Остап Бендер плачет

logo
 Остап Бендер плачет

Банки придумали новый способ отъёма денег у населения

Понятие мисселинг — относительно молодое. В переводе с английского «мисселинг» означает «неправильная продажа», когда один финансовый продукт выдают за другой. По факту это легальное впаривание ложных или сомнительных инвестиционных продуктов. Принося в банк личные сбережения, доверчивый клиент не только не получает выгоды от вклада, но рискует и вовсе лишиться денег.

Отложила на похороны

 Остап Бендер плачет

Тамара Анатольевна Пампуха больше тридцати лет проработала учителем русского языка и литературы. Несколько лет назад женщина вышла на пенсию, но продолжала заниматься репетиторством. Получилось накопить определённую сумму, которую Тамара Анатольевна и отнесла в банк в качестве вклада.

За год сумма немного подросла, и пенсионерка забрала деньги: они с мужем решили сменить старенькую машину. Остаток было решено снова положить под проценты. «Подумали, пускай в банке лежат нам на похороны», — рассказывает учитель.

В январе текущего года женщина принесла в банк 300 тысяч рублей. Как положено, получила талончик и подошла к назначенному окну. На просьбу открыть вклад молодой человек, чьё имя пенсионерка не запомнила, стал увлечённо говорить о более выгодном предложении «только для вас». Якобы это такой же вклад, но проценты повыше — аж до 10 % годовых. Но предупредил, что деньги нельзя снимать со счёта в течение всего срока, иначе придётся заплатить неустойку.

Тамара Анатольевна отказалась, сославшись на преклонный возраст (женщине 79 лет). Молодой человек кивнул, подсунул пенсионерке бумажку, попросил расписаться. Обман вскрылся некоторое время спустя, когда в гости к Тамаре Анатольевне зашла дочь подруги, сама банковский работник.

Изучив «бумажку», стало ясно, что пожилой учитель отдала свои кровные страховой компании «МАКСЖизнь». Вместо договора на открытие вклада в банке и Тамаре Анатольевне подсунули полис страхования жизни и инвестиционную декларацию. Согласно таблице выкупных сумм, расторгнув договор в тот момент, Тамара Анатольевна получила бы лишь 202 тысячи 707 рублей, штраф составил бы треть от всей суммы вклада (!). Ничего так инвестиции со знаком «минус»! Сейчас вернуть можно 209 397 рублей. А вот полную сумму можно забрать только после 30 января 2025 года.

В памятке к полису чёрным по белому написано, что размер инвестиционного дохода не является фиксированным и рассчитывается страховщиком самостоятельно. Более того, все риски, связанные с неисполнением обязательств перед страховщиком участниками инвестирования, несёт страхователь. По сути, инвестиционного дохода может и не быть, в худшем случае можно потерять все деньги, ведь инвестиции — это не вклад, и государственная система страхования вкладов на них не распространяется.

Отказаться от невыгодных условий и вернуть деньги в полном объёме Тамара Анатольевна могла в течение 14 календарных дней. Об этом молодой человек в окошке, по словам педагога, предупредить забыл.

Заставляют впаривать

Менеджеры в банках — давно не помощники в финансовых вопросах, это продавцы, которым надо во что бы то ни стало сбыть определённое количество продукта. Бывшая сотрудница того самого банка, где «развели» пенсионерку Тамару Пампуху, Татьяна (имя изменено) рассказала, что руководство жёстко ставило задачу продавать страховые и инвестиционные продукты.

У каждого менеджера есть определённый план продаж, который надо выполнить, чтобы получить премию.

Подсовывать под видом вклада продукт легче всего финансово неграмотным пенсионерам, которые наивно полагают, что в банках не обманывают. Татьяна рассказала, что доходило вплоть до увольнения менеджеров, которые отказывались выполнять финансовый план за счёт пожилых людей. Сама же Татьяна действовала по отработанной схеме. «Есть всем хочется, у нас тоже семьи. Со слезами на глазах подсовывали бабушкам и дедушкам эти полисы», — пояснила женщина. По словам бывшей сотрудницы банка, установка на продажу страховых полисов и инвестиционных продуктов приходила сверху, из головного офиса. А с сентября, якобы, такими делами в банке больше не занимаются.

Продажа под видом вкладов различных страховых продуктов, например, инвестиционного страхования жизни, не единственная схема обмана наивных граждан. Очень часто пенсионерам предлагают застраховать деньги на случай незаконного списания с карты, и многие услугой пользуются, переплачивая за неё по максимальным тарифам. Также пенсионерам впаривают премиальные банковские продукты, подключают автоплатежи. По сути, происходит навязывание услуг, смысл которых многие не понимают, пользуются ими неосознанно и в итоге обогащают финансовые организации.

Если вам в магазине под видом немецкого кухонного комбайна втридорога продали китайскую овощерезку, вы назовёте это мошенничеством (хищение чужого имущества путём обмана или злоупотребления доверием). А вот если аналогичная ситуация происходит с финансовыми продуктами, а вместо продавца с вами общается менеджер в беленькой рубашке, то это уже мисселинг — легализованный обман.

ЦБ всё знает и регулирует

Банкиры и сами считают мисселинг «грязным» способом заработка, но при этом законным. Мисселингом занимаются все банки без исключения. Дело в том, что классическая схема работы кредитных и финансовых организаций уже не приносит достаточной прибыли. Вклады, обслуживание операций, кредитование — всё это устарело. Одно из более современных и прибыльных направлений — продажа страховых полисов, векселей и паёв в ПИФы — паевые инвестиционные фонды. Для банков это неплохая возможность заработать на комиссиях. В отдельных случаях страховые компании выплачивают банкам до 50 % от стоимости полиса.

По данным Центробанка, за предыдущий год примерно миллион россиян перевели свои сбережения в инвестпродукты, зачастую сами того не подозревая. В официальных источниках банков нет ни слова об инвестиционном страховании жизни. Зато все сотрудники, работающие с физическими лицами, как назубок знают громкие и привлекательные слоганы инвестпродуктов, соблазняют высокими процентами. На практике такие инвестиционные покупки заканчиваются либо крайне скромной прибылью, либо вовсе — финансовыми потерями. По опубликованной информации Центробанка, доходность половины полисов ИСЖ составляет менее 1 %.

Единственный выход не попасться на уловки менеджеров банка и не купить ненужный финансовый или инвестиционный продукт — это не спешить ничего подписывать в банке, взять документы домой и в спокойной обстановке прочитать все пункты договора, а лучше проконсультироваться с юристом», — советуют специалисты. В большинстве случаев, когда с момента подписания договора прошло 14 дней, ничего уже сделать нельзя. При предъявлении претензий менеджеры банка разводят руками: документы подписаны, а доказать неправильную продажу практически невозможно. Получается, что Тамара Анатольевна Пампуха будет ждать своих денег ещё четыре года. Остаётся надеяться, что такая крупная страховая компания, как «МАКС-Жизнь», вернёт пенсионерке деньги.

 

Дарья Трофимова

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *