Путешествие на Сахалин и Курилы «по Чехову»

logo

«Если Чехов, получив свой первый литературный гонорар, отправился ни куда-нибудь, а на Сахалин, то чем же мы хуже?» — прочитала я в путеводителе. И купила билет на самолет до Южно-Сахалинска.

Путешествие на Сахалин и Курилы "по Чехову"

Если Италия на картах выглядит как сапог, то Сахалин — как рыба, и вытянут почти на тысячу километров. До материка в самом узком месте 7 км, до Японии через пролив Лаперуза — 43. Знакомые говорили: «Там нечего смотреть, одни лагеря и тюрьмы!» Но я взяла томик Антона Павловича Чехова с собой и доверилась ему. Читала и удивлялась, написано как будто сейчас, а не 125 лет назад!

Самолет снижается, уходит назад материк, а впереди опять земля, сопки в яркой зелени. Впереди двухнедельный тур. Сон три часа в гостинице: тут уже день, разница — семь часов. Мы так и спрашивали друг у друга: «Что у нас сейчас — вчера или завтра?»

Едем на Охотское море, залив Мордвинова. Купание в море при +16 и в теплейшем озере, уха из лосося, огромные бутерброды с икрой! Делаем остановки на озёрах лагунного типа Тунайча и Изменчивое, а наутро знакомимся с Южно-Сахалинском. Строгая планировка, Кафедральный собор, площадь Победы, действующая Детская железная дорога в 2 км. Краеведческий музей в здании времён Тоехары с изогнутой крышей, памятники И. Ф. Крузенштерну и Музей японской железнодорожной техники под открытым небом. В сквере у Музея книги «Остров Сахалин» — скульптуры героев чеховских книг: дама с собачкой, толстый и тонкий, человек в футляре и Каштанка. Погода солнечная. Но Сахалин — это северные субтропики: +20 и солнце, и кажется, что все 30, так как 100-процентная влажность.

Из порта Корсаков уходят суда в Японию и на Курильские острова. Пройдя пограничный контроль, как в аэропорту, на автобусе подвозят нас к пароходу «Игорь Фархутдинов» в семь палуб. Огромный кран поднимает контейнеры и машины: люди едут на другой остров со своими авто. Размещаемся в уютных каютах с удобствами. Идём по заливу и с палубы уже в тумане видим удаляющийся мыс Анива с маяком. Сахалин исчез.

Путешествие на Сахалин и Курилы "по Чехову"

Сутки проходят, как отдельная экскурсия: море, чайки и дельфины. Красота, шум воды, закат, покой. В ресторане угощают палтусом и морским гребешком. Утром подходим к Большой Курильской гряде.

В её составе более 30 островов. Мы побывали на двух.

Остров Шикотан. Наш рейсовый пароход входит в ворота Малокурильской бухты с одноимённым посёлком. На берегу — храм на сопке, оттуда прекрасный вид на всю бухту и наш лайнер. Памятник рыбакам, танк на постаменте с надписью: «В честь освобождения Южных Курил от японских милитаристов», памятный знак «В память 250-летия открытия о. Шикотан экспедицией М. Шпанберга». Через несколько часов мы на острове Кунашир, в городе Южно-Курильск. Рассаживаемся на джипы, впереди пять дней с посещением объектов в труднодоступных местах. Едем смотреть кекур (конусообразная скала) «Чёртов палец», «Чёртовы ворота» на Тихом океане. Здесь поработала природа – вода и ветер.

На утро запланировано посещение Большого фурманольного поля вулкана Менделеева. Погода меняется за день несколько раз и через километры пути. В рюкзаке теплые вещи, обувь сменная, купальник, полотенце, плащ. Курильские острова — феномен природы, ботанический сад, где соседствуют приполярная и субтропическая флоры. Обычные травы вырастают до 3-4 м. Лилия Глена и Курильская магнолия растут только здесь.

Путешествие на Сахалин и Курилы "по Чехову"

Два часа мы пробираемся через бамбук в одежде с длинными рукавами, в перчатках — чтобы не обрезаться. По дороге видим военную технику. Местные жители говорят, что за 2014—2015 годы восстановлены все военные части — укрепление границ России.

И вот мы у цели: жара, поле дымит и пахнет тухлыми яйцами. Фурманола — это источник раскалённых газов и пара на вулкане. С водой через фурманолы выделяется углекислый газ, оксиды серы, сероводород. Мы с инструктором делаем обход поля, слышим, как клокочет пар из жерлов, образованных серой ярко-жёлтого цвета. До 1945 года, при японцах, здесь работал завод по добыче серы. Как награда за подъём — купание в водопаде с термальными водами. Вода бархатная, тёплая, и мы, совсем расслабленные, возвращаемся в отель.

Мыс Столбчатый, куда мы едем на следующий день, находится под защитой ЮНЕСКО. Спускаясь к Охотскому морю по экологической тропе, читаем предупреждение, что весной по этой тропе идут к ручью медведи, и совет, как себя вести при встрече. Впечатлило. Мы купаемся в горячих грязевых источниках, собираем ягоду шикшу и клоповку, похожие на чернику и клюкву по виду, но не по вкусу.

Вскоре скалы всё ближе подступают к воде. И начинается преодоление: то перелезаем их по верёвке, то идём над водой, цепляясь за выступы на скалах. Иногда снимаем обувь и надеваем купальник и спускаемся в воду. Вспоминаю Чехова: «В первый день идти мучительно, выбиваешься из сил, на другой день болит всё тело, но идти уже легче, а следующие дни чувствуешь себя как на крыльях». И, правда, после обхода скал — состояние эйфории: мы это сделали! Улыбка не сходит с лиц!

Местный краеведческий музей, расположен в подвале жилого дома — запах, грустно. Директор музея проводит замечательную экскурсию, что упорядочивает информацию о Кунашире, мы наглядно понимаем на макете, где мы были, узнаём растения. Рассказывает о японской культуре, о безвизовом обмене. Мы возвращаемся на Сахалин.

На десятый день — выход к мысу Великан, так его назвал Крузенштерн. Каменные арки и скалы: кто-то видит льва, замок, кто-то голову богатыря-великана. Дорога идёт прямо по пляжу. Видели выбросившегося на берег кита и наблюдали нерестовый ход лосося, попробовали икру-пятиминутку.

Путешествие на Сахалин и Курилы "по Чехову"

Из А. П. Чехова: «Рыба из лососёвых в известный период своей жизни входит в реки и с неудержимой силой в количестве буквально бесчисленном, мчится вверх против течения, поверхность реки, кажется, кипит, её можно брать даже руками. При правильной организации ловля рыбы на Сахалине могла бы приносить миллионные доходы».

Наутро едим в Энергетический центр Сахалина к скале Лягушка, это — уникум природы, возраст более 70 млн лет. Посетили мы и город Александро-Сахалинский. Сюда отправляли каторжан, но не для того, чтобы превратить их жизнь в ад, а чтобы они колонизировали остров и в борьбе за существование на необжитом месте и сами изменились, и остров преобразили. Едем на место первого поста Дуэ — отсюда и начиналась каторга в 1859 году. Тут были шахты по добыче угля закрытым и, что опаснее, открытым способом. А. П. Чехов: «На всём пути к Дуэ обрывистый берег, представляет осыпи, на которых там и сям чернеют пятна и полосы шириной от аршина до сажени. Это уголь». Идём к мысу, маяку и туннелю Жонкиер. Чеховские места: «Мыс Жонкиер всею своею массой навалился на береговую отмель, и проезд по ней был бы невозможен вовсе, если бы не прорыли туннеля».

Мы прошли по туннелю длиной 80 м. Поднялись на мыс. Захватывающие пейзажи. «Чаще всего мы ходили к маяку, который стоит высоко над долиной, на мысе Жонкиер. Чем выше поднимаешься, тем свободнее дышится; море раскидывается перед глазами».

В с. Кировское (Рыковский пост) сохранилась деревянное здание больницы 1895 года, в которой Чехов вёл приём. В ней и сейчас амбулатория!

Мы летим домой, полны впечатлений. В Москве я еду в Дом-музей А. П. Чехова. Там выставка «125 лет поездки А. П. Чехова на Сахалин».

Ольга Батищева

Фото автора

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Отели и гостиницы Сергиева Посада и Сергиево-Посадского района. Адреса, телефоны, фотографии. подробнее...

[2] — Для иногородних посетителей сайта, желающих перебраться поближе к Сергиеву Посаду, а так-же сергиевопосадцам желающим улучшить свои жилищные условия, предлагаем актуальный список новостроек города и Сергиево-Посадского района. Здесь вы найдете как сданные жилые объекты, так и строящиеся новостройки на разных этапах строительства. подробнее...