9 февраля 2016 года, в день 130-летия со дня преставления Ивана Сергеевича Аксакова, на месте его погребения в Троице-Сергиевой Лавре была совершена панихида

logo
9 февраля 2016 года исполнилось 130 лет со дня кончины Ивана Сергеевича Аксакова (1823–1886). Память русского общественного деятеля, публициста, поэта, одного из лидеров славянофильского движения почтили в Троице-Сергиевой Лавре.
 
Аксаков, Иван Сергеевич – сын известного писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, автора книг «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова внука», брат одного из столпов русского славянофильства Константина Сергеевича Аксакова. Иван Сергеевич Аксаков был также горячим сторонником славянофильства. С 1859 года до самой своей смерти он издавал последовательно целый ряд славянофильских газет и журналов: «Парус», «Пароход», «Русская Беседа», «День», «Москва», «Русь».
 

 9 февраля 2016 года, в день 130-летия со дня преставления Ивана Сергеевича Аксакова, на месте его погребения в Троице-Сергиевой Лавре была совершена панихида

Иван Сергеевич Аксаков

 
И. С. Аксаков стоял на твердых православно-монархических позициях, отстаивая нерушимость русских национальных основ, традиций и идеалов. В публицистических статьях и речах выступал сторонником самодержавия и Православия, пропагандировал идеи славянофильства и панславизма. Прославился как оратор. Выступал за общинно-артельное «народное производство» против насаждения западных экономических форм. Считал, что основой духовного возрождения человечества может стать союз славянских народов под руководством русского народа.
 
В годы русско-турецкой войны (1877–1878) ратовал за освобождение Болгарии от турецкого ига и организовал кампанию в поддержку южных славян. 
 
Славянофил, «правдиво-истинный» мыслитель, Аксаков сочетал в своих воззрениях монархизм с критикой государственной власти, утверждая, что «государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого… государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней».
 
Весной 1885 года, утомленный душевно и физически, Иван Сергеевич приостановил свое последнее издание «Русь» и провел несколько месяцев в Крыму. Он отдохнул там, но не излечился – у него была болезнь сердца, от которой он и умер 8 февраля (27 января по старому стилю) 1886 года в Москве. Известие о кончине его произвело впечатление во всех кругах общества, как русского, так и западноевропейского. Похоронен он был под Москвой в Сергиевом Посаде на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры при большом стечении народа.
 
Ученик И.С. Аксакова, единственный постоянный штатный сотрудник аксаковской газеты «Русь», известный публицист, общественный деятель С.Ф. Шарапов так передал от имени всего общества горечь потери наставника в своей речи, произнесенной на торжественном заседании Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного общества 10 февраля 1896 года: 
 
«27 января 1886 года, в самый разгар своей кипучей и неутомимой политической деятельности, скончался от паралича сердца Иван Сергеевич Аксаков. Его похороны, единодушный порыв горя, охвативший сердца, множество телеграмм со всех концов России с телеграммой Государя во главе – все это так памятно нам, как будто совершилось вчера, и вместе с тем уже слагается в величавую историческую картину, полную глубокого смысла. Над могилой этого человека обедневшая духовно Русь как бы захотела посчитаться силами, закрепить и выразить свою тесную нравственную связь с носителем ее заветных чувств, выразителем ее подлинных и дорогих мыслей».

Сочинения И.С. Аксакова были изданы его женой Анной Федоровной (урожденной Тютчевой, дочерью известного поэта Ф.И. Тютчева, одним из биографов которого явился Иван Сергеевич) в 7 томах. Кроме того, вышло 2 тома его переписки и собрание стихотворений.

9 февраля 2016 года, в день 130-летия со дня преставления Ивана Сергеевича Аксакова, на месте его погребения в Троице-Сергиевой Лавре была совершена панихида

Панихида на могиле И.С. Аксакова. Фото: 9 февраля 2016 года

 
В день памяти Ивана Сергеевича Аксакова благочинный Троице-Сергиевой лавры архимандрит Павел (Кривоногов) совершил панихиду по усопшему на месте его погребения, за алтарем Успенского собора Троице-Сергиевой лавры с северной стороны. 
 
По окончании панихиды к собравшимся обратилась с речью старший научный сотрудник музея-заповедника «Усадьба “Мураново“ им. Ф.И. Тютчева» Светлана Александровна Калганова
 
«Мы сегодня собрались здесь почтить память великого сына России Ивана Сергеевича Аксакова. Про Аксакова в XIX веке бытовала даже такая пословица: “Честен как Аксаков“. Когда во время панихиды поется “Со святыми упокой“, как-то немного смущаешься при этих словах, а применительно к Аксакову так оно и есть: он был праведником при жизни, и современники говорили о нем, что он пахнет ладаном. 
 
Конечно, это был богатырь духа, алчущий и жаждущий правды Божией на земле, по словам современников. Аксаков буквально физически страдал за весь славянский народ: болгар, сербов и др. 
 

Он был верным чадом Русской Православной Церкви. В день его погребения по всем крупным губернским городам и монастырям России, во всех храмах служили заупокойные панихиды. Проводить его в последний путь пришло более 100 000 человек. И то, что Аксаков похоронен здесь, в Лавре, неслучайно. Его похороны сравнивают с погребением такого великого подвижника Церкви Русской, как святитель Филарет.

 

Мы тоже собрались здесь неслучайно. Думаю, что не только чувство долга привело сюда музейщиков. Мы пришли еще и потому, что и нам всем очень дорого наше Отечество, мы так же за него болеем, нам дорога его история, культура и дорого и близко имя Ивана Сергеевича Аксакова, которого мы сегодня вспоминаем». 
Заведующий научно-фондовым отделом музея-заповедника «Усадьба “Мураново“ им. Ф.И. Тютчева» Владимир Владимирович Пацюков в своем слове развил интересную аналогию:
 
«Неслучайно мы собрались именно сегодня, в день перенесения мощей свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского. Оболганный, оклеветанный, свт. Иоанн Златоуст окончил свой жизненный путь в Команах. Через много лет народ, который любил Иоанна Златоустого, возвращает его мощи в Константинополь. 
 
Я думаю, что жизненные пути Иоанна Златоустого и нашего замечательного общественного деятеля, писателя Ивана Сергеевича Аксакова очень схожи. 
 
Непризнанный в течение всей своей жизни, Иван Сергеевич, непонятый своим народом, правительством, постоянно находившийся в некоей конфронтации с властью, невероятно любил Россию. Более совестливого человека найти было сложно; он считал, что только вера православная, объединяющая не только весь русский народ, но и все славянское сообщество, является спасительной для всех нас. Учение его по сути впервые явилось национальной идеей России. Но этот человек был в течение всей своей жизни, казалось бы, непризнанным. 
 
Смерть его стала свидетельством невероятной любви русского народа к этому человеку. Его гроб несли на руках от храма МГУ до Ярославского вокзала. Тысячи венков были возложены на гроб Ивана Сергеевича с надписями от многочисленных городов, от Духовной академии, от всевозможных организаций, учреждений и стали свидетельством любви и почитания этого человека, который при своей жизни находился постоянно в опале; его издательские проекты “гибли“, и в тоже время он является для нас невероятным примером того, как надо жить. 
 
Сейчас православные часто задают вопросы: “Как жить христианину в современном мире? Как сохранить чистоту своих помыслов, идеалов, когда вокруг ложь и обман? Меня заставляют жить не так, к чему призывает Евангелие. Как это сложно!“ 
 
Иван Сергеевич работал в банковской сфере, промышленных учреждениях, занимался благотворительностью. К чему он ни прикасался, все расцветало истиной православной веры, невероятной совести и удивительной нравственной и духовной чистоты. 
 
Если почитать его письма, когда он знакомится с Анной Федоровной и входит в семью Тютчевых, можно найти, где он размышляет, будучи женихом, о православной семье, которая становится спасением для человека и в которой пронизаны любовью отношения мужчины и женщины, необходимые для создания той малой Церкви, которая позволяет нам жить и спастись. 
 
Когда смотришь на вещи, принадлежавшие Ивану Сергеевичу, то физически ощущаешь его прямоту: как некий оловянный солдатик, он принес с этой своей прямотой веру в Россию, свою собственную веру, которая остается для нас неугасимой лампадой спустя 130 лет со дня его преставления. Иван Сергеевич является для нас огромным примером, а вся жизнь его – огромным уроком для всех нас». 
 
Тему памяти продолжила заведующая экскурсионным отделом государственного историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево» Татьяна Сергеевна Федорова:
 
«По смерти Ивана Сергеевича было написано очень много некрологов, в т.ч. на Балканах, в Сербии и Черногории (он помогал им бороться против турецкого ига), в Польше, Чехии, во Франции и Италии и т.д. Каждый некролог начинался словами: “Умер великий сын России…“ Его называли печальником российским, печальником славян. 
 
После революции жизнь и творчество Ивана Сергеевича Аксакова подробно изучали в школе – потом это все постепенно угасло. Наша с вами задача – доносить до молодежи, рассказывать о таких великих русских людях, каким был Иван Сергеевич. Вечная ему память!»
 
Директор музея-заповедника «Усадьба “Мураново“ им. Ф.И. Тютчева» Игорь Александрович Комаров в своем выступлении отметил, что, например, во многих городах Болгарии в честь Ивана Сергеевича названы школы и гимназии, улицы и целые микрорайоны, т.е. он известен болгарам, в то время как наши соотечественники едва ли знакомы с именем «великого сына России».
 
Справедливость данного высказывания подтвердил и тот факт, что среди собравшихся на панихиду присутствовали многие сотрудники музеев.
 
В завершение панихиды на могилу Ивана Сергеевича Аксакова были возложены цветы.
 

Максим Лапшин для сайта 

Фото: пресс-служба Лавры

 

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

 


Контекстная справка

[1]Успенский собор (1585)
Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него... подробнее...

[2]Авторы
Авторы и редакторы порталаАдмин (Техническая информация, объявления) Энциклопедист (История и справочная информация) Алексей Петров (События и бизнес) BildEditor (Фото... подробнее...

[3]Крым с другой стороны
В общем, я теперь тоже отношусь к категории людей, которые считают, что каждый человек в своей жизни хотя бы раз должен побывать в настоящем походе. То есть чтобы там, в походе, у него были... подробнее...

[4]Храмы и церкви
Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[5]Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[6]Сергиев Посад
Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни.Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом.С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[7]Музей-заповедник Абрамцево
Впервые Абрамцево (тогда Обрамово) упоминается в 1504 г. в грамоте Ивана III. Название своё сельцо получило из-за рельефа местности: обрамок (от слова обрамление). подробнее...


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.