Не жди, когда прикажут

logo

 Не жди, когда прикажут

Как обычные люди придумывают интересную жизнь — для себя, для города, и не по команде

Творческие инициативы придают свежие краски жизни, зарегламентированной нормативами и показателями. Общественные творческие идеи заполняют пробелы, куда всемогущая вертикаль управления дотягивается с трудом: так появляются праздники посёлков и улиц, киноклубы, журналы об искусстве, маленькие музеи и литературные объединения.

Всё это в последние годы активно прорастало и в нашем городе — мы постарались понять, на какой почве и для кого.

«Не придумать было бы преступно»

«Сделано в Хотьково» — эту серию ярмарок, фестивалей и выставок в 2016 году запустила жительница города Лариса Рапопорт, в тот момент заведующая выставочным отделом в Музее Востока и молодая мама в отпуске.

Она предложила формат, в котором местные художники, резчики, керамисты и ювелиры могли бы напрямую, лично наладить контакт с аудиторией. Устроить так, чтобы покупатель видел, что он поддерживает конкретного автора и его семью, получает не штамповку, а уникальное произведение.

Вскоре в городе и его окрестностях прошли несколько успешных событий, на улицах и в помещениях. «Сделано» стало узнаваемым хотьковским брендом, и даже куда более оживлённому Сергиеву Посаду не удалось повторить этот опыт.

За успешной инициативой стоит конкретный человек, а за ним — команда. Взяв паузу в музейной карьере, Лариса возглавила комиссию по сохранению культурного наследия в Общественном совете Хотькова, где и представила такую площадку. «Я обзвонила авторов, идею подхватили быстро. Казалось, что люди этого ждали, — вспоминает она реакцию. — Нам хотелось сделать лучше жизнь в своём городе, сделать акцент на его исторической и культурной составляющей, туристической привлекательности. Было бы преступно не придумать такое, имея наследие, какое имеем мы, с мощными традициями и династиями. Я почувствовала возможность начать что­то важное».

 Не жди, когда прикажут

Одни из создателей «Трикотажки» Анна Зайкина и Юлия Булыгина

Улица — светская витрина

Если бы кто­то решением сверху надумал бы назначить в городе улицу, чтобы сделать её светской витриной Посада, то такой улицей по всем статьям должна стать улица Карла Маркса.

Но общественность и бизнес сделали это сами. Не от хорошей жизни, но тем не менее. С их подачи меньше чем на трёх сотнях метров прописались десятки праздников — будь то кулинарные или поэтические, здесь же родилась идея туристической карты — художественного путеводителя по городу, и в конце прошлого года открылось творческое пространство для всех, кому есть что сказать миру: художников, фотографов, музыкантов, лекторов, краеведов.

Всё началось с Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Эхо праздника долетело до Сергиева Посада, и город начали обустраивать, чтобы сделать его ещё удобнее для туристов. А для владельцев кафе и магазинов перемены оказались неожиданностью. Им оставалось только смотреть на происходящее под своими окнами и просчитывать, насколько возрастёт или, наоборот, снизится оборот от таких перемен.

Ощущения были не очень: при всей красоте, которую несли перемены, проезжую часть сделали наполовину пешеходной, а парковку и вовсе убрали. С одной стороны, улицу готовили к светлому туристическому будущему, с другой, оказалось, что без бесплатной парковки упал поток обычных жителей.

«Это стало заметно ещё во время ремонта тротуара: поток снизился, но и после него люди не вернулись, — рассказали нам в объединении «Трикотажка», — и мы сразу поняли, что нужно делать праздники, события, открывать веранды».

Главные герои «Трикотажки» — несколько соседних кафе Любови Корниловой, магазин сувениров «Посадская Матрёшка» Анны Зайкиной, Музей советского детства Семёна и Олеси Жильцовых. Они и решили оживить улицу, и  только за один первый сезон прошли шесть праздников.

 Не жди, когда прикажут

«Трикотажка»

Лучшее, что мы можем сделать

 Не жди, когда прикажут Вернёмся в Хотьково — город, где художников, зарабатывающих на жизнь творчеством, всегда было немало. В разгар пандемии их выручка стремилась к нулю, обрывались связи с крупными заказчиками у тех, кто работал дома. На улицу в итоге вынужденно вышли многие, и среди них оказалось много пожилых.

Сейчас, на время ограничений, их основная торговая площадка находится у входа в музей «Абрамцево» — каждые выходные, за исключением самых ненастных дней. При поддержке Марии Дайн, директора Культурного центра «Елизавета Мамонтова», купили и установили восемь деревянных домиков. Это гораздо удобнее, чем привозить каждый раз палатки, особенно зимой.

А как инициативу поддержали в «столице» округа? В самом начале администрация, среди прочего, разместила гирлянды вдоль улицы, позже сделали систему звуковой трансляции, все события «Трикотажки» пополняют официальный календарь праздников, что приносит больший рекламный охват.

И если у энтузиастов из Посада весь дом — улица, то в Хотькове мечтают о доме настоящем. «Мы мечтаем о формате арт­галереи «Сделано в Хотьково», депутат Сергей Пахомов обещал помочь. Нужна площадка для обмена опытом и реализации новых творческих идей в любое время года, — говорит Лариса Рапопорт. — Лучшее, что мы все можем сейчас сделать, это поддержать авторов. Приехать, купить или хотя бы рассказать знакомым, что есть такое не­обычное место».

 Не жди, когда прикажут

Справка

Сергиевопосадцы и раньше часто предлагали и воплощали культурные инициативы. Лишь некоторые из них: праздник Козьей горки Валерия Кормилицына, журнал «Арт­Посад» Валерия Воробьёва, антикафе «Гранат» Макса Муралёва и компании, галерея «Арт­Баzа» семьи Яжук, творческое объединение «КвадратЪ» Павла Алиева и его друзей, музей «Жили­были» Виктора Багрова и музей Натальи Смирновой — первый частный в городе. Большинство по­прежнему активны.

 

Владимир КРЮЧЕВ

Источник: Газета Вперёд


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *