Сельское поселение Березняковское

logo

Сельское поселение Березняковское расположено на северо-востоке региона на расстоянии шестидесяти километров от столицы.

Поселок намного отличается размерами среди соседних поселений. Ближайшие населённые пункты: село Дерюзино, посёлок НИИРП, деревни: Топорково, Смена, Дубининское, Слободка, Козицино. Наиболее близким к деревне поселением является дер. Козицино. По величине среди них всех превосходит дер. Топорково.

Районный административный центр — город Сергиев Посад, располагается в 7,8 км западнее деревни Березняки.

Неподалёку от деревни находятся дачные посёлки «Север», «Мечта», «Союз», «Рассвет», «Агрохимик», «Луч», «Братина», «Яндова», «Гея», «Лада», «Торбеево-ВНИИ», «Эльбрус», «Лесовод», «Зеленые пруды», «Радуга», «Дубрава». Окружающая местность деревни Березняки считается определённо дачным районом. В окрестностях размещено приблизительно 30 садовых товариществ.

Березняки , можно сказать, примыкает к дороге A-108 (Московское Большое Кольцо). Также до него можно добраться по магистралям: Ярославская, Р-104, Р-75.

Железнодорожное сообщение с деревней обеспечивает Ярославская ж/д линия. До ближней ж/д платформы «76 км» примерно три километра.

 В конце XIX — начале XX в. территория современного Березняковского сельского поселения входила в состав Рогачевской и Ботовской волостей Александровского уезда Владимирской губернии. Центром Ботовской волости являлось село Ново-Воскресенское, что неподалеку от деревни Малинники.

Несмотря на принадлежность к Владимирской губернии, почтовый адрес названных волостей располагался в Сергиевом Посаде, что подчеркивает давнюю и тесную связь сел и деревень современного Березняковского сельского поселения с Посадом.Жители Рогачевской и Ботовской волостей занимались хлебопашеством, а также заготовкой и возкой дров, валянием валенок, выработкой бумажных тканей, размоткой шелка для заказчиков из Москвы и Богородска, клейкой папиросных гильз. Поставщиками сырья для гильз и заказчиками продукции выступали, надо полагать, владельцы гильзовых фабрик Сергиева Посада.

В конце XIX века в  деревне Малинники действовал небольшой кирпичный и горшечный заводик с ручным производством.

В 1921 году территория современного Березняковского сельского поселения, часть Ботовской и западная половина Рогачевской волостей, вошла в состав Сергиевского уезда. В 1927 году на территории современного поселения проживало примерно до 7 тысяч человек, сейчас — 6671.

Наиболее крупные населенные пункты и исторические памятники.

п. Бужаниново

Бужаниново «при озере Бужаниновском, из коего течет речка Черная», известно с начала XVвека, как вотчина некоего Иванки Борзого. В первой половине XVI века село и 37 окрестныхдеревень принадлежали вотчинникам Зворыкиным. Уже в это время в селе стояла деревянная Никольская церковь с приделом «Иван Святый, списатель лествицы».

В 40-х годах XVI века село Бужаниново перешло в собственность Троице-Сергиева монастыря.

В XVII века Бужаниново являлось центром одноименной ему Бужаниновской волости. В селе стояла «церковь Никола Чудотворец древяна клецки». О тесной связи села с Троице-Сергиевым монастырем свидетельствуют многочисленные вклады жителей Бужанинова и окрестных деревень в монастырь. В монастырской Вкладной книге они выделены в специальный раздел «Троицкие вотчины Бужениновские волости».

В 40-х — 50-х годах XVIII века к селу Бужаниново прилегали деревни Бортниково, Дубининское, Душищи,  Митино, Полиносово, Слободка и Редриковы горы.

В конце XIX — начале XX веков село Бужаниново с деревнями Дубининская, Душищи, Митино, Слободка, Шубино входило в состав Рогачевской волости Александровского уезда Владимирской губернии. В 1885 г. в названных селениях было 1202  человек, в 1926 г. — 1689, в настоящее время  1825  человек, почти все в Бужаниново.

Церковь святителя Николая Чудотворца

История церкви в селе Бужаниново начинается вместе с историей самого села. В раздельной записи братьев Зворыкиных 1543 года упомянут и храм «Никола Чудотворец да предел Иван Святый, списатель листовицы». В церкви служил священник Лаврентий Романов. Так как с 1627 года в писцовых книгах придела во имя преподобного Иоанна Лествичника уже не значится, надо полагать, что во время нашествия поляков деревянный храм был разрушен и затем отстроен заново.

В переписных книгах 1678 года значится, что в Никольской церкви служили священник Михаил Иванов и дьячок Митька Федосеев. В 1719 году – священник Адриан Михайлов, дьячок Иван Дмитриев, пономарь Григорий Евдокимов и сверхштатный диакон Василий Андреев.

В 1734 году в Бужанинове, вместо обветшавшей, была выстроена новая деревянная церковь. Ее освятил во имя святителя Николая Чудотворца архимандрит Варлаам, настоятель Троице-Сергиева монастыря. В 1827 году на средства прихожан была начата постройка каменной церкви, в 1830 году она была освящена. В церкви два престола: центральный — во имя святителя Николая Чудотворца, боковой – в честь Богоявления Господня. Храм является историческим памятником, выполнен в архитектурном стиле ампир.

В 1940 году храм был закрыт, а кoлокольня разрушена. В здании размещались склады совхоза «Труд».

В октябре 1990 года разрушенное церковное здание передано зарегистрированной православной общине верующих села Бужанинова и прилегающих деревень. Первым настоятелем храма был назначен священник Николай Недосекин (1991–1994); затем – священник Анатолий Мавленков.

С ноября 1996 года настоятелем Никольской церкви стал священник Николай Ляхов. К моменту его назначения храм был наполовину разрушен, наружные стены поросли мхом, а на месте купола росла пара берез. Первую денежную помощь на восстановление святыни по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского оказало Московское Епархиальное Управление. На эти средства в 1997г. был закуплен полный комплект колоколов и сооружена временная деревянная звонница.

С 1997 г. началось интенсивное восстановление храма: сделана кровля, оштукатурены снаружи и внутри стены, водружен крест на главный купол. В разгар строительных работ 10 мая 1998 года произошло важное событие в жизни Прихода: по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, архиепископ Можайский Григорий совершил освящение главного престола.

С 1999 года началось воссоздание утраченной колокольни и строительство дома причта, строительство которых было завершено в 2004 году. На новую колокольню подняты колокола.

19 декабря в 2000 году к престольному празднику благочинный священник Александр Самойлов передал в дар частицу святых мощей покровителя храма – святителя и чудотворца Николая. Среди храмовых святынь – частица Древа Господня, частицы святых мощей великомученика Георгия Победоносца, священномученика Константина Богородского, преподобных Кирилла и Марии Радонежских.

В 1999 году в храм возвратилась икона ХIХ века – семи отроков Ефесских. В 1941 году, когда немецкие захватчики подходили к Москве, жители села спрятали многие иконы ради сохранения их от поругания. Икона святых мучеников попала в дом одного «советского» офицера. И вот спустя 58 лет уже его дети возвратили икону в церковь. Ежегодно, 17 августа, в день памяти святых Ефесских отроков, совершается всенощное бдение, а после Божественной литургии – молебен.

К Никольской церкви приписана Покровская церковь села Никульское. Название Никульского в княжеских грамотах селом дает основание предполагать, что и в XV веке здесь уже была церковь. Но до XVII столетия о ней никаких сведений не сохранилось. Возможно, бывшая здесь церковь исчезла во время Литовского нашествия. В 1665 году, когда село принадлежало стольнику Ивану да стряпчему Петру Аничковым, здесь была построена церковь и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В XVIII веке в селе было уже две церкви: Покровская и Никольская, обе деревянные. В 1820 году на средства помещицы Головиной была выстроена каменная церковь, которая и стала приходской. В ней были устроены три престола: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, святителя Николая чудотворца и Корсунской иконы Божией Матери. В просторечии она называлась Никольской. К сожалению, других сведений о храме нет.

В советское время церковь была заброшена и подверглась основательному разрушению. На месте церкви сохранился каменный фундамент. Благочестивая семья Гусевых – коренные жители села – в 2002 году взяли на себя инициативу и большой труд восстановить разрушенную святыню. На ее первоначальном месте был установлен памятный Крест.

Вскоре было принято решение на собранные средства заказать в Архангельской области деревянный сруб церковного здания. В 2005 году заказ был выполнен и сруб доставлен в село. В настоящее время одно-престольная деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы заняла свое былое место. 22 августа 2009 года благочинный церквей Сергиево-Посадского округа игумен Иоанн (Самойлов) в сослужении настоятеля протоиерея Николая Ляхова совершил в новой церкви первую Божественную литургию.

Источник преподобного Сергия – водопад «Гремячий»
Водопад  «Гремячий ключ»

Обильный  источник, вода которого обладает целебными свойствами, расположен в 14 км юго-восточнее Сергиева Посада на середине крутого правого склона берега реки Ляпинки, поблизости от деревни Взгляднево. Вода выходит из расщелины в известняке и стекает с высоты 20 – 25 метров, поэтому источник иногда называют водопадом.

По преданию «Гремячий ключ» появился по благословению преподобного Сергия Радонежского, когда он проходил здесь, направляясь в Стефано-Махрищский монастырь.

Документальные свидетельства о посещении преподобным Сергием данного места неизвестны, но в XV – XVIII веках поблизости от деревни  Взгляднево,  через села Дерюзино и Слотино, действительно, проходила дорога из Троице-Сергиевой лавры в Махрищский монастырь и далее в Александров. Вот почему, предание о посещении преподобным «Гремячего» не только не лишено основания, но весьма вероятно.

В советское время благоустройством святого источника занимался Владимир Николаевич Епанечников, сын купца из г. Александров, расстрелянный ВЧК в 1918 году за активную общественную деятельность до революции в органах церковного попечительства и земства. От реки к источнику, по крутому склону берега была проложена лесенка из досок и бревен с перилами, сделанными из сухих корней деревьев.

В начале 1990-х годов труд по благоустройству и сохранению святого источника взяла на себя Троице-Сергиева лавра. В 1992 году, в память 600-летия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского, по береговому склону к источнику были устроены новые, удобные, широкие деревянные лестницы с прочными перилами и просторные купальни.

О святости источника напоминают деревянная часовня на берегу реки и шатровый храм «под звоном» на горе. Храм посвящен преподобному Сергию. Оба здания построены в традициях русского деревянного зодчества XVII века по проектам, разработанным специалистами Патриаршего архитектурно-реставрационного центра.

дер. Гагино

Село Гагино Кинельского стана Переяславского уезда упомянуто в писцовых книгах 1623-1624 годов как вотчина князей Велико-Гагиных, владевших землями в Переяславском уезде еще в начале XVI века. В конце XVII века село принадлежало стольнику Петра I, князю Ивану Даниловичу Велико-Гагину (убит под Нарвой в 1700 г.). В 1725 году, после кончины вдовы князя, Гагино по указу Петра I отошло государству.

Вскоре село было разделено между князем Федором Федоровичем Щербатовым и приближенным императрицы Елизаветы Петровны Василием Николаевичем Чулковым, впоследствии генерал-аншефом. Именно с родом Чулковых связано каменное церковное строительство в селе Гагино.

В XIX – начале XX века к селу Гагино Рогачевской волости Александровского уезда прилегали два помещичьих сельца Дивово и Яковлево, и шесть деревень — Гальнево, Истомино, Суропцево, Терпигорьево, Шеино и Путятино. Летом 1898 года в Путятино, на даче оперной певицы Т.С. Любатович, жил Федор Иванович Шаляпин. Здесь он готовился к исполнению роли царя Бориса в опере «Борис Годунов».

В 1885 году в вышеназванных селениях было 934 человека, в 1927 году 1013,  а сейчас здесь постоянно проживает 44 человека. Деревня Шеино исчезла в первой половине XX века.

Церкви Спасская  и Казанской иконы  Божией Матери

В патриарших окладных книгах 1628 года в селе Гагино значится деревянная церковь Димитрия Солунского.

Существующая каменная церковь Всемилостивого Спаса построена в 60-х годах XVIII века на средства В.Н. Чулкова. По неизвестным причинам здание церкви не было завершено, не достроили кoлокольню.

В 1842 г. помещики и крестьяне села Гагино «с общего всех согласия» решили привести Спасскую церковь «в приличное и благолепное положение», что и было исполнено. Церковь получила завершение в виде глухой купольной ротонды с полусферической кровлей, была достроена высокая квадратная в плане кoлокольня.

В том же году помещики села Гагино добились разрешения построить в селе летнюю каменную церковь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы с приделами Димитрия Солунского и великомученицы Параскевы Пятницы. Новая церковь была завершена в 1853 году. Главный престол освятили 4 октября 1853 года.

Достройка теплой Спасской и строительство холодной Казанской церквей в 1842 – 1853 годах производились на средства местных крестьян и помещиков: Е.В. Барбашевой (урожденной Чулковой), А.В. Спечевой (урожденной Чулковой), А.В. Осиповой, штаб-ротмистра П.П. Яковлева и поручика П.П. Стромилова..

Церковь Казанской иконы Божией Матери – одна из интересных исторических достопримечательностей Сергиево-Посадского района. Село Гагино, в котором она находится, впервые было упомянуто в документах под 1623-24 гг. как старинная вотчина стольника князя Степана Ивановича Велико-Гагина под названием «Стан, Погост тож». В это время в селе действовала деревянная клетская Дмитровская церковь, выстроенная вотчинником. Не позднее 1628г. село стало именоваться, по владельцу, Гагиным. Последний представитель рода Гагиных умер в 1722 году.

В правление императрицы Елизаветы Петровны половина села была пожалована генералу-аншефу Василию Ивановичу Чулкову (1709-1775). В 1760-х гг. он построил вместо деревянной церкви каменный храм в честь Всемилостивого Спаса. В 1811г. в храме был освящен придел великомученика Димитрия Солунского (со временем был упразднен). По церкви село стало называться Спасское-Гагино. У храма находились могилы прежних вотчинников, помещиков Чулковых, Щербатовых (владельцев другой части села). Храм в советское время был закрыт и сильно пострадал.

В 1845г. рядом со Спасской церковью возвели второй каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Средства на его строительство пожертвовала местная помещица Екатерина Васильевна Барбашева, урожденная Чулкова. В этой церкви было устроено еще два престола: в честь великомученика Димитрия Солунского и великомученицы Параскевы «Пятницы». В 1898г. здесь венчались знаменитый русский певец Федор Шаляпин и итальянская балерина Иола Торнаги.

27 июля 1898 г. в Казанской церкви совершилось венчание Федора Ивановича Шаляпина и балерины Иолы Торнаги.

За советское время церковные здания сильно разрушились. Спасскую церковь использовали под склад химических удобрений, от нее остались только остатки стен. От Казанского храма, разобранного на кирпич, осталась лишь ротонда. Гагино тоже пришло в упадок: сегодня в нем всего несколько дворов, тогда как в XIX веке здесь числилось более 40 ревизских душ, к приходу относилось несколько сел и деревень.

В 1998г. при Казанской церкви была образована православная община, а в 2002г. настоятелем, по совмещению, был назначен священник Николай Ляхов.

6 августа 2004г. отмечалось 106 лет со дня бракосочетания «крестьянина Федора Иоанновича Шаляпина православного вероисповедания …и итальянской подданной» (цитата из метрической книги). По инициативе директора Московского центра «Сельская церковь» С.А. Мельниковой Большой театр России выделил крупную денежную сумму на восстановление памятника архитектуры – Казанской церкви. Центральный купол был полностью восстановлен и покрыт медью. В 2005г. Казанской церкви исполнилось 160 лет. По случаю юбилея 16 апреля 2005г. благочинный церквей Сергиево-Посадского округа игумен Иоанн (Самойлов) освятил крест, который затем подняли на купол храма. В настоящее время в церкви по престольным праздникам, два раза в год, совершаются молебны и панихиды.

