На прошлой неделе в «Театральном ковчеге» прошла первая в этом году премьера – драма «Мамониха» по одноименной повести Федора Абрамова, поставленная Юрием Поповым.
В центре сюжета – главный герой Клавдий Сытин, который долгого отсутствия вернулся в забытую богом родную деревню и встретил там запустение и разруху.
Фото: Кристина Тришина
Осмысленный праздник жизни
Юрий Попов не постоянный режиссер «Театрального ковчега», но его отношения с сергиевопосадским камерным театром длятся уже много лет. Именно здесь в 2010 году по рекомендации своего педагога Юрий Георгиевич поставил дебютный дипломный спектакль «Юбилеи и прочее, прочее…» по Чехову. И потом неоднократно сюда возвращался – с новыми идеями и новыми постановками.
«Мы много лет сотрудничаем с Юрием Георгиевичем, – рассказала Марина Игнатова, директор «Театрального ковчега». – Семь лет он не ставил спектаклей на нашей сцене. Все это время он был главным режиссером одного из академических театров страны, ставил спектакли по всей России, теперь вернулся в Москву. Стал режиссером другого уровня».
Изначально связывать свою жизнь с актерской профессией и режиссурой Юрий Попов не собирался. Он должен был пойти по стопам отца: поступил на экономический факультет и думал, что будет заниматься бухгалтерией. Но в какой-то момент понял, что этот путь привел его в тупик. Об открывшейся театральной студии узнал от матери и, заручившись ее поддержкой, решил попробовать.
«Я понял, что театр – это мое, потому что все остальное просто не шло, – вспоминает режиссер. – Я раскрывался, когда создавал осмысленный праздник жизни даже на уровне кружков и секций, организаций вечеринок для родственников, студенческой активной жизни. Но актерская профессия у меня просто не сложилась в силу обстоятельств. Позже по рекомендации художественного руководителя своего театра я попробовал себя еще и в режиссуре».
Люди с корнями и без
Тему деревни Юрий Георгиевич затрагивает не впервые, в 2011 году свет увидел спектакль «Верую…» по мотивам рассказов классика советской литературы Василия Шукшина.
«Я давно занимаюсь деревенской прозой, – рассказывает режиссер. – Чувствую эту тему очень остро. Она заложена моими родителями, бабушками и дедушками. Я родился в деревне, делал там первые шаги, сбегал туда, когда понимал, что мне нужно где-то найти спасение. Все началось с Шукшина, и теперь деревенская тема не покидает меня».
Повесть «Мамониха» Федора Абрамова, написанная им в восьмидесятые годы двадцатого столетия, раскрывает судьбу одной из тысячи угасающих русских деревень. Не пытаясь сгладить углы, автор очень пронзительно изображает выбор Клавдия Сытина между отчим домом, заложенными в человека корнями и семьей, отвергающей старый уклад жизни. Внутренний конфликт главного героя совпал с внутренним конфликтом Юрия Попова. Кроме того, повесть привлекла режиссера своей мистикой и символикой.
«Это спектакль о страшной вещи, которую Абрамов предчувствовал, – заключает Юрий Георгиевич. – И хотя об этом не любят говорить, для многих деревня действительно умерла. Страшно думать о том, сколько сейчас людей, у которых нет корней. Для человека, имеющего почву, от которой он может напитаться, бескорневой человек выглядит страшно».
Долгожданная премьера
С начала подготовки до премьерного показа прошло 2,5 месяца. Полтора из них заняли репетиции, длившиеся с одиннадцати утра до семи вечера. Много времени ушло на работу с приглашенным пластическим режиссером Светланой Скосырской. По словам Юрия Попова, актеры «Театрального ковчега» умеют работать долго и усердно. Некоторые из них по собственной инициативе задерживались и после окончания смены. Выставлялся свет, снова и снова репетировались сцены. Работа кипела с утра до ночи.
Премьера спектакля «Мамониха» проходила 3, 4 и 5 марта. Билеты на него были распроданы почти сразу. Зрители не могли оторваться от музыкально-пластической стороны постановки, напряженно наблюдали за действием, вместе с героями переживали шквал эмоций, мечтали пуститься в пляс с лесными духами. В конце многие не могли сдержать слез.
Снова погрузиться в мистическую атмосферу умирающей деревни сергиевопосадские театралы смогут в апреле и мае.
Игорь СИДОРКИН, исполнитель главной роли:
– Премьера всегда вызывает смешанные чувства. В первую очередь это радость, потому что работа наконец-то увидела свет. Второе чувство – страх. Он есть всегда, для актеров это естественно. Герой, которого я играю, мне очень близок. Я с удовольствием продолжу играть эту роль и совершенствоваться. Работа над образом – сложный длительный процесс, ты постоянно занимаешься самокопанием. Даже приходя домой после репетиций, ложась спать, ты не можешь перестать об этом думать, снова и снова прокручиваешь в голове. Во время работы над спектаклем меня совершенно поразила Светлана Павловна, режиссер по пластике. И она, и Юрий Георгиевич – несомненно профессионалы своего дела.
Елена Бадалян
Источник: Сергиевские ведомости