Создать свою Пандору

logo
 Создать свою Пандору

Как игры в песочнице влияют на наш эмоции, отношения и интеллект?

У психолога Центра социального обслуживания и реабилитации «Оптимист» Кристины Новожиловой не работа, а мечта. Каждый день она играет с детьми в песочнице. Строит из песка сафари и джунгли, прокладывает песочные реки, насыпает горы и вулканы, извергающие лаву. За этим нехитрым развлечением стоят серьёзные задачи: развитие гибких навыков, формирование интеллекта, построение коммуникации и социализации — всего того, что так необходимо её особенным воспитанникам. Создавая в песочнице свою Вселенную, свою Пандору, дети успешно борются со страшными диагнозами — ДЦП, расстройствами аутистического спектра, неврологическими патологиями.

«Песочная терапия в психологии применяется уже довольно давно. С её помощью успешно корректируются многие неврологические проблемы. Я начинала работу с кинетического песка. Этот материал приятный на ощупь, немного липкий, отчего позволяет легко формировать различные фигуры. В 2013 году в наш Центр закупили интерактивную песочницу iSandBOX, разработанную томскими учёными, программистами и педагогами, которая позволяет значительно расширить спектр использования», — рассказывает Кристина.

В конце 2020 года Кристина Новожилова стала победительницей «V Олимпиады педагогического мастерства «Моя чудесная планета» iSandBOX 2020». В конкурсе участвовало более 40 педагогов и психологов со всей России, но именно Кристине жюри присудило на всех этапах высший балл

Как это работает? Обычную песочницу разработчики оборудовали компьютером, особыми сенсорами, проектором и специальными программами. Сенсор для определения глубины, подключённый к компьютеру, замеряет расстояние до песка, программное обеспечение обрабатывает полученные от сенсора данные и подаёт проектору команды, каким цветом подсвечивать конкретный участок песочницы. На песок проецируются настоящие текстуры водных объектов, гор, вулканов и многих других поверхностей. В итоге, песочница даёт возможность создать собственный мир, который можно изменить одним движением руки.

«В нашей интерактивной песочнице 16 режимов, которые можно использовать для игр. Например, режим «Ландшафт» позволяет формировать различную земную поверхность. Мы выкапываем с ребёнком ямку, она проецируется проектором как озеро, из которого может вытекать река. Рядом отложенный холмик песка превращается в гору со снежной вершиной. Можно сделать и вулкан с извергающейся лавой», — поясняет психолог.

 Создать свою Пандору

Ещё один популярный режим — «Воздушные шары». На песок проецируются разноцветные пузырьки, которые летают под музыку. Задача ребёнка лопнуть шарики того цвета, в который окрашена рамка песочницы. В настройках можно изменять размер шариков и скорость их передвижения. Благодаря быстрой смене цветов дети учатся мгновенно переориентироваться и переключать внимание с объекта на объект.

Песочница позволяет разыгрывать различные ролевые сюжеты. Например, можно стать пиратом, которому нужно отыскать клад, принять участие в битве циклопов и драконов, защитить военную базу от неприятеля или даже предотвратить гибель саванны от экологической катастрофы.

 Создать свою Пандору

Игра с песком вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и оказывает исцеляющее действие на нервную систему. Такая терапия полезна всем — и малышам, и подросткам, и взрослым людям, которых такое развлечение увлекает не меньше детей.

 Создать свою Пандору

«Задания мы подбираем, исходя из особенностей каждого ребёнка. Например, если работаем с фобиями, выбираем режим со спокойной музыкой, где не нужно делать никаких быстрых манипуляций, а просто играть с песком, пересыпать его, брать пальчиками, перетирать в ладонях. Это производит успокаивающий эффект, благотворно влияет на нервную систему. Работая с преодолением страхов, можно использовать режим «Акула». Ребёнок как будто попадает в подводный мир, наполненный рыбами, черепахами, ракушками, кораллами, затонувшими кораблями. В какой-то момент приплывает злая акула, которую нужно прогнать. Поначалу детям страшно, но уже через несколько занятий они перебарывают себя и успешно справляются с заданием», — поясняет Кристина.

 Создать свою Пандору

Центр «Оптимист» получил в подарок от разработчиков iSandBOX ещё один полезный гаджет — робота Photon. Это образовательный инструмент, который сделает любое занятие незабываемым — от программирования и математики до иностранных языков. Он реагирует на происходящие события, издаёт звуки, демонстрирует эмоции и меняет цвета.

В «Оптимисте» игры с песком активно используют для детей с церебральным параличом. Для коррекции заболевания очень важно развивать мелкую и крупную моторику. В песочнице очень удобно проводить работу, направленную на тонизирование и укрепление мышц, а также адаптацию рук для элементарных навыков обслуживания: для движения, захвата, удержания ложки или ручки. Помимо этого, с помощью песка происходит мягкое массирование поверхности кожи и воздействие на точки, отвечающие за речь, память, мышление.

Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей с аутизмом. Как правило, ребёнок с таким диагнозом не любит компанию, люди рядом его часто нервируют. Поэтому первые занятия психолог проводит индивидуально, но в дальнейшем подключает других детей. Таким образом происходит плавная социализация малыша, это позволяет ему начать общаться с ребятишками на детских площадках.

 Создать свою Пандору

Напоследок мы спросили, не слишком ли сильно мы погружаем детей в мир гаджетов? Может, лучше бы было ограничиться обычной песочницей?

«Всё должно быть в меру, но полностью изолировать детей от новых технологий нельзя. Прогресс не стоит на месте, у всех дома есть телевизоры, планшеты, компьютеры, мобильные телефоны. Интерактивная песочница — как раз тот инструмент, который помогает детям с особенностями развития социализироваться, стать полноценным членом общества, в котором ему придётся жить», — считает Кристина.
 

Оксана Перевозникова

Кристина Новожилова благодарит директора центра «Оптимист» Ольгу Солнышкину за приобретение увлекательного и познавательного оборудования для работы с детьми, а также своих коллег Александру Зюзину и Веронику Анисимову за поддержку и помощь в съёмке видеоматериалов для заданий в Олимпиаде.

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *