«Школа дала нам знания и уверенность в своих силах»

logo

Письмо в редакцию от школьницы 1960-х

05 Nov 2021/«Школа дала нам знания и уверенность в своих силах»

Я пошла в школу 1 сентября 1962 года, а закончила летом 1972.

Моя школа № 4 (не путайте с современной нумерацией) была небольшой, стояла на углу проспекта Красной Армии и современного Спортивного переулка. Теперь я знаю, что давным-давно это был особняк купцов Трегубовых, потом там располагалась городская Дума, в советское время — школа, а вплоть до недавнего времени — медучилище.

05 Nov 2021/«Школа дала нам знания и уверенность в своих силах»

Моей первой учительницей была Тамара Сергеевна Иванова. Вместе со мной в одном классе учились дети из другой части города — со Звёздочки. Я в первом классе не очень хорошо успевала, то есть с четвёрки на тройку. В те времена было принято, что если ученик не очень хорошо работал на уроке, то его оставляли после уроков, и учитель дополнительно бесплатно с ним занимался. Был момент, что я не могла сосредоточиться во время урока, и отвечала невпопад. Меня и ещё несколько человек оставили после уроков. И оказалось, что когда нас всего пять или шесть человек, то информация воспринимается лучше, голова работает, ответы в неё приходят правильные. И, что самое интересное, на следующий день на уроке я уже не имела проблем, слушала, следила за словами учителя, отвечала на поставленные вопросы по новому материалу. Как будто восприятие с какой-то мёртвой точки сдвинулось.

***

После второго класса две стоящие рядом школы объединили в одну. Мы стали средней школой № 3. Директором этой объединённой школы стал, вернее, остался директор большой школы № 3 Владимир Александрович Пьянкович — рафинированный интеллигент, преподаватель физики. Он всегда был в школе, т. к. директорская квартира располагалась на втором этаже школьного здания окнами во двор. Всегда в костюме-тройке с галстуком и начищенных ботинках. Это очень отличало его от предыдущего директора, который обувался в белые войлочные бурки. В нашей маленькой школе остались классы начальной школы с первого по четвёртый, а все ученики с пятого по десятый класс учились в большой школе. Это была самая старая, самая первая школа-гимназия города. Во время моего обучения мы отмечали 90-летие школы. В старинном здании была чудесная ажурная чугунная лестница. Она просто завораживала меня своим видом. Теперь я знаю, что это память о купце Мамаеве. Над кабинетом химии на втором этаже висела закрашенная табличка, на которой можно было разглядеть тиснёные буквы с ятями «Законъ Божий».

***

Самой важной для меня учительницей стала Лилия Захаровна Жукова — преподаватель истории, завуч школы. Эта женщина небольшого роста, с чёрными волосами, заплетёнными в косы и уложенными на затылке, определила мои интересы на всю оставшуюся жизнь. И уже ни у кого не было сомнений, кем я буду, — историком. Однажды нас всех, школьников старших классов, собрали в зале (актовом и физкультурном одновременно), усадили на низкие скамейки и даже просто на постеленные маты, и какая-то женщина рассказывала нам про оборону монастыря. Я теперь понимаю, что это была Татьяна Васильевна Николаева, доктор исторических наук из музея-заповедника. Она рассказывала так, что я, казалось, сама была на крепостных стенах, видела штурм и лестницы, подносила в котлы воду. Видела, как взрывается подкоп и т. д. Очень яркий, образный рассказ. Я что-то пыталась записать, чтобы лучше запомнить. В общем, «судьба моя уж решена»!

Сравнительно недавно из опубликованного в 2018 году в газете «Вперёд» некролога я узнала, что моя учительница Лилия Захаровна Жукова была ветераном Великой Отечественной войны и труда. С 13 лет трудилась на заводе. После войны окончила исторический факультет Загорского учительского института. С 1950 года работала вожатой, потом учителем, заместителем директора по воспитательной работе в школе, где я училась.

Очень интересными были уроки труда. Для девочек преподавали домоводство. Его вела Римма Васильевна Лаптева. Она каким-то магическим образом, с помощью своей фантазии и золотых рук так умела изменить внешний облик платья с помощью деталей (воротничков, манжет, хлястиков и т. д.), что мы далеко не сразу узнавали в обновке хорошо знакомый нам старый наряд. На уроке мы шили настоящие вещи, которые можно было носить. Начинали с платочка, фартучка, мелочовки. А потом — ночная сорочка, юбка, сарафан, платье, блузки. Фантазируй, старайся.

Математику преподавала Маргарита Ивановна Павленко — дама строгая, но справедливая. Она жила на Скобяном посёлке и ходила домой через Октябрьскую. Моя одноклассница, которая жила в этом районе, рассказывала, как каждый раз боялась встретиться с ней на улице, потому что сразу становилось стыдно, что она не сидит за уроками, а гуляет, хотя гулять всегда выходила только после того, как уроки готовы.

Ещё запомнила уроки пения (музыки). Ребята шалили, а в классе был инструмент. Учительница Ольга Сергеевна садилась за пианино, играла и рассказывала о классической музыке, об опере. Это было так интересно, так непохоже на то, что звучало в обычной повседневной жизни! Может быть, мой интерес и любовь к классической музыке тогда и возникли. Правда, к этому времени, я уже давно «болела» балетом (без всякой с его стороны взаимности). Ольга Сергеевна научила нас нотной грамоте, разучивала с нами песни. Она любила ходить в строгом чёрном платье, жила недалеко от школы, в частном доме.

***

05 Nov 2021/«Школа дала нам знания и уверенность в своих силах»

К восьмому классу стало ясно, кто из нас пойдёт учиться дальше в институт, а кто вскоре покинет школу. Всем было интересно, куда поступили выпускники десятого класса. Об этом становилось известно осенью, в начале нового учебного года. Новости обсуждались. Талантливых ребят, подававших надежды, мы все знали. Радость была искренней — ведь никакого блата, связей в московских вузах у нас не было. И мы в классе тоже прикидывали, кто куда хочет поступать. Мы искренне верили, что перед нами открыты все дороги. Примеры были перед глазами — выпускники поступали в МФТИ, Бауманский. Было принято ставить перед собой высокую планку, по максимуму.

Мы поступили, правда, не все сразу. Тамара Иванова хотела поступить в медицинский, Лариса Жарова — в институт иностранных языков, а я — на истфак МГУ. Оля Веселова стала студенткой биофака Ярославского университета (с детства собирала коллекции бабочек, жуков, засушивала растения, узнавала их название), Саша Данилов закончил Бауманский, Люба Хабарова — истфак в педвузе, Наташа Монова стала мастером спорта, Саша Долотцев закончил Московский энергетический институт и долгое время работал в городской системе управления Сергиева Посада, потом стал директором Краснозаводского химического завода. Школа дала нам знания и уверенность в своих силах. Остальное — дело времени и техники.

05 Nov 2021/«Школа дала нам знания и уверенность в своих силах»

Наталья ЧЕТЫРИНА, кандидат исторических наук, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Новости спорта
Новости и события Сергиево-Посадского района, связанные со спортом, соревнованиями и турнирами. Материалы о спортивных событиях и о развитии спорта в районе. подробнее...

[2] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...