Разрабатывая вопрос о распространении византийских образцов, следует всегда отдавать себе ясный отчет — откуда они были занесены: из дворцовой школы Константинополя или из восточной периферии Византийской империи. Нельзя забывать того, что на огромной территории этой империи залегал мощный пласт народного искусства, которое, хотя и обнаруживает точки соприкосновения с искусством Константинополя, все же обладало своими традициями и своим строем форм.
Складень. Византия, конец X — середина XI в.
Оно пустило особенно глубокие корни в коптских, армянских и грузинских монастырях, в Каппадокии и Сирии, на греческих островах. Это примитивное и непритязательное искусство часто было гораздо ближе и понятнее романскому Западу, нежели утонченные формы придворной константинопольской школы. Коренное различие источников византийских влияний необходимо всегда иметь в виду, иначе мы будем неточно формулировать возникающие перед нами вопросы о характере и типе этих явлений.
Проникновение на Запад и в славянские страны образцов византийского искусства сыграло в большинстве случаев положительную роль. Проф. Китцингер совершенно верно отмечает, что для Византии особенно типичен «perennial Hellenism». Византия выступала в какой-то мере хранительницей античных традиций, и под воздействием ее искусства обострялось чувство органического, уточнялась система пропорций человеческой фигуры, обогащались эмоциональные оттенки, некогда аморфные формы приобретали все большую линейную дифференциацию, примитивная полихромия с ее яркими, кричащими красками уступала место гораздо более зрелым и рафинированным колористическим решениям. Все это так и вряд ли кто будет с этим спорить. Но византийские влияния имели и свою оборотную сторону. И здесь я не могу согласиться с проф. Китцингером, который их рассматривает лишь в положительном аспекте, полагая, что именно они обеспечили в XIII в. «the thoroughness of the humanistic revolution which followed». На самом деле византийские влияния часто подавляли ростки национальных культур и приводили к обезличению и стандартизации форм, как мы это наблюдаем в ряде художественных течений в сербской империи царя Стефана Душана. К тому же византийская традиция сделалась в конце XIII в. фактором, тормозящим художественное развитие Италии. После Никколо Пизано, Арнольфо ди Камбио, Каваллини и Джотто она уже не могла дать ничего нового Западу.
Ученые очень любят говорить и писать о византийских влияниях и о распространении византийских образцов, а также о подражании им. Однако при этом больше уделяют внимание тому, что дала Византия, а не тому, как ее вклад был усвоен и переработан местными художниками, безотносительно оттого, были ли они итальянцами, французами или славянами…
Читать всю статью (в *.pdf) >>
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра