Одежда, в которой нет ничего случайного

logo

24 Apr 2018/Одежда, в которой нет ничего случайного

Сергиевопосадский филиал Высшей школы народных искусств (бывший колледж игрушки) переформатировал свою галерею современного искусства в народно-прикладную и представил серию интересных выставок.

Одну из них рекомендуем посетить на этой неделе, пока обратно в Санкт-Петербург не уехала уникальная коллекция Павла Ивановича Кутенкова — этнографа, члена Русского географического общества, доцента Смольного института РАО.

На своей «Ниве» он привёз в наш город собрание из нескольких десятков женских костюмов, в которых полтора века назад ходили крестьянки пензенского (тогда ещё тамбовского) села Сядемка, давшего название целой родовой культуре — «атому» общей славянской культуры.

Павел Иванович (а для автора упоминание отчества — предмет особой важности) – бывший военный, ракетчик. На общественных началах он в одиночку занимался работой, которую ведут научные отделы больших государственных учреждений — собирал материал в экспедициях, искал образцы одежды, писал книги. Сегодня его заслуги признают коллеги из официальных музеев, о чём напомнила давняя знакомая гостя, завсектором русского народного искусства Сергиево-Посадского музея-заповедника В. М. Жигулёва.

Первым в России П. И. Кутенков защитил диссертацию по ярге в одежде — солярному знаку, свастике, которая на свою беду невольно попала в опалу после гитлеровских авантюр. В том числе и по этой причине советская фольклористика до 60-х годов делала вид, что не замечает эти костюмы — с одной стороны, они все расшиты свастиками, с другой – представляют альтернативное видение мира, упрямо не стыкующееся с материалистическим.

Окажетесь на выставке, попросите автора показать, как каждый костюм соответствовал определённому этапу жизни крестьянки, от рождения до глубокой старости. Увидите, как меняются не только цвета — например, на одеждах старух исчезает красный, символизирующий жизнь, но и сокращается число строчек в шве, а орнаменты увядают на глазах.

Главный вывод — в одежде не было случайностей. Каждая мелочь, каждый элемент имел своё значение. Выставка интересна именно этими деталями, которые можно читать как увлекательную книгу.

Владимир Крючев
Фото Сергея Борисова

24 Apr 2018/Одежда, в которой нет ничего случайного24 Apr 2018/Одежда, в которой нет ничего случайного24 Apr 2018/Одежда, в которой нет ничего случайного24 Apr 2018/Одежда, в которой нет ничего случайного24 Apr 2018/Одежда, в которой нет ничего случайного

Источник: Газета Вперёд


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *