Многовековые традиции перегородчатой эмали продолжают в Хотькове

logo
Многовековые традиции перегородчатой эмали продолжают в Хотькове
 

Виды усадьбы Абрамцево, розы за окном или свечи на фоне новогодней ели – на идею новой коллекции украшений Руслана Кутько может натолкнуть любое впечатление.

Многовековые традиции перегородчатой эмали продолжают в Хотькове

echo adrotate_ad(20, true, 0, 0);

Руслан Кутько впервые встретился с металлом на тульском оружейном заводе, где в спецотделе работал над художественно украшенным оружием. Потом были Абрамцевский художественно-промышленный колледж, работа в качестве наёмного мастера и, наконец, своя мастерская. 

«Хорошо работать, когда другой человек заботится о помещении, заказах, деньгах. Но этот человек вправе диктовать свои условия. Он говорит, что красиво, что нет, жёлтый берём, зелёный не берём. У художника на этот счёт всегда есть своё мнение, и с этим либо приходится смиряться, либо что-то предпринимать», –    Руслан Кутько, художник по металлу

Руслан Кутько работает в технике перегородчатой горячей эмали. Технология неизменна сотни лет, ведь металл остался металлом, эмаль – эмалью. Единственное, что изменилось, – печи для обжига, раньше они были дровяными. 

«Перегородчатая эмаль – это когда на фон укладывается любым способом перегородка, а образовавшаяся ячейка заполняются эмалью – стеклянной массой. Для упрощения некоторые производители имитируют перегородки золотой красочкой», – Руслан Кутько, художник по металлу

Случается, что вместо расплавленного стекла умельцы заполняют ячейки краской или смолой, но в этой мастерской в ход идёт только эмаль. 

«Процесс не сложный и не претерпел изменений за прошедшие века. Куски эмали давим в ступках из твёрдого камня – агата или яшмы. Порошок промываем. В итоге изделие обжигается в печи», – Руслан Кутько, художник по металлу

В одной серии может использоваться до 15 цветов. Одна эмаль более тугоплавкая, другая требует меньшей температуры обжига. Всё это художники по металлу должны учитывать при создании изделия, но порой материал всё равно выдаёт неожиданный результат. 

«У нас постоянно творческая лотерея. Что получится после печи до конца мы не знаем, поэтому много проб, но результатом мы довольны», – Руслан Кутько, художник по металлу

Основу изделия льют из серебра. И тоже вручную. Мастер рассказывает и показывает, как из объёмной модели-восковки получается форма в гипсе для заливки расплавленного металла.

И восковка, и гипсовая форма используются для производства лишь одного украшения. Чтобы сделать следующее, весь путь повторяют ещё раз.

Сейчас хендмейд на основе покупных заготовок стал очень доступным для многих. Поэтому цена на хотьковскую эмаль многим кажется высокой.

«Мы начинаем объяснять, что это серебро, ручная работа. Начинается диалог, после которого у людей загораются глаза», – Татьяна Рубина, представитель мастерской

Украшения, созданные по старинной технологии перегородчатой горячей эмали, находят своих ценителей, как и столетия назад. Отрадно, что традицию хранят хотьковские мастера. Но, может, это не случайно? 

«На участке, который я купил, жили какие-то люди, здесь были старые сараи. Когда всё это разгреблось, оказалось, что здесь работал подпольный ювелир. Осталась часть его верстака. В советское время это было нельзя, за это сажали. Но он здесь сидел и тихонечко что-то делал», – Руслан Кутько, художник по металлу

Выпускники Абрамцевского колледжа продолжают ювелирную историю этого места и, кажется, вполне успешно.

 

Автор: Оксана Мирошникова
Оператор: Кирилл Емельянов 

Источник: ТВР24



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *