О нашем земляке Иване Алексеевиче РЫБАКОВЕ

logo

22 сентября исполнилось 75 лет нашему земляку, заслуженному деятелю искусств России, писателю и поэту Ивану Алексеевичу РЫБАКОВУ. «Сергиевские ведомости» желают Ивану Алексеевичу здоровья, бодрости, вдохновения!

О нашем земляке Иване Алексеевиче РЫБАКОВЕ

ПОЭТУ ИВАНУ РЫБАКОВУ — 75 

О нашем земляке Иване Алексеевиче РЫБАКОВЕ

С Иваном Алексеевичем Рыбаковым мы на дружеской ноге  почти полвека. За это время многое изменилось вокруг нас, мы сами изменились, но старая хлеб-соль не забывается. Сошлись мы на почве общих литературных пристрастий, наверное, в одно и то же время выбрали себе в спутники, говоря словами Маяковского, поэзию – бабу капризную.

Я не буду перечислять все его регалии и заслуги на посту директора музея «Абрамцево», которому он отдал почти 30 лет жизни, в повседневном труде пестуя очаровательный осколок культуры  дореволюционной России. Отмечу лишь то, что за вклад  в музейное дело   отмечен званием Заслуженного деятеля искусств России, награжден «Золотой пальмой»  Международной Европейской организации «Партнерство ради прогресса». Ницца,, 1996. В юбилейный год хочется рассказать  о человеке, близком по духу и по мировоззрению,  рассказать прежде всего о поэтическом  пути земляка, потому что превалирующая доля в его творческом багаже принадлежит поэзии, да в ней он и более  выражен как человек, достигший определенных высот. Не мое дело говорить о том  чаще ли он пишет ямбом или дактилем,  подсчитывать,  сколько употреблено в стихах метафорических фигур, типа оксюморона или катахрезы, просто хочу поделиться своими мыслями, что мне близко и интересно в его творчестве.

Насколько помнится, первое, можно сказать, шапочное, мимолетное, знакомство, произошло в кабинете Алексея  Степановича Шепелева. Цензура тогда скрывалась под  именем горлита –   органа, который охранял военную и государственную тайну в печатной продукции. Ни одно печатное издание не выходило без его штампа-разрешения. Рыбаков принес Шепелеву какие-то партийные документы для печати (он тогда был инструктором общего отдела горкома партии). Цензор нас и познакомил, мы пожали друг другу руки и расстались. Потом наши пути стали часто  пересекаться, по большей части в Абрамцеве, и мы нашли много интересного в общении друг с другом.

Родился Рыбаков  осенью в год  войны с фашистами в селе Константиново, теперь оно  в составе  Сергиево-Посадского района, – древнем поселении, которое впервые упомянуто аж в 1328 году в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты. Это живописнейшее место  нашего Подмосковья, изобилующее  и реками, и озерками, и лесными угодьями. Несомненно, первый аккорд стиха,  наверно, еще подсознательно, зародился в этом, радующем глаз и душу уголке, когда сама природа  указала  перстом своим  на  путь, определивший звучание поэтической струны любознательного паренька. В дальнейшем жизнь в Абрамцеве — этом  лирически одухотворенном крае, значительно повлияла на  поэтическое мастерство Рыбакова. Зрелость, острота образа, движение мысли к совершенству  укрепились в Абрамцеве, где каждый холм, и цветущие липы  с мириадами жужжащих подобно симфоническому оркестру насекомых, и  струи дождя, и туман, падающий в долину Вори,  всегда пробуждают  лирические чувства. Здесь даже воздух пропитан светом поэзии. Я  сам ощутил в детстве в артельном Кудрине, и в отрочестве в Абрамцеве живительные позывы, погружение в ауру местности, некий легкий зов, зовущий высказать потребность в самовыражении, настолько чувства переполняют душу. И от этого никуда не уйти.

Я еще помню Абрамцево 50-х, 60-х гг  прошлого века. Со сверстниками после купания мы наведывались в этот райский уголок поглазеть на сказочную избушку на курьих ножках, на диковинную белоснежную часовенку Спаса Нерукотворного белым лебедем опустившимся на  поляну, походить по тенистым липовым аллеям столетнего парка. Как-то враз утихали разгоряченные ребячьи голоса, и все мы предавались спокойному чувству созерцания окружающего мира, где было все не так, как в нашей обыденной жизни. Мы погружались в атмосферу чего-то загадочного, что нельзя было сформулировать разумом. Наверное, душа накапливала то, что потом будет двигать рычаги поэзии.

О том времени у меня   родились  строки:

Я был, как Крез, внушительно богат

Величием простого созерцанья.

 Теперь Абрамцево мало чем напоминает то время. Оно благоустроилось, стало более рафинированным, во многом потеряло тот прежний патриархальный барский вид помещичьей усадьбы. Все течет. Все изменяется.

 После окончания философского факультета МГУ Иван Алексеевич некоторое время преподавал философские дисциплины, затем работал инструктором в  Загорском горкоме КПСС, а вплоть до выхода на пенсию — в музее «Абрамцево».

Первая поэтическая книга «Костер холодный» карманного формата так любимого путешествующими людьми, вышла  в середине 90-х. На мой взгляд, название навеяно строками Сергея Есенина: «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть…» Этим автор как бы подчеркивает свою связь с мыслями  выдающегося русского поэта, что ему  созвучны образы лирики Есенина, и он готов следовать традициям, заложенным поэтом. Во многих ранних стихах Рыбакова прослеживаются  мотивы лирики Есенина, и это  не подражание, а продолжение развития поэтического взгляда Есенина в своем творческом понимании.

 Личность Сергия Радонежского всегда привлекала, и будет привлекать мыслителей, деятелей науки и искусства, художников, писателей и поэтов настолько велик для России образ этого святого и как духовного деятеля, и как патриота земли русской. В своих произведениях не обошел эту тему и Рыбаков. Еще в год 1000-летнего крещения Руси им написана и опубликована поэма о троицком старце под названием «Поэтическая весть о печальнике земли Русской Сергии Радонежском и о ее спасителе великом князе Московском Димитрии Ивановиче».

Поэма написана разным размером.

Начало спокойное, созерцательное, как и подобает жизни пустынника.

Лес духманен, лес дремуч.

Звонко бьет в овраге ключ.

Крикнет филин, зыкнет зверь

Скрипнет в мрачной келье дверь…

Сергий ликует —  исполнилось его сердечное желание, он стал пустынником.

Нелегка души дорога

Нам отмеренная богом.

Ты один, Господь, могуч.

Вечен ты, как солнца луч…

И покуда день деннится

Буду я тебе молиться.

 

Размер  строфы и ритма под стать настроению  человеку, принявшему ангельский образ.

По мере новых обстоятельств в жизни, когда приезжает великий князь московский помолиться перед сражением с Мамаем и испросить благословения, поэма  обретает  новое звучание.

Готовясь выступить в поход,

Великий князь пришел в обитель.

И сам игумен-утешитель

Его приветил у ворот.

И молвил он:

— Господь велит

Добро пожаловать к обеду.

Обед сей верную победу

Над злочестивыми сулит.

 

 На Куликовом поле у воинства приподнятый дух перед предстоящим сражением.

Утро.  В стане вражеском суета и гики.

Дым костров и запах прелого листа.

Русичи подняли сулицы и пики,

Молча помолились образу Христа.

Возвращение с победой выливается в патетические строки под стать благовесту церковных колоколов.

Скрипели телеги,

Стояли герои.

Прискорбно глядело

С хоругвей лицо.

Домой возвращались

Московские вои, достойные  чести

И славы отцов.

Рыбаков вернулся к теме Сергия Радонежского, опубликовав  книгу в год его 700-летия, в которой прослеживает  жизненный      и духовный путь преподобного.

Родившись  в селе, он не по наслышке знает уклад русского крестьянства,  ему близка и понятна размеренная крестьянская жизнь – по утрам рано вставать поить, кормить, доить скотину. Проверять инвентарь для проведения сезонных сельских работ. Посмотреть прогрелась ли земля для  посева семян. Поменять одряхлевший тын, съездить на лошадке в лес по дрова.  Подготовиться к страде — сенокосу…

Эта незатейливая повседневная жизнь без торопливости, без нервных срывов позволяла человеку сосредотачиваться на своем внутреннем мире, когда, подняв голову от труда, можно полюбоваться окрестностями, созерцая природу в  первозданности,  и понимая, что ты великая часть ее, и все это порождает определенное мироощущение и сообщает лирический настрой, приводит людей с Божьей искрой к поэзии. Поэтому  Рыбаков, как и многие его предшественники,  воспевает труд и труженика.

И все – лишь работа

На этой земле.

Работа для хлеба

На скудном столе.

Как истинный крестьянин, автор прислушивается  к голосу обителей двора, согласно которым  в старое время  сельский житель  определял свои задачи на предстоящий период.

Кричит петух у старого плетня,
Приметой верной служит он народу,

Когда петух кричит в средине дня,

То ожидай хорошую погоду.

В стихах Рыбаков выступает и как  тонкий лирик¸ чувствующий природу, ее мимолетные движения подчас неразличимые простым  человеком – мерцание снега, весеннее солнечное тепло с  неповторимым  душистым настоем, живые звуки леса и т.д.

Тихо день душистый тает,

Вот туман на землю лег.

И летает, и летает

Серебристый мотылек.

Пахнет дымом, пахнет мятой,

Ветерок дрожит, как тень.

Словно  леший бородатый

Развалился старый пень

Многие стихи Рыбакова проникнуты любовью к  малой родине, прежде всего Абрамцеву.

Зима в Абрамцеве –

Деревья  в инее.

Стою на станции,

где ели синие,

березы светлые

и небо чистое.

Глядят приветливо

Глаза лучистые.

Уехать прочат все

Глаза веселые.

А мне не хочется,

Чего б ни стоило.

Куда поеду я

От дома нежного?

здесь сторона моя,

Здесь море снежное.

Здесь звезды близкие

и ночи длинные…

Поклон  вам низкий мой

Красоты зимние.

Зима в Абрамцеве,

Зима в Московии.

К любимой станции

Стою прикованный.

Целая россыпь стихов  воспевает любовь к женщине.

Не думалось, что встречу

Тебя, не верил снам.

И вот пришла ты вечером,

Как песня. Как весна.

Пришла, сказала ласково:

«Смотри, какой закат.

Смотри, какими красками

Играет старый сад».

Кругом раздолье русское.

Кругом простор родной.

И хорошо и грустно мне

Идти рядом с тобой.

 

Во многих стихах и прежде всего поэмах Рыбаков выступает  и как  гражданин, болеющий душой и сердцем за  происходящие невзгоды в стране и в обществе. Это мы видим не только на примере  поэмы о Сергии Радонежском, но и в более поздних произведениях, посвященных современности, в которых он предстает  зрелым патриотом Родины, печалится за судьбу России в лихие 90-е годы. Почти с фотографической точностью в поэме «Русь настоящая» воспроизводит эпизод, подсмотренный на улице, проецируя  увиденное  на всю Россию.

На тротуаре, у Белорусского метро,

Лежат два опьяненных инвалида.

А торгаши, не подавая вида,

Кладут им бабки в грязное ведро.

А те орут, раздавливая пиццы,

— Вина! – кричат, мальчишек теребя,

Чтоб одуреть. Подставить солнцу лица,

И в забытьи мочиться под себя.

Такого блуда не было в стране,

Хмельного поголовного разброда.

Все потому, что, видно, на вине

Замешана российская свобода.

Какой бедлам! Какая лихорадка!

Какой кошмар, невиданный скандал!

Неверующий молится украдкой,

А верующий  Бога потерял.

И я, как все, обманутый участьем,

В безумной нескончаемой войне,

Взмолился: «Боже, помоги несчастным,

Дай мир израненной стране!»

 

Нельзя обойти вниманием  и прозу Рыбакова, которая, конечно, идет вторым планом, ибо предпочтение, как  я уже отмечал, он отдает  поэзии. Из художественных произведений интересна повесть «Детство Ванятки», бесхитростный рассказ о мальчике из сельской глубинки с пытливым умом, познающим окружающий мир. Рыбаков является лауреатом  премии «Малая родина» за 2001 год. учрежденной Союзом писателей России, фондом культуры «Взаимодействие», и журналом «Час России» и «Роман-журналом ХХ1век».

Работая в музее, нельзя не обратиться к истории родного края, где живешь. В советское время  краеведение  в основном сосредотачивалось на изучении и описании крупных и значимых для истории России объектов – городов, краев, знаменитых памятников и редко выходили материалы, рассказывающие об истории малых городов, а о деревнях и селах и говорить  нечего.

В наше местное радонежское краеведение краеугольный камень заложил Григорий Ефимович Агеев, директор школы №2, собиравший с учениками материалы о  Покровском Хотькове монастыре и открывшим  школьный музей в теперь далеких шестидесятых годах прошлого века. Рыбаков  и председатель исполкома хотьковского горсовета  А.Г. Горчаков продолжили начинание Агеева  и в 80-х годах прошлого века выпустили буклет о городе. В нем нашла отображение не только история, но впервые была дана характеристика промышленности города, строительства, здравоохранения, образования и культуры.

Впоследствии Рыбаков расширил тему краеведения, описывая уже историю Радонежского края. У читателей большой интерес вызвала брошюра «По Радонежской земле», выросшая в полновесную книгу очерков, которая выдержала  несколько изданий.

Своеобразны и две последние книги «Силуэты Абрамцева» и «Моя жизнь в Абрамцеве», рассказывающие  о днях  работы Рыбакова в знаменитом музее, о людях, бок о бок трудившихся или соприкасавшихся с ним.

Годы берут свое, но творческая жилка не угасает, она наполняется более зрелым содержанием,   большей ответственностью за каждое сказанное слово. Поздравляя Ивана Алексеевича с  полновесной      датой в его жизни, хочется пожелать ему  творческого вдохновения, написать и издать  новые произведения.

Юрий ЛЮБОПЫТНОВ, писатель

Хотьково

Источник: Сергиевские ведомости


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *