных воспоминаний».

Современники отмечали в Сергее Тимофеевиче его незаурядные качества. «Он был высок ростом, крепкого сложения, — вспоминал писатель и критик Иван Панаев, — Выражение лица его было необыкновенно симпатично, он говорил всегда звучно и сильно … Характер чисто русской добродушной патриархальности его оставался неизменным до самой смерти».

Люди разных направлений и социального положения тянулись к нему, как к святому, и он одаривал их своим вниманием, добрым словом, полезным и часто умным советом.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился  1 октября 1791 года  в среднеуральском городе Уфе, в доме в Голубиной слободке, в семье Тимофея Степановича Аксакова, прокурора земского суда и его супруги Марии Николаевны, «чудо красоты и ума» урождённой Зубовой, дочери заместителя наместника Уфимского края,.

Считается, что род Аксаковых уходит в глубокую древность. Ещё при великом князе Ярославе Мудром был первый представитель этого рода, возводящий себя к знаменитому Шимону, варягу XI столетия, а затем – потомку этого варяга по имени «Иван Оксак».

Однако сам Сергей Тимофеевич смотрел на древние представление своего рода скептически и в своих произведениях ни словом не обмолвился с «седой стариной» и считал родословную с XVII века. Поэтому им сохранены для потомков всего два предшествующих поколения: деда Степана Михайловича и отца Тимофея Степановича (1759-1837). Эти образы живут в его автобиографических книгах «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука».

Детские годы Серёжа Аксаков провёл в Уфе, в огромном деревянном доме деда, расположенном на высоком крутом берегу реки Белой и в деревенском имении Ново-Аксаково (село Знаменское) Бугурусланского уезда Уфимского наместничества (с 1791 года – Оренбурской губернии).

Девяти лет мальчика отправили в Казанскую гимназию, где он, проучившись четыре года, был принят  успевающий учащийся в открытый в 1805 году Казанский университет и, не закончив полного курса, уволился «для определения к статским делам».

В Казани вместе с Аксаковым учился Николай Лобачевский, будущий гениальный математик, создатель Неевклидовой геометрии, он был моложе возрастом на один год.

В 1816 году Сергей Аксаков женился и уехал с молодой женой в родовое имение Ново-Аксаково; в деревне он провёл 10 лет жизни с природой, охотой и рыбной ловлей. Его жена, Ольга Семёновна была дочерью суворовского генерала Семёна Григорьевича Заплатина и пленной турчанки Игель-Сюм, взятой 12-летней девочкой при осаде Очакова.

Как писатель Аксаков проявил себя ещё в молодые годы; живя в Оренбургской губернии. Он написал очерк о буране, который разыгрался зимой в степи, и это описание природной стихии настолько сильно воздействовало на читателя, что Александр Пушкин использовал влияние аксаковского повествования в своей повести «Капитанская дочка».

Однако в качестве писателя окончательно сложился в подмосковном Абрамцеве. Здесь он создал свои знаменитые книги об охоте и рыбной ловле «Записки об уженьи рыбы» (1847г.) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852г.).

Природа вдохновляла Сергея Тимофеевича, придавала ему здоровые силы, и он любил наблюдать за повадками и поведением животного мира своего края, делая безупречные выводы для практических целей. Аксакову в словесном живописании природных явлений не было равных ни в его время, ни после, и в наши дни он не изжил статуса «певца русской природы». Он был далёк от учёности по натуральной истории, но люди, занимающиеся исследованиями растительного и животного мира, не стеснялись обращаться за советами к его богатому опыту многолетней жизни с природой. Не случайно, его природные и «звероловные книжки» до сих пор являются настольными у охотников до разных видов охоты.

Сергей Тимофеевич считал, что он может писать только стоя на почве достоверных событий, не придумывая сюжетов для своих сочинений, и тем самым всё его творчество предполагало свое медленное вхождение в его главное литературное произведение – мемуарно-литературной трилогией «Семейная хроника». Книга, которая фактически писалась им всю жизнь, увидела свет за год до кончины автора, в 1858 году.

Не только детские впечатления, осознанные уже взрослым человеком, но и сказки ключницы Пелагеи, особенно сказка «Аленький цветочек», которую он слышал, по собственному заявлению, «не один десяток раз», выучив её досконально наизусть, чтобы самому рассказывать со всеми прибаутками старой женщины, оказала влияние на автора.

