Идёшь по тротуару, а на тебя вылетает самокат — многие, наверное, оказывались в такой ситуации. Электросамокаты стали популярными, а это значит, что всем нам, и водителям, и пешеходам, предстоит выработать правила поведения, читай — уважения друг к другу. Так кто же прав на тротуаре?
«Уступает тот, кто сильнее»
Это правило, которое хорошо бы применять не только на тротуаре, приводит владелец первого и единственного в Сергиевом Посаде самокатопроката ACom Антон Комаров. А мощи, если мерять ваттами и джоулями, конечно, больше у самоката — он моментально, с места, развивает скорость, и обогнать способен не только пешехода, но и автомобиль.
Но даже при всей своей прыти человек на электросамокате более уязвим, чем пешеход. По статистике, после столкновения владельцев самокатов и прохожих первые обращаются к врачам примерно в десять (!) раз чаще. Чаще всего самокатчики получают травмы головы, переломы и ушибы, и в этом смысле они опережают даже велосипедистов, привычных пациентов травмпунктов.
Где ехать — по дороге или по тротуару?
Второй вопрос, который возникает почти следом — а где им, самокатам, место? Антон Комаров рассказывает, что водителей самокатов можно встретить и на дороге — в Посаде такого не замечали, но в Москве, по его наблюдению, это почти норма.
Инспектор отдела сергиевопосадского ГИБДД Станислав Кудрявцев отмечает, что владельцы электросамокатов не имеют права двигаться по проезжей части — считается, что они приравнены к пешеходам. Вопрос, что грозит самокатчику, выехавшему на дорогу, заставляет его на секунду задуматься: «Наверное, штраф по статье 12.29 (500 рублей. — Прим. ред.). Но такой практики у нас не было».
Электросамокат, особенно мощный, легко обгонит автомобиль в городе. Тот, соблюдая правила дорожного движения, едет свои 60 километров в час, но самокатчик способен развить скорость до 80 км/ч! Сообщения о штрафах за такое крайне редки.
С прокатными самокатами в Сергиевом Посаде подобное и вовсе невозможно: все они запрограммированы на максимальные 25 км/ч и быстрее не поедут. Строгих правил на этот счёт для прокатных компаний нет, это, скорее, личная позиция владельцев — им не хочется, чтобы клиенты рисковали на их оборудовании.
Никто не знает, что с ним делать
Электросамоката едет не только быстрее автомобиля, но и быстрее закона. Никто, включая государство, не понял, к чему приписать это чудо техники.
Это классический пример, когда прогресс опережает юридические процедуры. Получив мощный электромотор, самокат в наши дни превратился из детской игрушки в полноценный городской транспорт, в то же время юридической точки зрения всё туманно: закон о таком транспорте пока не знает.
Даже само слово «самокатчик», хотя и существующее в словаре, в обычной речи не прижилось. Нет проблем с «велосипедистом», «автомобилистом» и даже к «скутеристу» можно привыкнуть, но как назвать водителей самокатов? А-а-а, дайте подумать.
Кажется, в жизни обычного россиянина не осталось ничего, что бы ни было регламентировано — хоть Госдумой, хоть бизнесом, хоть кем ещё. Нормативы придуманы на все случаи жизни, от правил сбора валежника до оценки производительности сотрудника в офисе по шкале KPI. Но этим летом в России появилось что-то, что существует в серой зоне, и государевы мужи только раскачиваются, чтобы положить этому вопиющему безобразию конец. Говорят, документ, который официально признает самокаты транспортом, вот-вот представят.
А пока так: нет правил — нет и регламента, который бы определял, кто и кому должен уступать дорогу на тротуаре, и всё сводится к простому благоразумию сторон.
А может, ты мопед?
Есть точка зрения, что 250 ватт двигателя электросамоката уравнивают его с мопедом. Подход немного механистический, но так говорят Правила дорожного движения: двухколёсное транспортное средство с мощностью двигателя от 0,25 кВт до 4 кВт классифицируется именно как мопед.
Продолжая, можно предположить, что вставать на самокат, который классифицируется как мопед, нельзя без шлема, и тем более выпив хотя бы 0,33 пива. Однозначную точку в этом вопросе поставит закон, который рано или поздно определит правила передвижения на электросамокатах. «Я во всяком случае на это очень надеюсь, — говорит Антон Комаров, — потому что это принесёт порядок, особенно в том, что касается мощных, не прогулочных самокатов. А пока что это анархия».
ДТП с самокатами не зафиксировано
Сергиевопосадская ГИБДД не зафиксировало происшествий с электросамокатами, но приводит данные о вело-ДТП. В этом году зарегистрировано 5 ДТП с пострадавшими, из которых один ребёнок («если велосипед врезался в машину, и никто не пострадал — такой статистики не ведётся», — сказали нам). В трёх инцидентах была вина велосипедистов, в двух — вины нет. В ведомстве отмечают, что в прошлом году за этот же период зафиксировано два нарушения, но в одном погиб велосипедист.
Где можно кататься
и не встретить испуганные взгляды прохожих? С меньше долей вероятности это случится на новых пешеходных зонах в центре и на Банном пруду. Они хоть и называются пешеходными, но места там явно больше, чем на обычной улице.
Источник: Газета Вперёд