И будет сплошной интернет?..

logo
И будет сплошной интернет?..

313 лет назад вышел первый номер газеты на русском языке, которая называлась так: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах», и с тех пор, правда, с перерывом на советское время, 13 января отмечается как День российской печати. Многие из нас по-прежнему не могут представить свою жизнь без газетных новостей. Но всё больше в нашу жизнь входят новые технологии, в том числе и в сфере СМИ. Не станет ли это началом конца печатных изданий? Зачем нам читать газеты и журналы? В День российской печати сделаем попытку в этом разобраться.

Мы часто слышим, что в медиа-пространстве будущее за интернетом, что профессия журналиста входит в список исчезающих, что ещё чуть-чуть — и каждый будет сам себе и газета, и читатель в одном лице.

Беспокойство, к сожалению, обоснованно: читают периодику у нас всё меньше. Однако всё не так однозначно, как может показаться. Согласно последним данным Всемирной газетной и новостной ассоциации WAN-IFRA, по-прежнему больше половины взрослого населения Земли читает газеты ежедневно. Из них 2,5 млрд человек — в бумажном формате и только 600 млн — в электронном. Но это в мире, а у нас?

Фонд развития гражданского общества опубликовал прогноз развития традиционных медиа в стране примерно на десять лет вперёд. Прогноз получился негативным, с перспективой почти полного исчезновения средств массовой информации в бумажном виде где-то к 2030 году. А тех, кто выживет, ждут новые правила игры.

Эксперты считают, что даже самые крупные российские газеты вынуждены будут перейти на бесплатное распространение, при этом будет расти роль проспонсированных материалов, а те, кто ушёл в интернет, введут платный доступ к материалам своих сайтов (так называемый paywall). И то, и другое, и третье существует и сейчас — и не как временное явление, а уже как общая тенденция. По некоторым данным, даже наши медиа-монстры федерального уровня уже присматриваются к возможности перехода на бесплатную выкладку.

Если посмотреть на рынок печатных СМИ в нашем районе, то он, с одной стороны, постепенно сужается (газета «Новое Зеркало Сергиева Посада», кажется, окончательно канула в небытие, как и печатная версия «ОК,Посад!», не говоря о более мелких изданиях, которые тоже были), а с другой стороны — все печатные издания перешли на бесплатное распространение. Только «Вперёд» пока держит в том числе и подписку, но уже с прошлого года нашу газету можно взять бесплатно и на стойках. Некоторые считают при этом, что и на бесплатные издания спрос невелик, но на примере нашей газеты видно — номера со стоек исчезают за считаные часы, люди постоянно приходят в редакцию и спрашивают газету.

И в мире не все ушли в интернет — даже там, где он стал обыденностью. Например, в такой высокотехнологичной стране как Финляндия, где интернетом пользуются  более 80 % населения, пиетета к нему не испытывают. Пользуются им для того, чтобы подать налоговые декларации, подписать юридические документы, даже голосуют, говорят, по интернету, получают электронные рецепты на лекарства и многое другое. При этом коренные финны читают местную прессу и гордятся тем, что являются самыми активными потребителями печатных СМИ в ЕС: по статистике 87 % финнов старше 12 лет ежедневно читают газеты или журналы — в печатном, а не электронном виде.

Специалисты считают: в отличие от западного потребителя, взаимодействие россиян с интернетом в значительной степени определяется сложившимся мнением, что они из сети получают независимую информацию. Европейцы, похоже, в этом не так уверены. В той же Финляндии новости узнают в основном не из интернета, а из других СМИ, потому что, как говорят, и там и там информация одна и та же. И стоит ли самому её искать и фильтровать случайную и откровенно глупую, если за тебя это делают профессионалы?

Так умирает или нет профессия журналиста? Ведь создаётся иллюзия, что раз в интернете всё появляется быстрее и всегда можно, поискав, найти очевидца события, то это и есть возможность получать настоящую информацию, да ещё без посредников. Но… Как сказал недавно один из известных журналистов страны, глупости и пошлости в интернете процентов на 90.

Признаем: кто-то должен за нас информацию собрать и отсеять эти 90 %, отбросить чепуху, перепроверить факты, установить контакт с очевидцами и экспертами (хотя бы и через социальные сети), сделать анализ и, наконец, грамотно изложить всё для читателя — кратко и правильным русским языком. И кто это будет делать, блогер-любитель? Даже если и он, то способен на это, скорее, блогер-профессионал. А для читателя залогом надёжности информации всегда был не миллион, условно говоря, просмотров постов, а авторитет журналиста или печатного издания.

Считается, что самое ценное в наше время — это само время. Вот журналисты и берегут его для своего читателя. Ну и, конечно, так или иначе формируют общественное мнение.

Конечно, прогресс не остановить. И журналистика, и сами СМИ меняются. Они точно будут другими, но они точно будут — пока человек хочет знать, что происходит в мире, в стране, в его городе. И пока он будет хотеть иметь источник информации, не только вызывающий доверие, но умеющий слушать его, читателя. Не потерять эту ниточку доверия — вот главное, чего хочется пожелать всем нам, журналистам, накануне профессионального праздника.

Галина Серова

 

Прямая речь

Фонд развития гражданского общества сделал прогноз, что примерно через 10-15 лет печатные СМИ почти полностью исчезнут, а тех, кто выживет, ждут новые правила игры. Как вы думаете, какими будут печатные СМИ в 2030 году и будут ли они вообще? Что надо сделать, чтобы сохранить печатные СМИ?

И будет сплошной интернет?..

Юрий СТЕПАНОВ, бывший директор ТРК «Радонежье»:

— Доживут ли печатные СМИ до 2030 года? Для начала, я не уверен, что мы все благополучно доживём до этого срока. Если же исходить из оптимистического сценария, то выживание «бумажной» прессы зависит, во-первых, от темпов технического прогресса, во-вторых, от потребности в них общества, то есть читателей, и, наконец, от степени вменяемости власти. Не говоря уж о креативности самих СМИшников.

Помнится, в эпоху бурного развития телевидения тоже прогнозировали чуть не гибель театра и других зрелищ (см. «Москва слезам не верит»), однако все живы, а уж смерти заслуживает именно телевидение.

Мне кажется, будущее за такими СМИ, которые успешно сочетают различные носители информации: бумага и сайт (как «Новая газета»), или эфир и сайт (как «Эхо Москвы» и телеканал «Дождь»). У нас это в первом приближении Радио Посад — при том, что я его не слушаю, в интернете читаю регулярно.

Традиционным газетам выживать куда сложнее. Подписка как источник средств давно умерла. Их выручает или бюджет, или богатый спонсор. Реклама кардинально не спасёт — время не то, все деньги считают. Конечно, бывают времена, как в Перестройку, когда люди жаждут прочитать правду, получить свой глоток свободы — и тогда растут тиражи и стоят очереди в газетные киоски. Но от этого мы уже слишком далеко ушли. В интернете этой правды и свободы — хоть ложкой ешь, но не похоже, что таким аппетитом страдает массовый читатель. Он по-прежнему сидит у телевизора, не замечая, что его уже лет десять тупо разводят.

Короче, будут СМИ как источники информации, а не пиара и пропаганды, — они могут быть востребованы. А вот откуда возьмётся эта востребованность в массовом сознании и возьмётся ли вообще — этого сегодня никто не знает.

 

И будет сплошной интернет?..

Владимир ПРОКОПЕНКО, журналист, аналитик

— Откровенно говоря, не вижу никакого смысла заниматься прогнозированием по поводу перспективы печатных изданий. Какая разница, исчезнут ли они и как скоро это произойдёт? Разве кто-нибудь волновался по поводу судьбы кассетного магнитофона после появления лазерных дисков или цифровой аудиозаписи?

Мощное и динамичное развитие новых технологий — это повод для обсуждения совсем другого вопроса. А именно, мы должны понимать, какие новые возможности для коммуникации дают нам эти технологии.

Дело в том, что письменный текст всегда был некоей копией, неким слепком устной речи, отражённой на материальном носителе в более внятной, упорядоченной форме, чем это звучало в диалоге или монологе. Других функций (если не обсуждать удобства сохранения, передачи и воспроизведения) у него не было. Несмотря на это, эпоха Гутенберга существенно усилила коммуникативные возможности письменного текста, снабдив его богатыми иллюстрациями (при ручном изготовлении текстов тиражирование иллюстраций было слишком трудоёмким). При этом письменный (теперь уже печатный) текст не перестал быть эффективным средством коммуникации даже после появления радио и телевидения.

Можно вытеснить из оборота печатные СМИ, но невозможно вытеснить из оборота печатный текст, несущий в себе человеческую мысль. Ничуть не сомневаюсь, что интернет-портал даст нам новые возможности для усиления эффективности печатного текста как средства коммуникации.

 

И будет сплошной интернет?..

Сергей ШИЛЯЕВ, главный редактор газеты «Ярмарка. Сергиев Посад»:

— Когда появилось кино, говорили, что умрёт театр. Когда появилось телевидение, говорили, что умрут кинотеатры. Когда появился интернет, стали говорить, что умрёт всё — театр, кино, телевидение, библиотеки, школы, университеты… Включите воображение и продлите список сами.

Тем не менее всё живёт. Однако выживают те, кто видоизменяется и подстраивается под новые условия. Печатным СМИ нужно постоянно изобретать что-то, чего нет в интернете и что интернет делает хуже.

Важное преимущество традиционной бумажной газеты в том, что ей доверяют больше, чем компьютерному экрану. Информацию на сайте можно удалить парой кликов мышью, а вот попробуй так же устранить то, что вышло многотысячным печатным тиражом.

Когда я писал этот ответ, в редакцию зашёл весьма молодой человек, чтобы разместить рекламу. Он был крайне возмущён, что одна из закрывшихся в бумажном формате местных газет предложила компенсировать уже внесённые им средства рекламой в интернете. «Мои клиенты читают и верят тому, что напечатано», — сказал он.

Так что не вымрут печатные СМИ, как не вымерли бумажные книги, но выживут самые талантливые и изобретательные. С Днём печати, дорогие коллеги и читатели!

 

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Радио Посад (90,6 FM)
Адрес: Сергиев Посад, Болотная ул., 15 Сайт: posadfm.ru Телефон: +7 (496) 547-80-00 Часы работы: Пн-Пт c 9.00 до 17.00, без обеда Сб - выходной Вс - выходной     Радио «Посад 90.6 FM» — первая в Сергиевом Посаде... подробнее...

[2]Мультиплексы или спутниковое ТВ?
Осталось всего два года до того момента, как страна распрощается с аналоговым телевидением. Оно устарело как морально, так физически. Подобное оборудование уже перестали выпускать. Рынок... подробнее...

[3]Авторы
Авторы и редакторы портала Админ (Техническая информация, объявления) Энциклопедист (История и справочная информация) Алексей Петров (События и бизнес) BildEditor (Фото... подробнее...

[4]Степанов Юрий Владимирович
Биография Родился 22 декабря 1951 года в Загорске. Учился в школах №9 (на Болотной), №14 и №1 (бывшая им. РККА). Любимые учителя – Римма Васильевна Двойных и Валентина Георгиевна Токарева.... подробнее...

[5]Прокопенко Владимир Алексеевич
Биография Родился 26 ноября 1959 года в Могилевской области. С местом рождения повезло: достаточно большая по белорусским меркам (порядка тысячи жителей) деревня с забавным названием... подробнее...

[6]Работа в городе и районе
Актуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района. подробнее...