В наше время только ленивый да глухой не слышал и не читал (или не видел на экране телевизора) эсказки о волшебном аленьком цветочке. Мне, ребёнку из небольшой деревушки дальнего Подмосковья, воспитывавшимся в советской «патриархально-крестьянской семье» без отца до девятилетнего возраста малообразованной матерью, целыми днями занятой на работе, сказку ту рассказывала чужая полуслепая женщина, попавшая в беду во время войны и нашедшей приют в доме моего семидесятилетнего деда.

Прошло немало времени», но я до сих пор не могу забыть и «зверя лесного» и «чудища морского». Уж больно хорошо рассказывала про них ставшая моей нянькой бабка Степанида. Потом я и сам неоднократно читал ту удивительную сказку.

И приятно было, потом сознавать, что сказка «Аленький цветочек» является как бы одним целым с повестью Аксакова о детских годах Багрова-внука. Писатель создаёт свой мир человека и природы, который не может не вызвать самые радостные чувства и сострадание, когда речь заходит об уникальных природно-ландшафтных местах, которые в силу существующего промышленного взрыва подвергаются непоправимым изменениям, а некоторые полностью исчезают, оказываются за пределами нашего восприятия.

Сергей Аксаков верил в чудотворное, целительное действо природы и. понимая человека как её неотвратимую часть, говорил: «Чувство природы врожденно нам от грубого дикаря до самого образованного человека». Он призывал слушать голос природы, «… заглушённый на время суетнёй, хлопотнёй, смехом, криком и всею пошлостью человеческой речи!»

Он призывал охранять природу и предупреждал о том, что:

Люди набегут толпами,

Твоё приволье полюбя,

И не узнаешь ты себя

Под их нечистыми руками!

Помнут луга, порубят лес,

Взмутят в водах лазурь небес!

И в глубь лесов и в даль степей

Разгонят дорогих зверей!

«Боже мой, как я думаю, была хороша тогда эта дикая, девственная природа! … — восхищался Сергей Тимофеевич и умилённо сетовал при этом – Нет, ты уже не та теперь, не та, какую даже и я знавал тебя – свежею, цветущею, неизмятою отовсюду набежавшим разнородным народонасилением».

Образец такой природы он видел и в любимом им Абрамцеве:

Разнообразие природы

Уединённый уголок!

… Там уженье привольно

Язей, плотвы и окуней.

И раков водится довольно.

Налимов, щук и головлей.

К сожалению, люди любят обкрадывать сами себя. Они рубят молодые деревья, ёлочки к Новому году, вытаптывают поляны, разбивают биваки и разводят костры, сбрасывают отходы в малые реки и речушки, оставляют после себя груды мусора.

Трудно с этим бороться, но надо менять сознание людей, их отношение к уникальным местам, к памятникам природы и памяти вообще. Надо воспитывать в людях любовь к окружающему миру, как к своему родному дому. Этому учат все произведения Сергея Аксакова, а повесть «Детские годы Багрова-внука» — одна из лучших мировых книг о детстве – учит любви к окружающей действительности, и любовь эта способна приносить благоразумные и благородные результаты.

За два столетия слово Аксакова не потеряло своего звучания, прелести благоухания, величия благоразумности и содержания, огромной гуманной силы.

И не случайно созданный по постановлению Наркомпроса РСФСР Музей-усадьба в Абрамцеве 11 августа 1920 года, был назван именем Сергея Тимофеевича Аксакова.

Постановление Наркомпроса РСФСР от 11 августа 1920 года, как и свидетельство о рождении человека, считается датой рождения Абрамцевского музея. Этим документом руководствовался Совет Министров России, принимая постановленин 12 августа 1977 года «О преобразовании музея-усадьбы «Абрамцево» в Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» Министерства культуры РСФСР» в качестве юридического обоснования правопреемственности историко-культурного комплекса. То же постановление определило 75-ти летний юбилей музей, а в 2020 году 11 августа исполнится 100-летие создания музея-усадьбы «Абрамцево» имени С.Т.Аксакова, а его правопреемнику в 2017 году – 40 лет.

Иван РЫБАКОВ, заслуженный деятель искусств России

Источник: Сергиевские ведомости

Сохранить



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Музей-заповедник Абрамцево
Впервые Абрамцево (тогда Обрамово) упоминается в 1504 г. в грамоте Ивана III. Название своё сельцо получило из-за рельефа местности: обрамок (от слова обрамление). подробнее...

[2]Новогодние события
Новости и события Сергиево-Посадского района, связанные с подготовкой и проведением Нового Года и Рождества.

Смотрите также: Дед Мороз, Снегурочка, новогодние представления, подарки, пиротехника, салюты, фейерверк
подробнее...