Архиепископ Феогност совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Стефано-Махрищском монастыре

logo
Архиепископ Феогност совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Стефано-Махрищском монастыре

6 марта 2015 года, в пятницу второй седмицы Великого поста, в день памяти прп. Тимофея в Символех, Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре возглавил Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Его Высокопреосвященству сослужили духовенство Троице-Сергиевой лавры, старший священник Стефано-Махрищской обители прот. Георгий Запольнов.

За Литургией пел сестринский хор Стефано-Махрищского монастыря.

По завершении богослужения архиепископ Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Бог сотворил человека из праха земного, и человек по своей природе трихотомичен: в нем есть тело, душа и дух. Все мы призваны к жизни на этой земле не только физической, материальной, но и к жизни духовной. В наше время очень много разговоров на тему духовной жизни. Эти разговоры, как правило, так и остаются разговорами, и нет никакого продвижения к той самой духовной жизни, о которой мы говорим так часто и так много. Именно поэтому так много унывающих, тоскующих, болящих, потому что всякая душа человека стремится к Богу. «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою», «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», – это крик, который идет из сердца каждого человека. Каждый человек взывает ко Господу, кто-то больше, кто-то меньше. И даже те, кто называет себя атеистом, и они говорят: «Господи», – неизвестно с кем и неизвестно кому.

Великий дар, который дан человеку, – это дар обращения к своему Создателю, своему Спасителю. Великий и чудесный дар! И несмотря на то, что мы прах и пепел, недостойны и никчемны, мы взываем к Нему, и в этом есть великая сила и великий дар нам, людям, что мы можем взывать ко Господу. Воззвание ко Господу – это начало духовной жизни, это только начало, но без начала никогда не бывает конца. И, как бы человек ни продвинулся далеко в духовной жизни, он должен всегда и во всем начинать с одного: «Господи, помилуй», «Господи, благослови», «Господи, спаси и сохрани». Ну а далее? Далее требуются труды. Ведь сказал Господь: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть» (Мф. 5, 48).

Трудно провести такую линию от начала, и мы не увидим нигде ее конца: где мы, никчемные, ничтожные люди, и где Господь, но тем не менее слова Христа Спасителя пришли к нам, они записаны в Священном Писании: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть». Как нам жить этими словами? Да без них мы и жить не можем. И самое главное, что мы должны понять: наша жизнь и существует до тех пор, пока мы вопием: «Господи, помилуй», – и понимаем, что никогда не достигнем этого совершенства. И вот на этом растяжении, именно в этом огромном пространстве, и рождается чувство покаяния, чувство смирения и чувство глубокой благодарности Богу за то, что Господь, несмотря на то, что мы так далеки от Него, слышит нас, принимает нас.

И, наверное, нет такого человека, который хотя бы однажды не испытал чудо Божие, присутствие Божие, милость Божию, которая привела бы его к познанию истинного, но неведомого Бога. И благословен человек, который, стремясь на пути ко Господу быть совершенным, осознает свое ничтожество и никчемность. И наша духовная жизнь, как это ни странно, и заключается именно в этом: в постоянном осознании собственного ничтожества и вместе с тем стремлении к тому величию, к тому совершенству, которое являет нам Господь. И в этом состоянии нет места унынию, нет места печали, но и нет места прелести. Есть понимание того, что своими силами, своими усилиями мы не можем достигнуть спасения, но мы живем верой.

Помните слова: «Праведный верою жив будет» (Евр.10, 38), – и слова, которые сказаны об Аврааме: «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Гал. 3, 6).Но враг рода человеческого искушает нас унынием, тревогами, сомнениями, мыслями о том, что никогда мы не спасемся, никогда не придем к истине, никогда мы не будем совершенны, как Отец наш Небесный. Да, никогда. Но мы верим и любим и мы стремимся, и Господь не посрамит нашу надежду, если мы не дрогнем, если мы не засомневаемся, если мы не отступим, а будем продолжать двигаться в направлении к совершенству Господню и вместе с тем осознавать свое ничтожество, и каяться в этом ничтожестве, и просить Господа, чтобы Он помог нам преодолеть эту непреодолимую пропасть между нами и Им. И вот здесь именно мы взываем ко Христу, Господу и Богу, и Спасителю нашему: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных», «Матерь Божия, Пресвятая Богородице, вси святии, молите Бога о нас, не оставьте нас грешных!»»

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...