В рождественско-новогодне-святочные дни можно вспомнить подзабытые ныне жанры: «рождественский рассказ» и «детскую оперу». И то и другое, согласитесь, мы представляем туго, хотя вроде бы, бурно соприкасаемся с возрождением всяких «традиций» (и которые были, и которых не было).
Жанр рождественского рассказа удивительно сочетал в себе тягу к сказке и всему таинственному, с одной стороны, и рационалистическому «а на самом-то деле!» — с другой. Кроме того, в нём обязательно должно было присутствовать вознаграждение добродетели и очищение душ.
Получалось по-разному: талантливо — как у Чарльза Диккенса в истории о старом сквалыге Скрудже (не путать с героем «Утиных историй»!), или не очень — как у подёнщиков из «жёлтых журналов». Рождественский рассказ порождал пародии, делался расхожим объектом юмористики, но, тем не менее, жил! В этом жанре даже создавались шедевры вроде очаровательного рассказа Леонида Андреева «Бергамот и Гараська».
Стоит ли удивляться, что когда в декабре 1935 года в нашей стране вновь легализовали новогоднюю ёлку, видоизменённые рождественские рассказы появились в детских советских журналах. Так, в январе 1936 года журнал «Дружные ребята» опубликовал следующую историю, полностью соответствующую канонам жанра. Демобилизованный красноармеец возвращался в родное село. Старик, который везёт его зимней ночью, рассказывает, что на сельском кладбище озорничают мертвецы, народ пугают. Красноармеец понимает всё по-своему: какие мертвецы, это поднял голову классовый враг! И решает произвести расследование, несмотря на уговоры суеверного возницы. В результате пойманный «покойник» оказался… сельским мальчонкой. Со слезами на глазах он объяснил изумлённым землякам, что в колхозе нет клуба, поэтому ребята проводят зимние каникулы, пугая прохожих. Да, если есть магия, должно быть и разоблачение! Красноармеец немедленно отправляется к председателю. В итоге в колхозе появляется клуб, наш герой становится его заведующим, а в качестве культорганизатора из города присылают комсомолку.
И рождается новая советская семья!
В 1920-е годы была попытка изготовить и «детские оперы» нового содержания. Вот, например, пьеса «Сон Старого года» неизвестного нам товарища Флетчера. Герои: Старый Год (согбенный старик с большим багажом), рабочие, храбрые герои революции и их противники — буржуазия.
Конечно, подобные произведения не жили долго. Им на смену пришли прямые наследники старого, только слегка идеологизированного рождественского рассказа, прихватив с собой деток, зайчиков и маленьких фей из «детской оперы». Так родились типовые сценарии новогодних праздников, в которых с хорошими героями всегда что-то происходит, Баба-яга — против, но всё неизменно кончается хорошо.
А как же иначе?
Алекс Рдултовский
Источник: Газета Вперёд
[1] — Новогодние события
Новости и события Сергиево-Посадского района, связанные с подготовкой и проведением Нового Года и Рождества.
Смотрите также:
Дед Мороз,
Снегурочка,
новогодние представления,
подарки,
пиротехника,
салюты,
фейерверк
подробнее...
[2] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).
Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...