Евгений Молоствин, учитель физики в Сергиево-Посадской школе №11, работает здесь уже третий год и считается одним из лучших молодых специалистов образовательного учреждения. Корреспондент «Сергиевских ведомостей» побывал на одном из уроков и поговорил с педагогом об этой сложной и важной профессии.
Учитель – это призвание
На уроке физике учащиеся 8 «Г» сегодня решают задачи на нахождение потенциальной энергии. Преподаватель по-очереди вызывает учеников к доске, объясняет условия задачи, помогает разобраться в формулах и провести необходимые расчеты. Иногда остальные ребята начинают переговариваться между собой, но, как только учитель делает замечание, шум в классе прекращается и снова продолжается работа. У педагога и его учеников главная цель – учиться и получать новые знания.
Учителю физики Евгению Молоствину всегда нравились технические науки, но то, что будет преподавать физику школьникам, он решил только на четвертом курсе университета. Окончив вуз, Евгений узнал, что в родной школе №11 уже три года нет педагога по физике, и чтобы не лишать детей этого важного предмета, он устроился сюда.
Теперь Евгений Молоствин – единственный учитель физики в школе, и обучает этой сложной науке школьников с седьмого по одиннадцатый класс. К каждому возрасту необходимо найти свой подход и подобрать особый стиль общения, ведь ученика седьмого класса интересует одно, а одиннадцатиклассника – совсем другое. У Евгения это получается, дети всегда внимательно слушают педагога, и в классе царит атмосфера взаимного уважения.
«Я никогда не сталкивался с тем, что ученики мне хамят или грубят, хотя сначала очень переживал по этому поводу, звонил старшим коллегам в университет и спрашивал, как правильно себя поставить. Конечно, иногда дети забывают, на каком предмете они находятся, и кто этот предмет ведет. Тогда я встаю и напоминаю, зачем мы здесь собрались: поучиться, а не пообщаться», — рассказывает Евгений.
Обучение должно быть интересным
Все чаще среди школьников можно услышать фразу: «Я гуманитарий, мне физика не нужна и ее не понимаю». Евгений объясняет своим ученикам, что в школе дается общее образование и тот минимум знаний, которым должен обладать любой гражданин.
«Если ребенок говорит, что он гуманитарий, я прошу сделать морфологический разбор слова. Он этого не делает, да и стихотворений я тоже не слышу. Спрос в школе должен быть со всех одинаковый, а вот в университете можно выбирать то направление, которое нравится больше», — комментирует учитель.
Новый материал Евгений Молоствин старается рассказать необычно, через случаи из жизни, чтобы полученная информация с чем-то ассоциировалась. А вот к игровым методам обучения физик относится скептически: на уроках должна быть дисциплина и серьезный настрой, любая игра отвлекает от процесса обучения. Но иногда учитель все-таки проводит интеллектуальные игры: класс делится на две команды, выбирается капитан, и школьники отвечают на вопросы по предмету. По словам Евгения, такая игра не выходит за рамки физики, и очень помогает усовершенствовать методы опроса на уроке.
Проводятся на занятиях и опыты, и лабораторные работы. В каждом классе есть несколько человек, которые подходят к учителю, задают вопросы или просят помочь что-то смастерить.
«Собрать что-то своими руками для мужчины, пусть и маленького, — это важно. Я даю ученику то, что он просит: батарейки, провода. Инициативу всегда нужно поддерживать, идею убивать нельзя», — делится молодой физик.
Каждому ученику Евгений Владимирович советует при выходе из школы задать себе вопрос: «Что нового я сегодня узнал?». И если ребенок сам себе отвечает, значит, рабочий день прошел не зря.
Совершенству нет предела
Несмотря на то, что профессия Евгения больше связана с теорией, ему хочется иметь хорошее место для занятий научной деятельностью, в том числе и со школьниками. Сейчас, по словам физика, в учебных заведениях города мало лабораторий, которые могут предоставить все необходимое оборудование.
Молодому учителю нравится сложная теоретическая физика, объединяющая в себе математику, химию, биологию. В школе все эти предметы четко разграничены, поэтому Евгений продолжает самосовершенствоваться и сегодня обучается на втором курсе аспирантуры. Его диссертация связана с изучением ударных волн в воздушной и водной средах, но пока основной упор физик делает на научные статьи.
Педагог хочет преподавать физику и в вузах, но в ближайших планах — акцентировать внимание на школьниках 15-17 лет и работать в школе или физико-математическом лицее.
«Студент больше заинтересован в получении зачета, а не в знаниях, как школьник. Мне хочется делиться опытом, рассказывать и видеть интерес в глазах детей», — рассуждает молодой учитель.
Евгений преподает не только в школе, он также занимается частным репетиторством и участвует в конкурсах.
«Существует мнение, что педагоги мало получают. Я скажу так: педагоги получают немного. Очень помогают различные дополнительные ежемесячные выплаты, которые я получаю в рамках программы поддержки молодых специалистов Московской области. Кроме того, мы с супругой думаем подать заявку на участие в программе «Социальная ипотека», — делится физик.
Несмотря на огромную нагрузку (33 часа в неделю!) и нелегкий труд, молодой учитель Евгений Молоствин доволен своей профессией и планирует продолжать обучать физике и дальше.
Светлана КОМИНА
Фото: Семен Семенов
Комментарий директора школы №11 Валентины Вареновой:
«Евгений Молоствин преподает физику в нашей школе уже третий год. У него, как и любого другого молодого специалиста, получается не все, но главное — есть большое желание передать свои знания ученикам.
По опыту могу сказать: редко, когда у молодых специалистов в классах бывает идеальная дисциплина. Удивительно, но в кабинете физики проблем с этим нет. Евгений умеет вести себя так, чтобы ученики уважали его.
Было такое время, когда молодых специалистов в школе не хватало: придя сразу после университета, они быстро уходили из-за низкой заработной платы. Сегодня молодых учителей в нашей школе шесть: два учителя начальных классов, два – по английскому языку, а также педагоги по русскому языку и физике.
Государство понимает необходимость привлечения молодых специалистов в школы, и поэтому старается оказывать поддержку и всячески стимулировать их.
В Московской области существует программа «Социальная ипотека», по которой молодые учителя могут получить жилье. Так, оформлением заявки на участие в ней занимается учительница начальных классов Татьяна Сергеева. Учитель английского языка Ольга Рославлева участвует в региональной программе поддержки молодых специалистов, реализующейся с сентября этого года, — она уже получила первую выплату в размере 50 тысяч рублей и в конце года ожидает следующую.
Каждый молодой специалист до 35 лет, у которого есть семья, может участвовать и в районной программе «Жилье для молодых семей». Наша школа также стимулирует молодых специалистов: мы стараемся выплачивать различные надбавки».
Источник: Сергиевские ведомости
[1] — Газета «Сергиевские ведомости»
Сергиево-Посадское информационное агентство Московской области и газета «Сергиевские Ведомости». Учредители – Главное управление по делам печати и информации Правительства Московской области и администрация города Сергиев Посад. подробнее...
[2] — Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...