с. Дерюзино

Дерюзино известно с 1430 года, когда местный землевладелец Андрей Тарбеев передал его вкладом в Троице-Сергиев монастырь.  В жалованной грамоте великого князя Ивана III
1467-1474) упоминается «монастырь Никола Святый в Дерюзине», подчиненный монастырю Троице-Сергиеву. Через сто лет Дерюзино значится селом Кинельского стана Переяславского уезда, где стоял монастырский двор.

Село Дерюзино находится на старинном тракте, который раньше соединял Александрову слободу с Троице-Сергиевым монастырем и находился от Лавры в девяти верстах. Удивительно красивое место находится на берегу Торбеева озера, из которого вытекает речка Вондюга. Ниже по течению, в семи километрах от села, находится водопад «Гремячий Ключ», который почитается православными людьми как целебный источник преподобного Сергия Радонежского.

По данным кормовой книги Троице-Сергиевой Лавры село Дерюзино передано в монастырь в XV веке на помин души Андрея Торбеева, владельца этого села.

Есть сведения, что при этом хозяине здесь был небольшой монастырь с церковью Архангела Михаила. После обветшания Михайловского храма на его месте был построен новый деревянный храм, который освятили в честь святителя Николая Чудотворца. В грамотах великого князя Иоанна Васильевича III упоминается «монастырек Никола на Дерюзине», приписанный к Троицкому монастырю. Однако до XVIII века в документах встречается название села как Михайловское-Дерюзино. С XVI века оно именуется уже как село с пятью приходскими деревнями.

Издавна через село Дерюзино проходила дорога из Троице-Сергиевой лавры в Александрову слободу, позднее г. Александров и далее в Юрьев-Польский.

История сохранила свидетельство, что в 1646 году патриарх Иоасиф на пути в Юрьев-Польский «в селе Дерюзине в церкви Николая Чудотворца после обедни слушал молебна и той церкви попу Василью пожаловал гривну».

В 1870-х годах, после открытия между Сергиевым Посадом и Александровом железнодорожного сообщения, дорога потеряла всякое значение. Само же село Дерюзино более было связано с Сергиевым Посадом, чем с Александровом.

В конце XIX – начале XX века к селу прилегали деревни Березняки, Бобошино, Ильинки и Слабнево. Дерюзино, Бобошино, Ильинки входили в состав Ботовской, а Березняки и Слабнево в Рогачевскую волости Александровского уезда. В 1885 г. в названных селениях числилось 679 душ. В 1927 году здесь проживало 690 человек, а в 2007 году — 2607, из них  19 в Дерюзино.

Церковь  святителя Николая Чудотворца

Храм «Николы Чудотворца древян клецки» с приделом Димитрия Солунского известен в селе Дерюзино с 1562 года. В 1824 году приход получил разрешение на строительство каменной Никольской церкви взамен ветхой деревянной, поставленной в 1779 году. Построили церковь на средства прихожан в 1844 году. В теплой трапезной были устроены два придела: на правой стороне в честь Рождества Пресвятой Богородицы и на левой стороне во имя преподобного Сергия Радонежского.

В середине XVIII века, после упразднения монастырских вотчин, село перешло в казенное ведомство. В то время деревянный Никольский храм упоминается как шатровая церковь. В храме был придел во имя великомученика Димитрия Солунского. Этот храм в качестве приходского простоял до 1844 года, когда по ветхости был разобран, а вместо него освящена «церковь каменная с таковою кoлокольней».

В приходе Никольской церкви, в деревне Березняки, стояла часовня, устроенная «неизвестно
почему усердием предков».

Она строилась на средства прихожан в течение девятнадцати лет. В новом храме было три престола: в холодной части — во имя святителя Николая и в теплой трапезной части – в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя преподобного Сергия Радонежского.

Из дневниковых записей писателя М.М. Пришвина мы знаем, что богослужения в Никольской церкви прекратились в первый день Пасхи 1931 года, но официальное решение о закрытии было принято в 1938 году. В том же году был арестован и расстрелян настоятель церкви иеромонах Нифонт.

В церкви хранили зерно. 28 июля 1950 года Мособлисполком вынес решение о сносе храма, которое не было полностью исполнено. В 1957-1958 годах трапезная, кoлокольня и алтарь были взорваны и разобраны. От здания, построенного в стиле классицизма, остался лишь основной храмовый объем в виде высокого четверика, несущего купольную ротонду. Постепенно портики с колоннами, украшавшие храм, части оконных и дверных проемов разобрали на кирпич. Кровля была разрушена. Каким-то чудом держался оставшийся без покрытия свод с люкарнами. Росписи второй половины XIX века сохранились частично.

Известны три священнослужителя, которые ревностно несли пастырское послушание в этом храме. В 1898 году к этой церкви был рукоположен Симеон Лилеев, будущий исповедник веры Христовой в годы безбожных гонений, прослуживший здесь 6 лет. В 1926 году здесь служил протоиерей Василий Никологородский. Последний настоятель храма – иеромонах Нифонт (Мамаев), 21 февраля 1938 году был расстрелен на полигоне в Бутово под Москвой. Вместе с отцом Нифонтом в штате храма числился псаломщик Тихон Козлов.

Реставрация церкви святителя Николая Чудотворца ведется с середины 1990-х годов жителями села Дерюзино и благотворителями. В 2001 году настоятелем церкви был  назначен священник Виктор Клиндухов.

 

Летом 2002 года прихожане храма вместе с настоятелем и благочинным храмов района священником Александром Самойловым встречали икону святого великомученика Пантелеимона с частицей его святых мощей. Эта икона стала первой святыней восстанавливающего храма. Вскоре прихожане встречали другую святыню – икону Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша».

С приходом настоятеля началось интенсивное строительство утраченных частей храмового здания. В настоящее время полностью восстановлена центральная часть храма, вновь воссозданы стены утраченной трапезной части, заложены фундаменты под кoлокольню и дом причта. Налажена литургическая жизнь. Богослужения совершаются регулярно по воскресным и праздничным дням. Настоятель церкви активно занимается просветительской работой. Регулярным стало ежегодное участие Прихода в проведении православного патриотического фестиваля авторской песни «Сердце России» в поселке Березняки.

 

дер. Малинники иНикольская церковь на погосте Стогово

Село на реке Молокче и храм святителя Николая в нем существовали с глубокой древности. По преданию, чудотворная икона святителя явилась на одном из сенных стогов. Когда нашедший ее крестьянин хотел унести ее в ближний храм, он услышал голос: «Не смей уносить! Здесь строй храм!» Оттого и село получило свое название Стогово.

В начале XVII века Стогово – дворцовое село, в нем находился деревянный храм. В 1803 году на средства местного помещика князя П.П. Щербатова и уроженца села митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова), сына священника храма в селе Стогово, построен каменный храм во имясвятителя Николая с приделом во имя святителя Амвросия Медиоланского.

В храме долго сохранялась очень древняя, чудом явленная, икона святителя Николая. В 1816 году митрополиту Амвросию Константинопольским патриархом Поликарпом был прислан золотой крест с частицей древа Креста Господня, украшенный 37 алмазами. В 1820 году , по завещанию владыки, этот крест был передан в Никольскую церковь и находился в ней на иконе Воздвижения Честного Креста, украшенной серебряной ризой. Позже, вероятно в безбожные годы, святыня была утрачена.

В 1888 году при храме была открыта приходская школа. Последний настоятель храма иеромонах Иероним (Киселев) был арестован 26 января 1938 года, а 17 февраля того же года расстрелян на полигоне в Бутово под Москвой. Храм был закрыт и взорван, сохранилась только трапезная часть. В 1977 году Никольский храм был признан памятником архитектуры.

В 1996 году руины храма возвращены верующим и организована православная община, настоятелем которой указом Митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия был назначен священник Вячеслав Брегеда. Ныне храм расположен на землях населенного пункта Малинники, поскольку село Стогово как административная единица было ликвидировано в 1988 году.

К юго-западу от села Малинники идет проселочная дорога к источнику преподобного Сергия Радонежского у деревни Взгляднево, известному как «водопад Гремячий Ключ». История сохранила свидетельство, что по пути в Киржач преподобный Сергий со своим учеником преподобным Романом останавливался на этом месте. Тогда же по его молитве на склоне горы забил святой источник. Другой целебный источник, о котором не все знают, находится в ста метрах от Никольской церкви.

В настоящее время трудами настоятеля протоиерея Вячеслава Брегеды сделано перекрытие крыши, заменен пол в храме, в трапезной части храма устроен придел во имя святителя Амвросия Медиоланского. В стиле древнего деревянного зодчества построена звонница, на которой повешены семь колоколов. Вес самого большого колокола 300 кг. Налажена литургическая жизнь. Богослужение совершается регулярно в воскресные и праздничные дни.

В 2007 году настоятелем назначен священник Сергий Дидковский, трудами которого ведется дальнейшее восстановление храма.

 

дер. Никульское

В 1497 г. село Никульское приобрел великий князь Иван III, обменяв его на свои тверские вотчины. В XVII в. село принадлежало роду Аничковых, в XVIII в. – Головиным и называлось Никульское-Головино. Усадьба владельцев села располагалась неподалеку, в сельце Исаково, на другой стороне «великой овражины».

В конце XVIII – начале XX в. село Никульское входило в состав Рогачевской волости Александровского уезда Владимирской губернии. К селу, кроме сельца Исаково, тянули деревни Коровайково, Митино и Федяйково. В 1895 г. жителей числилось 325 душ.

На 1 января 1927 г. в Никульском и деревнях Митино и Коровайкино постоянных жителей числилось 252 человека, без учета сельца Исаково, которое исчезло после революции, и деревни Федяйково, не вошедшей в Сергиевский район.

К началу XXI в. из округи села Никульское уцелела лишь деревня Федяйково, оставшаяся в Александровском районе Владимирской губернии. Деревни Митино и Коровайково исчезли во второй четверти XX в. На 1 января 2007 г. в бывшем селе, а теперь селе Никульское оставалось всего 5 постоянных жителей.

 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Первая церковь Покрова Пресвятой Богородицы была освящена в 1676 году. В начале XIX века в селе имелись две деревянные церкви, Покровская и Никольская, обе ветхие. Новая каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы была заложена не ранее 1821 года и освящена в 1829 году. В церкви имелись приделы: во имя святителя и чудотворца Николая и в честь Корсунской иконы Божией Матери.

Каменная трехпрестольная Покровская церковь была построена в сельце Исаково. В селе же Никульское в конце XIX века сохранялась деревянная Покровская церковь при сельском кладбище.

В советское время церкви в Никульском и Исакове были уничтожены. Сейчас строится новая
деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которая возводится под руководством
настоятеля Бужаниновского прихода.

 

Никольская церковь (приписная к №19)

Церковь святителя Николая Мирликийского села Никульское расположена в северной части района, в Константиновском миссионерском округе Сергиево-Посадского благочиния.

Первые сведения о храме относятся к 1628г.: он находился в вотчине Богдана Михалкова, был деревянным, его престол был освящен в честь «любимого святого» – святителя и чудотворца Николая. Частное село именовалось Микульским. В нем помимо крестьянских дворов, двора вотчинника, деревянной церкви находились и дворы причта. В XIX веке местоположение несохранившейся деревянной церкви было отмечено каменным столбом с железным крестом.

Ныне существующая каменная церковь святителя Николая была возведена в 1831 году. В 1851г. иждивением помещика Николая Ивановича Сорохтина в ней был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

До 1835г. причт Никольской церкви состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. Впоследствии место диакона было упразднено, вместо дьячка и пономаря назначен псаломщик.

С августа 1936г. в Никольском храме служил будущий священномученик Афанасий(Докукин, 1899-1937). Он родился в селе Верхний Любаш Курской губернии в семье крестьянина. Когда ему было пятнадцать лет, он лишился отца и матери и переехал жить к своей тёте. По окончании второклассного училища стал псаломщиком в одном из храмов Фатежского уезда Курской губернии. В 1923г. Афанасий Докукин был рукоположен в сан диакона, в 1925г. – во иерея. В 1933г. он был арестован за неуплату налога и приговорён к трём годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Одним из проявлений антирелигиозной политики молодой советской республики были непосильные налоги, установленные специально для священнослужителей, – налоги на церковное здание, церковную землю. Более того, устанавливался определённый срок, за который священнослужитель должен был выполнить обязательные госпоставки (мяса, молока, яиц, картофеля). В случае невыполнения священник подвергался суду. Отец Афанасий освободился в 1935г. и был направлен на служение в село Старниково Талдомского района. С августа 1936г. он служил в Никольском храме села Никульское. На месте нового служения 11 сентября 1937г. его арестовали вновь по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности, заключили в тюрьму города Загорска («советское название» Сергиева Посада). Позднее он был переведён в Москву, а 9 октября 1937г. расстрелян и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Никольскую церковь закрыли, здание храма использовали под склад минеральных удобрений. Следы богоборчества видны до сих пор: колокольня полностью разрушена, свод трапезной части обвалился, а стены в трещинах.

В 1999г. порушенное церковное здание было передано вновь образованному православному Приходу, настоятелем которого, по совмещению, в настоящее время является священник Михаил Лупу. В престольные праздники здесь совершаются молебны, а в дни поминовения усопших – совершаются панихиды.

К сожалению, при воссоздании Прихода Никольская церковь была ошибочно наименована Покровской. В данный момент для устранения ошибки подготавливаются документы в Министерства юстиции на перерегистрацию.

 

с. Сватково

Село Сватково Верхне-Дубенского стана Переяславль-Залесского уезда впервые упоминается в грамоте 1392 – 1427 годов. В ней же упомянут вотчинник Парфений Иванов сын Сватков.Название село получило от имени первого владельца этой местности Ивана Сватко, который занял у троицкого игумена Никона десять рублей и вместо уплаты долга отдал монастырю три пустоши: Столбецкую, Микитинскую и Ивановскую. Эти пустоши были заселены и получили название по фамилии бывшего владельца. Таким образом, появление села нужно относить к первой половине XV века, именно не позднее 1443 года, так как троицкий игумен Зиновий (1432-1443) в грамоте великому князю Василию Васильевичу в числе сел, принадлежащих Троицкому монастырю, упоминает и Сватково.

В 1618 году в Сватково был стан польского королевича Владислава, который безуспешно осаждал Троице-Сергиеву Лавру. Здесь квартировали польские послы, принимавшие участие в Деулинских переговорах о перемирии между Московским государством и Речью Посполитой.

В 30-х– 40-х годах XV века село Сватковское уже принадлежало Троице-Сергиеву монастырю. В 1439 году великий князь Василий II жалованной грамотой освободил Сватково с деревнями от великокняжеских даней и суда, «опрочь душегубства». В 1460-х годах великий князь Иван III подтвердил жалованную грамоту своего отца.

Расположенное на дороге из Москвы в Переславль, село Сватково вошло в историю России в связи с событиями Смутного времени. В апреле 1613 года здесь, по пути из Костромы в Москву, остановился избранный Земским собором на царство Михаил Романов, родоначальник династии Романовых. Здесь будущему государю били челом многие люди, ограбленные казаками и разбойниками в окрестностях Москвы. В ноябре 1618 года в Сватково стояло польское посольство. Отсюда поляки ездили в Деулино, где велись переговоры о мире между Речью Посполитой и Россией.

В конце XIX – начале XX века к Сватково прилегали деревни Игнатьево, Козицыно, Рябинино, Семенково, Топорково и деревня Рогачево – центр одноименной волости Александровского уезда, в состав которой входило Сватково с деревнями. В 1885 году в названных селениях числилось 1034 человек, в 1927 году — 1309, а сейчас здесь  3293 человека, подавляющее большинство в Сватково и Семенково. Деревня Рябинино, стоявшая по соседству с Игнатьево, исчезла в первой половине XX века.

 

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
О Покровской церкви в селе Сватково известно с конца XV века. Первое упоминание о сватковской церкви встречается в архивных документах первой половины XV века: в 1435 году был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя святого пророка Илии. Известно, что в 1505 году в церкви служил священник Григорий.

В 1627 – 1631 годах также упоминается «церковь Покров Пречистые Богородицы древяна клецки» монастырского строения.

 

В конце XVIII века, деревянная Покровская церковь с приделом во имя пророка Илии, сгорела, и в 1793 году прихожане купили деревянную церковь в Переяславле. В разобранном виде ее привезли в Сватково и здесь поставили вновь.

Около 1810 года церковь вновь сгорела, и прихожане по благословению Преосвященного Ксенофонта, епископа Владимирского и Суздальского, решились возвести на ее месте каменный храм.

 

1 июля 1817 года благочинный, священник села Слотино Иаков Богословский освятил новопостроенную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В трапезной Покровской церкви был устроен придел  в честь Пророка Илии. В 1846 году была перестроена трапезная, в которой устроены приделы: во имя святого пророка Илии и преподобного Сергия Радонежского.

В 1938 году церковь закрыли и впоследствии частично разрушили. Верхняя часть храма была уничтожена, колокольня «стерта с лица земли».
В начале 1941 году была разобрана на кирпич церковная ограда.

В 1990 году Покровскую церковь  возвратили верующим, началось ее возрождение.Три года в нем нес пастырское служение протоиерей Иаков Лопухович. Его трудами была налажена духовная жизнь. С этого прихода он был переведен в Ильинский храм Сергиева Посада с назначением благочинным церквей района. Его преемником стал протоиерей Василий Боголюбов. Заботами этого настоятеля и усердием прихожан удалось многое сделать: спланировать церковную территорию, поставить ограду вокруг храма, установить электрическую подстанцию, восстановить купольную часть храма, подвести газ, построить колокольню и дом причта. В историческую летопись храма особой датой вошел 2007 год. В мае месяце были отлиты и установлены на колокольню утраченные колокола. Большую помощь в восстановлении храма оказал генеральный директор ФГУП НИИХИММАШа А.А. Макаров.

Настоятель храма – протоиерей Василий Боголюбов.

С 2000 года при храме действует детская воскресная школа. Дети изучают церковные дисциплины, учатся рукоделию, участвуют в постановке православных спектаклей, с преподавателями совершают паломнические поездки по святым местам. Настоятель храма регулярно посещает местную сельскую школу и проводит беседы с учащимися.

 

с.Слотино

Село Слотино располагается на древнем тракте, к настоящему времени потерявшем свое значение, соединявшем Троице-Сергиев монастырь с Александровской слободой, в двадцати верстах от обоих поселений. Такое расположение предопределило значение села, здесь был построен путевой дворец русских государей.

Впервые Слотино Кинельского стана Переяславского уезда упоминается в великокняжеской жалованной грамоте от 1453 года, согласно которой, во исполнение воли великой княгини Софьи Витовтовны (вдовы великого московского князя Василия I, сына Дмитрия Донского), село было передано Троице-Сергиеву монастырю. В актовых материалах XVI века упоминается уже дворцовое село Слотино на большой дороге в Александрову слободу. В 1569 году здесь по приказу царя Ивана Грозного был казнен его двоюродный брат, великий удельный Старицкий князь Владимир Андреевич, обвиненный «в умышлении» на жизнь государя.

В XVII веке в селе стоял царский путевой дворец, необходимый для отдыха государя на пути в Александрову слободу. Дворец имел печи с «ценинными» (цветными) изразцами, обломки которых еще долго находили в поле на окраине села. В 1754 году в селе по пути в Александрову слободу сделала остановку императрица Елизавета Петровна. Это было последнее посещение села царственной особой.

В конце XIX – начале XX века к селу Слотино прилегали деревни Волосково, Марино, Плеханы, Старинкино и деревня Ботово – центр одноименной волости Александровского уезда, в которую и входили названные селения. В 1895 году в них числилось 898 душ, в 1927 году, без учета деревень Плеханы и Старинкино, оставшихся в Александровском районе, насчитывалось 784 человека, сейчас в Слотино, Ботово и Марино постоянно проживает 49 человек. Деревня Волосково, стоявшая рядом с Ботово, исчезла во второй половине XX века.

 

Церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Не позднее начала XVII века в селе была выстроена деревянная церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Первым известным священником церкви был Иаков Богословский. В 1799 году он сообщал в Переяславское Духовное Правление, что «в селе Слотино из давних лет существует беспридельная деревянная церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова с деревянною же колокольнею».

Каменная церковь с одноименным названием и с двумя приделами: южным – в честь Казанской иконы Божией Матери, северным – во имя преподобного Сергия Радонежского была построена в 1815-1822 годах вместо старой деревянной церкви на средства прихожан.

В документах того времени настоятель церкви именовался благочинным, при котором в штате был дьякон, дьячок и пономарь. Священник Иаков служил в церкви до 1840 года.

25 сентября 1820 года была освящен предел в трапезной во имя преподобного Сергия Радонежского, а в  сентябре 1822 года главный храм и второй придел в трапезной в честь Казанской иконы Божией Матери. Здание Богословской церкви сочетает архитектурные стили барокко и классицизма.

В 1850 году в село был назначен священник Михаил Эдемский, прослуживший здесь до 1891 года. После него был поставлен отец Николай Воскресенский – последний дореволюционный настоятель храма.

В начале 30-х годов ХХ века в округе началась коллективизация, а вместе с ней и волна арестов кулаков и духовенства. Отец Николай был предупрежден о грядущей опасности и в 1933 году был вынужден уехать из села в г. Сергиев Посад, где вскоре и умер. Церковь закрыли, сбросили колокола, кирпич ограды использовали для нужд местного Марьинского колхоза в 1940 году, однако церковь осталась не разграбленной.

Во время Великой Отечественной войны храм был вновь открыт, и настоятелем был назначен священник Иоанн Михайлович (фамилия его не сохранилась в памяти старожилов). Прослужил он в церкви до начала 50-х годов, после чего на его место пришел протоиерей Петр Михайлович Липягов. Последним настоятелем был молодой священник, но имени его никто не помнит: он прослужил в храме всего несколько месяцев, после чего церковь была закрыта окончательно. Это произошло в 1961г.

Перед закрытием церкви сотрудники Загорского историко-художественного музея-заповедника, обследовав, отобрали в фонды музея часть церковной утвари и наиболее ценные иконы, в том числе аналойный образ покровителя храма – святого апостола Иоанна Богослова (XVII век). Благодаря этому отобранные в коллекцию музея иконы и культовые предметы сохранились до настоящего времени. Остальное по закрытии храма было частично расхищено, частично свезено в большую кучу и сожжено в близлежащем карьере. Здание церкви было передано местному совхозу и превращено в складское помещение, где хранили зерно и сенную муку.

Затем на протяжении четверти века она использовалась для хранения зерна и муки. Склад горел неоднократно. Последний, самый большой пожар, уничтоживший всю трапезную зимнюю часть, произошел в 1962г., после чего церковь за ненадобностью была брошена и стала постепенно разрушаться.

Открытие Иоанно-Богословской церкви произошло в 1992 году. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням. Настоятель храма – священник Сергей Дидковский.

В 2004 году настоятелем храма стал священник Сергий Дидковский, который продолжил реставрацию храма. В настоящее время оштукатурена трапезная часть храма, восстановлен придел в честь Казанской иконы Божией Матери, установлены окна в летней части храма. Село не многолюдно и постепенно вымирает. 26 февраля 2007 году ушла из жизни благочестивая труженица-христианка, ближайшая помощница настоятеля – Евдокия Ивановна Чернега. Последние десятилетия своей долгой жизни она посвятила храму, она – очевидица и свидетельница истории церкви в годы безбожных гонений. Прихожанами храма являются люди, проживающие в деревне в летний период. Богослужения в церкви совершаются по воскресным и праздничным дням.

К Иоанно-Богословской церкви приписана часовня святого пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, расположенная на пути к храму. Жители близлежащих сел приходят сюда набрать целебной воды. На праздник Богоявления и другие дни памяти святого Предтечи в часовне совершается освящение воды.

Недалеко от села Слотино находится военный городок Жуклино, где по просьбе его жителей в 2008 году на территории в/ч 28000 была устроена церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая является приписной к Иоанно-Богословской церкви.

 

дер. Яковлево и Церковь великомученика Димитрия Солунского

Усадьба в сельце Яковлево образовалась в результате раздела наследственного владения
приближенного императрицы Елизаветы Петровны генерал-майора Чулкова и была обустроена в конце XVIII века его дочерью Анной Васильевной Чулковой. Следующая владелица, Екатерина Васильевна Барбашева, в память о своем муже и сыне построила в сельце богадельню, больницу, амбулаторию и школу.

Таким образом, здесь был создан «Барбашевский богодельный дом», в котором призревались престарелые, убогие женщины и имелась школа для крестьянских детей.

В советское время здания комплекса использовались под поликлинику, школу, интернат, в церкви был устроен небольшой молокозавод.

Церковь великомученика Димитрия Солунского При богадельне  была устроена двухэтажная каменная церковь с колокольней. В 1879 году был освящен нижний храм во имя великомученицы Екатерины, а в 1884 году – верхняя церковь великомученика Димитрия Солунского.

В 1998 году при церкви была образована православная община и назначен настоятель –
протоиерей Владимир Янгичер. В настоящее время нижний храм в честь великомученицы
Екатерины приспособлен для богослужений. Божественные литургии совершаются несколько раз в год – на престольные праздники, во время постов. В особые дни совершаются панихиды,
водосвятные молебны.

С 2007 года настоятелем храма назначен протоиерей Вячеслав Брегеда. С этого момента Божественная Литургия здесь совершается регулярно по воскресным и праздничным дням. В 2009 году в храме были освящены 9 колоколов.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2] — В состав Сергиево-Посадского муниципального района входи 6 городских поселений (Сергиев Посад, Хотьково, Пересвет, Скоропусковский, Богородское, Краснозаводск) и 6 сельских поселений (Березняковское, Васильевское, Лозовское, Реммаш, Селковское, Шеметовское). подробнее...

[3] — Водопад Гремячий с целебной и святой водой, связанный по преданию с именем Преподобного Сергия Радонежского. подробнее...

[4]«Дубрава», культурно-просветительский центр
Адрес: Конкурсный пос., Парковая ул., 16 Сайт: radubrava.ru Телефон: +7 (496) 545-75-75 Часы работы: Пн-Пт c 9.00 до 17.00, без обеда Сб - выходной Вс - выходной Эл. почта:... подробнее...

[5] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[6] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[7] — Представляем Вам наиболее интересные Достопримечательности Сергиева Посада и Сергиево-Посадского района.

В этом разделе сайта мы публикуем наиболее интересные достопримечательности, рекомендуемые к посещению туристами и гостями города и района. Это музеи, памятники архитектуры, театры, церкви, храмы и конечно-же жемчужина Сергиева Посада — Свято-Троицкая Сергиева Лавра. подробнее...

[8]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[9]«Луч», спорткомплекс
Адрес: Сергиев Посад, Матросова ул., 2 Сайт: sportluch.ru Телефон: +7 (496) 549-23-08 Часы работы: Пн-Вс c 6:30 до 22:30, без обеда Эл. почта: luch_68@mail.ru     Спортивный комплекс «Луч» К услугам посетителей... подробнее...

[10] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...