До конца подачи заявок на соискание премии «Наше Подмосковье» остался один день. А пока «Сергиевские ведомости» рассказывают об одном из претендентов Валерии Воробьеве.
В прошлом году Валерий Воробьёв, основатель журнала «АРТПОСАД», стал лауреатом премии губернатора «Наше Подмосковье». Через год художник снова заявился на премию, но уже с совершенно новым проектом.
«АРТПОСАД» выходит в свет с 2007 года и уже восемь лет является информационной базой о творчестве подмосковных художников. По словам Валерия Воробьева, спонсоров у журнала не было, и художник сам находил финансовые средства, верстал и распространял издание.
В каждом номере «АРТПОСАД» можно прочитать о художниках, коллекционерах, меценатах. В издании много интересных рубрик: «Гость номера», «Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий», «Дизайн как искусство» и другие. Одна из них — «История искусства» — рассказывает о художниках, творивших в Сергиево-Посадском районе: Михаил Нестеров, Александр Осьмеркин, Михаил Врубель, Константин Коровин и многие другие.
Также публикуются материалы о новых и старых выставках, проходящих не только в Подмосковье, но и в других городах России. «Если выставка хорошая, нет разницы, посмотрите вы ее сегодня, через два года или же 20 лет», — комментирует создатель журнала.
В проекте участвуют как местные художники, так и мастера живописи из других городов. Обычно материалы пишут журналисты и искусствоведы, но иногда и сами художники подбирают специалиста, который смог бы написать о них. Часто статьи небольшого формата: главная задача журнала – показать всю красоту изобразительного материала.
Издание получило широкую известность: «АРТПОСАД» распространяется не только в Сергиевом Посаде, но и в Санкт-Петербурге, Москве, Калуге, Новосибирске и других городах России. В основном журнал отправляли почтой по отделениям Союза художников, а в Сергиевом Посаде рассылали вместе с «Inside».
«Мы стараемся распространять журнал и по музеям тоже. «АРТПОСАД» можно увидеть в Третьяковской галерее, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, а также в библиотеке Русского музея», — рассказывает Валерий Воробьев.
В конкурсе «Наше Подмосковье» «АРТПОСАД» получил третью премию в номинации «Творческое Подмосковье». По признанию создателя журнала, выигранные деньги были использованы для уплаты налогов по изданию.
В этом году художник снова подал заявку на участие в конкурсе «Наше Подмосковье», но уже с совершенно новым проектом.
«Выжига по дереву» — яркий и самобытный художественный промысел, существующий в Сергиево-Посадском районе уже более ста лет. Изделия промысла представляют собой коробочки, шкатулки и декоративные панно. Основные черты «посадского выжига» — это архитектурные пейзажи и матрешки.
В советское время в этом направлении работали две фабрики, а также было налажено производство в Союзе художников. На сегодняшний день в городе есть несколько маленьких предприятий, занимающихся традиционным выжигом по дереву, и художники, которые делают авторские вещи — Валерий Воробьев среди них. Мастер не только старается вводить новые интересные сюжеты, но и впервые начал делать деревянную скульптуру с «посадским выжигом», а также запустил новое направление – «вижигом по дереву» он оформляет комоды, стулья, кресла.
Процесс выжигания по дереву – очень трудоемкий. «Нарисовать линию – провести ее кисточкой с краской или фломастером намного проще. Выжиг происходит гораздо медленнее, поэтому ремесло и не распространяется так широко», — комментирует Валерий Воробьев. Сегодня промысел постепенно исчезает, и одна из главных задач художника – популяризовать его.
«Это важно, ведь промысел не рождается на пустом месте. Когда он погибает, его уже не возродить», — сожалеет Валерий Воробьев.
По рассказам художника, однажды он приехал в Русский музей, находящийся в Санкт-Петербурге, и показал несколько вещей с «посадским выжигом». Сотрудники музея о промысле не знали, попробовали найти информацию в Интернете – и ничего. Тогда у мастера возникла идея создать собственный сайт на эту тему, который стал достаточно популярным.
Для того, чтобы поддержать ремесло, Валерий Воробьев также старается участвовать в различных выставках: местных и всероссийских, писать о выжигании по дереву в журнале «АРТПОСАД».
Также художник обращался и в специализированное образовательное учреждение с предложением преподавать выжигание по дереву, но инициативу пока не поддержали.
По мнению Воробьева, промысел должен иметь серьезную базу, а для этого необходимо, чтобы создавался пласт молодых художников и живописцев, которые занимались бы и выжиганием. Тогда «посадский выжиг» будет жить.
У Валерия Воробьева есть идея создать в собственном доме маленький музей, выставочный зал или галерею, посвященную промыслу: «Есть место, уже сделан каркас. Возможно, если я получу премию, меня это сподвигнет продолжить работу над музеем», — поделился мастер.
Светлана КОМИНА
Источник: Сергиевские ведомости