Иноки-писатели Троице-Сергиевой обители до XVIII века

logo
Из числа иноков Троице-Сергиевой обители, оставивших по себе память в древней Русской письменности, первое место занимает:
1) Епифаний премудрый, ученик Преп. Сергия, по благочестивой жизни заслуживший сан духовника братии, а по своему любомудрию название премудрейшаго, † около 1418 г. Он написал: 
   а) Житие и подвиги Преп. Сергия и похвальныя ему слова, которыя изданы нами в Памятниках русской письменности 1885 г. с предисловием. 
   б) Житие св. Стефана Епископа Пермскаго (†1396) и «Плач о нем Церкви Пермской». (В рукописях XVI и XVII в. – Памятниках стар. р. литер., IV, 119, 120).
Иноки-писатели Троице-Сергиевой обители до XVIII века

Миниатюра из Лицевого жития Преподобного Сергия Радонежского

2) Иеродиакон Зосима, описавший свое путешествие в Царь-град и Иерусалим 1420 г. в сочинении называемом Ксенос. Напечатано в Сказаниях русскаго народа И. П. Сахаровым и отдельно Императорским Палестинским Обществом в 1889 году. 
3) Иеромонах Пахомий–Логофет родом Серб, приглашенный в Россию с Афона в половине XV века для составления служб русским святым, а частию и житий их. Живя в Троице-Сергиевой обители, он дополнил Епифаниево жизнеописание Пр. Сергия повестью об открытии мощей его и следовавшими за тем чудесами, написал другое более краткое житие св. Сергия, службу ему на 25-е сентября и житие Пр. Никона. Скончался в последней четверти XV века. 
4) Игумен Паисий Ярославов † в исходе XV века; написал: «сказание о Каменском монастыре и первоначальниках его» (ркп. Лаврск. библиотеки № 658 л. 64). 
5) Игумен Артемий, в 1554 г. обвиненный в ереси и сосланный в Соловки, отселе бежавший в Литву, где, по сказаниям Курбскаго, писал в защиту Православия. В недавнее время отыскался список «посланий старца Артемия» к разным лицам; издан в русской Исторической Библиотеке Археографическою Коммиссиею (1848 г. книга 1-я стр. 1202–1447). 
6) Митрополит Иоасаф, живший в Лавре на покое; † 1555. Вероятно им распространено житие Пр. Никона из Пахомиева и составлено житие Святителя Серапиона Новгородскаго (ркп. Лавр. библ. № 783 л. 650). 
7) Преподобный Максим Грек † 1556. Сочинения его изданы Казанскою духовною Академиею в 1859–1862 годах с предисловием 3 тома. 
8) Келарь Аврамий Палицын, † 1627 в Соловках. Им написано «сказание» об осаде Троицкаго-Сергиева монастыря от поляков и о бывших потом в России мятежах. Напечатано два раза: в 1784 и 1822. 
9) Архимандрит Дионисий † 1633. Им составлены в междуцарствие патриотическия граматы по городам (А. А. Э. II, №№ 190, 202, 219) и защитительная речь пред Московскими духовными властями в пользу исправления Требника. (ркп. Лаврской библиотеки № 700. л. 134). 
10) Монах Арсений Глухой † 1643. Им написано Послание к боярину Салтыкову об исправлении книг. (ркп. Лавр. библ. 700 л. 295). 
11) Иеродиакон Иона маленькой, † полов. ХVII в. Описал свое «хождение в Царь-Град и Иерусалим в 1648–1652 г.», изданное нами в Памятниках Общества древней письменности в 1882 г. 
12) Келарь Симон Азарьин, был келейником Пр. Дионисия. В 1639 г. строительствовал в приписном Алатырском монастыре, а в Лавре был Келарем, † 1665 г. Его сочинения: 
   а) Канон молебен Пр. Дионисию, Архимандриту Троицкаго Сергиева монастыря, ему же краегранесие сицево: мольбу ти приношу Дионисие Преподобне. Творение грешнаго инока Симона. 
   б) Житие и подвизи отца нашего Архимарита Дионисия. Было издано 5 раз; 1809, 1816, 1817, 1824 и 1834 г. 
   в) Чудеса новоявленныя Пр. Сергия числом 77 (последнее относится к 1653 г.). Им предпослано длинное предисловие (см. выше), начинающееся: «Благословением Бога Отца Вседержителя». Напечатано сие соч. в Памятниках Общества древней письменности в 1883 г. С. Ф. Платоновым. 
   г) Повесть о разорении Московскаго Государства и всея российския земли, како, отчего и откуду начало извода тех бед и напастей. Сочинение, имеющее целью оправдать поводы к войне России с Польшею в 1654 г. Находится в Сборнике библиотеки Московской духовной Академии № 17 (203) (бывшей Троицкой). Издано А. В. Поповым в Чтениях Императорскаго Общества истории и древностей Росс. 1881 г. т. II. 
   д) Выписки из Святец, иже с летописцем по месячно, о праздниках Господских и Богородичных, иже благодатию Божиею во святей России празднуются, сверх греческих уставов, и колико св. Преподобных отец и мучеников и благоверных Князей Христу Богу угодиша в добром житии и подвизех, иже на Руси празднества им створяют и на молитву призывают. Составлено после 1652 г. В Сборнике М. д. Академии № 17 (203). 
13) Келарь Арсений Суханов † 1668. Описал свое посольство на Восток 1649–1653 под заглавием Проскинитарий, которое вместе с прочими его соч. издано Императорским Палестинским Обществом в 1889 г. под редакциею Н. И. Ивановскаго. 

Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, составленное по рукописным и печатным источникам профессором Московской Духовной академии А. В. Горским в 1841 году с приложениями архимандрита Леонида. 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра





Контекстная справка

[1]Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[2]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[3]История Сергиева Посада
Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *