Человек— лучшее создание Божие, прекраснейшее, драгоценнейшее, чудесное, некая «престройная… и великолепная пальма». [2]
Созданный «по образу Первой Вины», человек есть «святыня», храм Божий, селение Божие. [3] — «Кто построил себе дом, тот, по всему праву, и жить должен в нём» [4]. «Размышляй чаще: Кто предписал законы твоей мысли, и она доселе следует им — у всех людей? Кто начертал на сердцах всех людей закон совести, и она доселе у всех людей добро награждает, а зло наказывает?… Зачем мне ходить далеко искать следов Твоей благости, Твоей премудрости и Твоего всемогущества? Ах! Следы эти так явственно видны во мне! Я, я чудо Божией благости, премудрости и всемогущества. Я — в малом виде — целый мир». [5]
Наделённый образом Божиим и возможностью бессмертия, человек явился «дыханием уст Божиих», [6] «как бы другом Божиим и сыном Божиим». [7] Но больше всего привлекает внимание в человеке, вызывает благоговение и благодарение это то, «что он может уподобляться своему Создателю — Богу, что он предназначен к бессмертию, к вечному блаженству в Боге и с Богом, что он некогда просветится, как солнце, в Царствии Отца своего Небесного!» [8]
Поистине назначение человека великое -— всеблаженное. «Ты, — обращается к каждому из нас Праведник, — после подвигов очищения от греха и по освящении благодатью Святого Духа, имеешь наследовать вечную жизнь в Боге и с Богом; причащаясь святыни Его, неизреченного блаженства Его, неизглаголанной красоты и сладости Его, заступишь место отпадших ангелов. Не забывай своего назначения и всеми силами стремись к побеждению греха и к достижению правды и святыни в сердце и во всем житии; да и других к тому же побуждай усердно, а Бог готов помогать тебе». [9]
Цель нашей жизни — найти невидимого, но рядом с нами пребывающего Бога, осязать Его, соединиться с Ним. В этом и состоит «верх нашего блаженства на земле, потому что Бог весь — Блаженство. Кто нашел Бога, кто испытывает постоянно Его животворное к себе прикосновение, тот ни на что на свете не променяет счастья иметь Его в сердце своём и ищет всячески случаев, в которых Невидимый соприкасается с нашим духом». [10]
Еще в Ветхом Завете Псалмопевец воспевал: Мне прилеплятися Богови благо (Пс 72:28). То же подтверждают и другие благочестивые люди. «То же — и я грешный, — говорит о себе Батюшка. — Заметьте: еще здесь — на земле, «прилепляться Богу благо», хорошо… Как ни благо будет соединиться с Богом там — на небе? А блаженство прилепления Богу здесь — на земле, есть образчик и залог блаженного прилепления Богу после смерти в вечности. Видишь, как благ, милосерд, истинен Творец: чтобы уверить тебя в будущем блаженстве, происходящем от соединения с Ним, Он даёт тебе испытывать начаток этого блаженства здесь — на земле, когда ты искренно приступаешь к Нему. Да, невидимая душа моя, действительно, еще здесь упокоевается в невидимом Боге, значит, тем больше, по отрешении от тела, она упокоится в Нём». [11]
Образ стремится к Первообразу как подобное к Подобному и в Нем находит своё призвание. [12]
***
Человек состоит из тела и души— и одно и другое есть творение Божие. — «Вы привыкли смотреть на тело своё как на свою неотъемлемую собственность, но это крайне несправедливо; помните, что ваше тело — Божие здание». [13]
«Ничтожная паутина» для Бога мир, а между тем он сотворён премудро — «всё премудрость, в каждой точке вещества». [14] — Премудро сотворено и тело человека. «Благодаришь ли ты Премудрого, Всеблагого Благодетеля за то, — спрашивает св. пастырь, — что он подарил тебе твоё прекрасное, премудро, всемогуще устроенное тело? — Благодаришь ли ты Его ещё за чистые, величайшие наслаждения ума и сердца, за их стройную, услаждающую земную жизнь твою, деятельность? — Благодари». [15]
Для тела нужно немного, но требуется им много. «Грешное тело моё! Как немного нужно для тебя, чтобы напитать тебя, прилично прикрыть наготу твою, защитить тебя кровом от непостоянства стихий — и как многого ты требуешь!» [16] Сколько внимания уделяет ему человек! Какое большое значение придаёт ему. [17] А ведь оно земля и в землю уйдет. — «Оно тлеет… обращается в… землю, песок. Что бывает с твоим зрением, с твоим слухом — с этими великанами между чувствами твоего тела, на которых так много ты основываешься в познании предметов мира вещественного? — Они становятся часто ничто по выходе души из тела, как всякая земля». [18] Но это «ничто» призвано к высочайшей цели — к воскресению и потому его должно сохранять в чистоте и святости. «Будущего воскресения тел, — учит Батюшка, — ожидай как самого обыкновенного события. Род наш и в начале был создан бессмертным и, если бы не оказал преслушания Начальнику жизни (Деян 3:15) и не внёс семян смерти в свою душу и тело в начале, то был бы бессмертен и по душе и по телу. Но ныне по благодати искупления путь к бессмертию и вечной славе пролегает чрез долину смертную, за которой, несомненно, блещет несказанный свет бессмертия вечного». [19]
***
На вопрос: что такое душа? — св. Иоанн отвечает: «Это — дух животворящий для тела, это некоторым образом творец или художник тела, как Животворящий Дух Бога всемогущего есть Творец и Художник всего». [20] Душа есть «Божественное начало». [21] Все люди — Божии дыхания, и «человеческие духи» именуются душами, «потому что сии произошли от дыхания Божественного и дышут Богом. «Святым Духом, сказано, всяка душа живится и чистотою возвышается» (Степ. 4 гл., антиф. 1 «Слава»)». [22] Душа наша — это «отражение лица Божия; чем яснее, больше это отражение, тем она светлее, покойнее, чем меньше— тем темнее, беспокойнее». [23] Она — сила свободная, ибо «может сделаться или доброй, или злой силой, смотря по тому, какое ты сам дашь ей направление». [24] По своей природе она невидима [25] и бессмертна [26].— «Тлеет от времени… одежда тела: одна душа наша вечна; одни дела её добрые или злые — вечны». [27]
Св. Иоанн описывает свойства души в первобытном состоянии человека и после грехопадения. Творец даровал ей высочайшие достоинства и честь: «Ей были врождены святость и свет, правота, простота, благость, кротость, смирение, незлобие, духовность, бодрость, молитва, любовь к Богу пламенная; Бог Сам обитал в первых человеках до их постыдного и пагубного паденния; Дух Святый украшал их, просвещал, утешал. Чрез падение душа совершенно изменилась: стала грешна, мрачная, лукава, самолюбива, а не Боголюбива, плотоугодлива, горда, зла, завистлива, непослушна, нелюбовна, корыстолюбива, блудлива. Но ей предоставлено покаяние как обольщённой, окраденной от павшего человекоубийцы диавола: и она может светло восстать от своего падения благодатью и щедротами Божьими». [28]
Какая великая благость Божия проявилась в создании души! «О! — восклицает св. пастырь. — Как высоко, велико, важно в нас то, что по образу Божию, т. е. душа», ради которой воплотился Сын Божий, существует видимый мир с его разнообразием, множество событий Ветхого и Нового Заветов— древних и последних. «Что Творец мог дать больше творению Своему того, что Он дал ему, сотворив его по образу?» [29] «Душа моя! — снова восклицает св. Иоанн. — Помни своё небесное достоинство и не возмущайся из-за вещей тленных и ничтожных. Уважай и в других людях небесное их достоинство и из-за чего-либо тленного не дерзай оскорблять или ненавидеть их. Всей силой возлюби духовное и небесное, и презирай вещественное, земное». [30]
Чрез душу сияет свет Умного Солнца — Бога. «Я, — говорит отец Иоанн, — замечаю, как входит и сияет мысленное Солнце — Бог в душе моей, ибо тогда мне бывает легко, и тепло, и светло, и как удаляется из нее — оставляет её во мраке и страданиях». Как в окружающей нас природе причиной темноты служит закат солнца, так и в природе духовной вслед за уходом Мысленного Солнца душу охватывает окаянная тьма. И надо опасаться, чтобы тьма не объяла нас совершенно. [31]
Душа может жить настоящей жизнью только тогда, когда в ней дышит Дух Божий. [32] Она и называется душой потому, что «дышит Духом Божиим, т. е. она так называется от Духа животворящего». [33] Для души Святой Дух — воздух, а Спаситель — животворящая пища — «впрочем, нераздельно». А Бог Отец чрез Сына и Духа Святого «действует начально и благоволительно, как Их Начало и Вина». [34] Есть истинная пища для души и в Церкви. Это: Божие слово, таинства, богослужение — чтение, пение, священные обряды…» В мире вы, — учит нас св. пастырь, — питаетесь постоянно только тлением: ваше зрение, ваш слух, вкус, обоняние, осязание, разум, память, представление, воображение, все чувства питаются тлением. В Церкви всё нетленно». [35]
От того или иного направления возвышения горе, к Богу, или ниспускания в вещественность — и состояние души бывает разное. «Иногда душу нашу окружает и проникает дыхание легкое, приятное, согревающее, оживляющее — чувствуешь себя легко, спокойно; а иногда прикасается к сердцу дыхание тяжелое, убийственное, сопровождающееся совершенным мраком душевным. Первое — от Духа Божия, второе — от диавола. Нужно привыкать ко всему: как в первом случае не зазнаваться, так и в последнем не упадать духом, не приходить в отчаяние, но усердно прибегать к Богу». [36]
Непременная обязанность души — служить Богу — «Существу высочайшему, всесовершенному, от Которого она получила: жизнь, дыхание, ум, свободную волю, сердце; в этом её жизнь, её совершенство, её сила, наслаждение, блаженство. В противном случае, она будет служить духу злобы и лукавства, или своим похотям и страстям, ибо она не может оставаться в бездействии, как существо духовное, деятельное, и будет служить на погибель себе, на уродование себя, на вечное мучение себе». [37] Потеряв веру в Бога и любовь к Нему как своему источнику, душа духовно умирает — «что для растения — земля, то для души — Бог». [38] Посему — «или Богу служи, или, если не хочешь сего, будешь неизбежно служить греху: диавол не дремлет». [39] Слушай душа: Господь высоко поднял тебя и удостоил тебя Своей величайшей любви— обручил с Собой «обручением нетленным, духовным, непорочным, вечным, блаженным, и ты должна пребыть Ему верной всякий день и час, до последнего издыхания твоего на земле; а там, в вечности, ты пребудешь во веки безопасна и неотпадна, неотступна. Век здешний короток, им искупается вечность. Не дремли, не расслабевай, не изменяй Богу, не оскверняйся страстями земными, плотскими. Молись, постись, твори дела благие» — светись добродетелями. [40] Если же душа не светла добродетелью и лицо— внутренним светом, «что — в светлой и богатой одежде?» [41]
Так как уязвиться грехом душе можно «во мгновение ока» — от нехорошего помысла, от страстного пожелания, — то должно постоянно стоять «на страже сердца», дабы не уклониться «в словеса или помышления лукавства», но дабы пребывать «всегда в простоте и чистоте Божией, в любви Бога и ближнего». [42]
Забота о душе должна быть особая. Св. Иоанн спрашивает: «Обращаете ли достаточное внимание на состояние своей души: здорова ли она и, поколику она жива, прочна ли её жизнь, и если благополучна здешняя временная жизнь, то обеспечена ли чем-либо вечная жизнь, вечное благополучие, — например, верой, — есть ли в душе твоей вера живая в Бога, в Спасителя, в Церковь, — делами добрыми, кротостью, смирением, незлобием, правдолюбием и честностью, воздержанием, целомудрием, милосердием, терпением, покорностью, трудолюбием и проч.? В противном случае, вся работа твоя суетна». [43] Необходимо хранить себя не только от всякого греха, но и от всего того, что может вызвать грех: «Не смотреть с пристрастием на чужую красоту», наряды, богатые доходы, убранства домов, «на чужие сокровища и богатство» — всё это прах и прахом пойдёт, а чистота души может быть загублена; гнать злопамятство, нехорошее воображение, рисующее грех в привлекательном виде; не смотреть на нескромные картины и статуи; не читать соблазнительных книг; удаляться от легкомысленных собраний, «где грех ни во что вменяется» — вообще хранить себя от поводов ко греху. «Почему? — Потому, что драгоценна душа человеческая для Бога, Который не пощадил для её спасения Сына Своего, она дороже всего мира». [44] И еще: подобает молиться о спасении души. «Кто искренно наблюдает за собой, тот замечает непрестанно, что душа наша погибает в грехах различных;… замечает и усердно воздыхает и молится ко Господу о спасении душ, искупленных бесценной кровью Христовой». [45] —Душа благочестивого человека исполнена духовным богатством. — «Вот где истинное сокровище. Оно совсем не то, которым дорожит свет». [46]
Душа чистая не только не нуждается в каких-либо доказательствах бытия Божия, но сама ощущает сие Бытие и, более того, — как часть мира духовного — является свидетелем сего Бытия. — «Невидимый, всеисполняющий Бог часто и ощутительно касается невидимой души моей, которая от его прикосновения вкушает чудное спокойствие и небесную радость. Не глаза передают мне весть о моём Боге, …не слух только посредством слов и звуков голоса доносит до меня вещание о Непостижимом, но сама душа… срастворяется с Богом». [47] «С каждой мыслью доброй или недоброй, желанием, намерением, словом или делом происходят соответствующие перемены в сердце — спокойствие или беспокойство, радости или скорби — и это вследствие действия на неё Бога духов и всякие плоти, Который отражается в благочестивой душе, как солнце в капле воды; чем чище эта капля, тем лучше, яснее отражение». [48]
Между душами, живущими на земле и ушедшими в мир Иной, существует общение. — «Есть какое-то средство сообщения наших душ между собой, кроме телесных чувств» [49]. «Между душами человеческими находится слишком тесная внутренняя связь и сообщение. Поэтому-то добрые, благочестивые, сердечные расположения сообщительны душам других, особенно же добрые дела». [50] — Основу для такой связи св. Иоанн видит в том, что «Бог и сотворенные духи и души усопших людей, как и живых, — суть существа мысленные, а мысль быстра и некоторым образом вездесуща. — Помысли от всего сердца о них, и они присущи тебе, — Бог всегда и необходимо, а другие — по дару и власти Божией». [51]
Сказав о душе и теле, св. пастырь проводит параллели: «Таинства — тело и душа, обряды — тело и душа, слово — тело и душа, молитва — тело и душа — все в параллели с телом и душой человека. Как же некоторые хотят, чтобы не было обрядов, или форм таинств, или внешнего богослужения? — Они отнимают тело у человека». [52]
Отводя подобающее место телу, св. Иоанн предпочитает ему душу: «Не на лицо телесное засматривайся, а смотри пристальнее внутренним оком на лицо души своей, каково оно: не обезобразили ли его страсти; истребляй это безобразие молитвой и слезным покаянием. Не на одежду красивую засматривайся: она — тлен, а на одеяние нетленное души своей, каково оно: не гнусно ли и нечисто по причине частых грехопадений тайных и явных, и стяжи одежду души в нетленной красоте кротости, смирения, целомудрия и чистоты, милосердия, правды». [53]
***
Душа человека, по слову св. Иоанна, «находится в самой середине его существа — в сердце, почему и называется часто душа сердцем, а сердце — душой». [54] Сердце наше есть «седалище нашей души». [55] В нём средоточие нашей жизни, или сама жизнь наша. [56]
В плане духовной жизни, сердце является барометром, показывающим наше возвышение или понижение, «Его можно назвать и компасом, коим мы руководимся в плавании по морю этой жизни. Он показывает, куда мы идём: к востоку ли духовному— Христу, или к западу— к тёмной державе имущего державу смерти — диаволу. Только смотри со вниманием на этот компас — не обманет и укажет истинный путь». [57]
Св. Иоанн прилагает к сердцу разные названия, показывающие его многогранность:
«Сердце — око человека; если это око просто и чисто, всему человеку светло (Мф 6:22): он ходит во свете (1 Ин 1:7) — все вещи видит в надлежащем их свете и значении, употребляет их сообразно с их значением; всех людей видит также в надлежащем свете и свои отношения к ним имеет или старается иметь всегда правильные». [58]
«Сердце — термометр: если тепло верой и любовью, значит— Бог в нём; если холодно по причине маловерия и недостатка любви — нет Бога; сердце определяет степень приближения и удаления нашего от Бога». [59]
«Сердце — герольд». — Оно даёт «знать, в какой момент молитва угодна Богу и в какой — нет». [60]
«Сердце человека — сущность его, а прочее всё — вид его» [61]; оно — главное в человеке, «самый человек. — Потому кто не молится или не служит Богу сердцем — тот всё равно что вовсе не молится. Потому что
тогда молится тело его, которое само по себе, без души — то же, что земля». [62]
Сердцу усваивается разумение, «как главному в нашей природе»[63] — оно «важнее ума». [64]
Но в нём же могут действовать две противоположные силы: одна — Свет и Жизнь, другая — мрак и смерть. «Потому, Боголюбец, если ты иногда замечаешь в уме и сердце крайний мрак, скорбь, тоску и тесноту, и неверие как силу, крепко противящуюся вере Божией, тогда знай, что в тебе сила, враждебная Христу, — диавол… Но этим-то она и доказывает, что есть противная ей, державная сила Христа — Бога, к которой она не допускает нас чрез мерзость неверия». [65] «Сердце — это сокровищница человека, в которой заключается доброе или худое богатство человека. Хорошо, если она наполнена добром: в таком случае человек от благаго сокровища сердца своего износит благое (Лк. 6:45) на пользу и спасение других; но горе, если в ней — только зло: в этом случае человек от злаго сокровища своего износит злое (Лк 6:45) во вред и погибель других». [66]
При наличии блага и зла первейшая задача человека— «очистить своё сердце», дабы «соединиться чистым сердцем с Господом». [67] «Сердце своё, братья, очищайте всю жизнь вашу, чтобы оно, или — душа ваша, было способно потом зреть Бога». [68] Наше сердце — это заросшее сорной травой поле и потому не могущее произрастить жизненной пшеницы — «плодов веры и добродетели». Надо постоянно вырывать сорняки и непрестанно «очищать сердце» вниманием к своим мыслям, «самоиспытанием, самоосуждением, самоудручением, самобичеванием, слезами, упражнением во всякой добродетели, особенно в молитве усердной — день и ночь, чтением Священного Писания, пением псалмов, писаний св. Отец. Святые всю жизнь трудились над очищением сердца и очистились от всякой скверны и сделались храмами Святаго Духа, и благоухают самые тела их нетлением и ароматами Духа Святого. — Что же ты спишь, душа моя, и не очищаешь себя на всякий день? Воспряни, делай даже до конца». [69] Помни человек, что тебе следует «употребить все усилия, чтобы с верой призывать Христа Спасителя», [70] чтобы сердце твоё было занято Им Одним — твоим истинным покоем. [71] «Помни также, что связи сердца с миром и его похотью время от времени крепнут всё больше и больше. Не пропускай времени к разорванию их. Пропустишь: наготовишь себе бездну труда и изнуришь себя бесполезно». [72]
Следить за своим сердцем, присматриваться и прислушиваться, что препятствует его соединению с Богом, наука не лёгкая — «наука наук», — но при помощи Божией её можно познать. [73] «Труден подвиг очищать сердце, потому что соединен с большими лишениями и скорбями, зато награда велика. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф 5:8)». [74]
***
Всё плохое, что может быть в человеке, соединяется в одном понятии — плотской, или ветхий, человек, а доброе — в понятии — духовный, или новый, человек:
«В человеке христианине живут совместно и борются два человека — ветхий— Адамов и новый— Христов, или лучше— два направления ума, сердца и воли: земное, греховное, страстное, смертное, а другое — небесное, святое, мирное и животворное; разумное и мудрое и — безумное или глупое; целесообразное и — чуждое всякой благой цели; сообразное с волей Творца и Его благами, премудрыми намерениями и — совершенно противное им, а угодное только злым и лукавым, гибельным намерениям диавола». [75]
«Плотский человек свободу христианскую считает неволей, например: хождение к богослужению, посты, говенье, исповедание, причащение, все таинства, а не знает того, что все это есть требование его природы, необходимость для его духа». [76]
«Духовный человек погружается умом и сердцем в Бога и в Нем находит сокровище знаний и премудрости, правды, мира и радости о Дусе Святе (Рим 14:17)». [77]
***
«О, честнейшее, долженствующее быть неприкосновенным ни для чего нечистого, создание Божие, как образ Самого Бога, досточтимый храм Самого Бога! Да бежат от нас все скверные, лукавые и хульные помыслы и помыслы сомнений. Мы — Божии чада; мы — святы во Христе; да держим, да храним сердце своё во святыни; нас, как одушевлённых Божиих кивотов, наших помыслов и сердец, да никако же коснется рука скверных и лукавых духов! Вочеловечивыйся нас ради Слове Божий и Боже! Сохрани нас во Твоей святыни! Святейшая Глава наша! Не предай сердца наша и телеса наша скверному велиару, да не сквернит их помыслами, но пребуди присно с нами и соблюди нас чистыми и непорочными. Даждь нам, Господи, всегда имети с Тобой, Пребожественной Главой нашей, живую связь, яко членам тела Твоего, — связь в мыслях сердечных, в молитве и в делах. Отпадение от Тебя сердец наших есть тьма и смерть, Господи, есть скорбь и теснота, стыд и уничижение и мерзость духовная, с Тобой же нам свет, жизнь, мир, радость, простор сердцу, дерзновение, и величие, и святыня». [78]
«Помоги, Владыко, Господи!» [79]
К.Е. Скурат. Избранные труды. Сергиев Посад 2008
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Моя жизнь во Христе. Т. 2. С. 424.
[2] Дневник. С. 393, 511.
[3] Богопознание. С. 462, 258, 23.
[4] Дневник. С. 465.
[5] Богопознание. С. 442.
[6] Дневник. С. 567.
[7] Мысли о богослужении. С. 203.
[8] Дневник. С. 511-512.
[9] Мысли о богослужении. С. 222.
[10] Богопознание. С. 607, 502.
[11] Там же. С. 627.
[12] Там же. С. 63.
[13] Там же. С. 519.
[14] Дневник. С. 339.
[15] Богопознание. С. 89-90.
[16] Там же. С. 602.
[17] Там же. С. 241.
[18] Там же.
[19] Там же. С. 119-120.
[20] Там же. С. 241.
[21] Дневник. С. 691.
[22] Там же. С. 176.
[23] Дневник. С. 88.
[24] Там же. С. 341-342.
[25] Богопознание. С. 266.
[26] Там же. С. 569.
[27] Там же. С. 592-593.
[28] Правда о Боге, мире и человеке. С. 91-92.
[29] Мысли о богослужении. С. 202.
[30] Дневник. С. 133-134.
[31] Дневник. С. 132-133.
[32] Богопознание. С. 363.
[33] Дневник. С. 740.
[34] Там же. С. 649.
[35] Мысли о богослужении. С. 19.
[36] Дневник. С. 281.
[37] Мысли о богослужении. С. 50.
[38] Богопознание. С. 260-261.
[39] Мысли о богослужении. С. 50.
[40] Правда о Боге, мире и человеке. С. 92.
[41] Богопознание. С. 263.
[42] Дневник. С. 424.
[43] Там же. С. 422.
[44] Правда о Боге, мире и человеке. С. 147-148.
[45] Дневник. С. 510.
[46] Там же. С. 740-741.
[47] Там же. С. 93.
[48] Там же. С. 73.
[49] Там же. С. 108.
[50] Там же. С. 189.
[51] Там же. С. 662.
[52] Богопознание. С. 157.
[53] Дневник. С. 572-573.
[54] Там же. С. 95.
[55] Богопознание. С. 26.
[56] Там же. С. 381.
[57] Дневник. С. 150.
[58] Богопознание. С. 346.
[59] Там же. С. 398.
[60] Там же. С. 392.
[61] Там же. С. 245.
[62] Богопознание. С. 424.
[63] Там же. С. 656. .
[64] Там же. С. 729.
[65] Там же. С. 46.
[66] Там же. С. 487-488.
[67] Там же. С. 498.
[68] Там же. С. 523.
[69] Правда о Боге, мире и человеке. С. 63.
[70] Богопознание. С. 46.
[71] Богопознание. С. 265.
[72] Там же.
[73] Там же. С. 400^01.
[74] Дневник. С. 464.
[75] Правда о Боге, мире и человеке. С. 40.
[76] Дневник. С. 242.
[77] Там же. С. 741.
[78] Дневник. С. 393.
[79] Мысли о богослужении. С. 222.
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...
[2] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...
В общении с Флоренским (М. В. Юдина и священник Павел Флоренский). Часть 3
Проповедь архимандрита Кирилла (Павлова) в день празднования Смоленской иконе Божией Матери
Годовой круг евангельских чтений. Суббота 27-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач.49. (9,57-62). О послушании и воле Божией
Мысли на день. О дружбе
Троицкий синодик. 6 ноября – день памяти монаха Александра (Кумачева, †1963), звонаря и келаря Троице-Сергиевой Лавры