Из истории храма апостолов Петра и Павла в Сергиевом Посаде

logo
Из истории храма апостолов Петра и Павла в Сергиевом Посаде
С Петропавловским храмом Сергиева Посада (так назывался он по одному из приделов) связаны примечательные события церковной жизни 1920-х годов — служение в нем Святейшего Патриарха Тихона, видных иерархов и церковнослужителей, пострадавших в годы гонений на Церковь.
В 1924 году 24 сентября, накануне празднования памяти преподобного Сергия, в Посад приезжал Святейший Патриарх Тихон. Лавра и храмы ее были закрыты еще в 1920 году. Праздничную всенощную и литургию Патриарх служил в Петропавловском приходском храме невдалеке от Лавры, в сослужении епископов Никона и Василия, на литургии совершил священническую и диаконскую хиротонии иноков Гефсиманского скита. Днем он посетил духовника и затворника Зосимовой пустыни старца Алексия в домике на бывшей Дворянской улице, где старец поселился у Верховцевых после закрытия пустыни в 1923 году. Вечером Патриарх служил всенощную, а на другой день литургию в Рождественском храме с приделом празднуемого в тот день апостола Иоанна Богослова. Тогда же Патриарх посетил еще не закрытый Гефсиманский скит, а на следующий день — Боголюбскую киновию и пустынь Параклит, где встречали его престарелый игумен Паисий с братией. Только на следующий день Патриарх покинул последнее прибежище лаврских и скитских иноков. Это был последний приезд святого Патриарха Тихона в Сергиев Посад.      
Через четыре года 19 сентября 1928 года скончался старец Алексий. Кончина старца привлекла к его гробу множество почитателей и молящихся, и особенно тех, кого направлял он в духовной жизни, — были среди них и епископы, и священники, монахи и миряне. Отпевание старца совершали в Петропавловском храме, точнее же — по главному престолу — в Воскресенском. В отпевании приняли участие 40 священнослужителей — архиереи, архимандриты, многочисленное священство московских и посадских храмов. Шествие с гробом на Кокуевское кладбище к храму Всех святых длилось с остановками, когда совершались литии, несколько часов. Над могилой старца один из епископов сказал о нем: «Не случайно о. Алексия отпевали в Воскресенском храме, не случайно прощальная литургия за него совершена на Воскресенском престоле. Это вполне соответствует нашей уверенности в том, что о. Алексий, отойдя из своей жизни, приобщился пасхальной радости и соединился со Христом, воскресшим из мертвых, и что он воскреснет не воскресением суда, а воскресением живота, воскреснет для вечной блаженной жизни. Не случайно также похоронили о. Алексия при храме в честь Всех святых. Он любил угодников Божиих. Он и в Зосимовой пустыни жил в последнее время при храме в честь Всех святых».

 Из истории храма апостолов Петра и Павла в Сергиевом Посаде


Церковь Апостолов Петра и Павла. Фото 1890 — 1901

Так, Воскресенский, иначе Петропавловский, храм стал свидетелем волнующего прощания с затворником Зосимовой пустыни, кому поручено было вынуть жребий на избрание Патриарха на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в ноябре 1917 года.
В 1928 году закрыли Пятницкую и Введенскую церкви, где служили иеромонахи, оставленные сторожами Лавры после ее закрытия. К1928 году в Пятницкой церкви остались всего несколько иеромонахов, иеродиакон и приходский хор под управлением Н. Г. Рожкова. Вместе с настоятелем протоиереем Мироном причт и хор перешли в храм Петра и Павла. В храме сохранялись некоторые традиции лаврского богослужения и монастырского пения.
К наиболее известным и почитаемым священникам Петропавловского храма относимы о. Михаил Шик (в 1918—1920 годы — один из сотрудников Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры), протоиерей о. Сергий Сидоров (1923—1925 годы), настоятель храма с 1925 года о. Мирон (Ржепик) и последний настоятель с 1932 по 1935 год — московский протоиерей о. Димитрий Баянов (1885—1937), разделивший судьбу своих предшественников по храму — о. Сергия и о. Михаила — и многих священников, репрессированных в 1930-е годы.
Из истории храма апостолов Петра и Павла в Сергиевом Посаде


Автограф С. 3. Трубачёва

Жизненный путь о. Димитрия сложился необычно. Обладая природным певческим голосом, Димитрий Федорович Баянов получил консерваторское музыкальное образование и стал регентом Чудовского хора. После революции он оказался в Омске, организовал из приезжих петроградских оперных артистов театральный коллектив и дирижировал оперными спектаклями. В Гражданскую войну его призвали в Красную армию, служил он в штабе командарма Егорова, с которым позднее снова встретился в Москве. Дальнейшее течение его жизни предопределил решающий духовный перелом — осознанное намерение перейти всецело на служение Церкви.
По благословению Святейшего Патриарха Тихона он принял священство и служил в церкви Пресвятой Троицы на Шаболовке и в Троицком. В последующие годы церковное служение о. Димитрия проходило в храме св. Мартина Исповедника на Таганке, где служил он уже как настоятель. Когда храм закрыли, перешел в собор города Ногинска, а с февраля 1930 года поселился в Загорске и служил настоятелем и благочинным в Рождественской церкви после скончавшегося настоятеля о. Александра Константиновского. В эти годы с ним сблизился регент церковного хора Н. В. Матвеев, оценивший его музыкальные дарования. Впоследствии он записал на пластинку, вышедшую к 1000-летию крещения Руси, церковные композиции о. Димитрия в исполнении хора Скорбященского храма, что на Б. Ордынке в Москве. В 1932 году Рождественскую церковь закрыли, и весь причт перешел в храм Петра и Павла.
Как настоятель о. Димитрий проявлял большую требовательность к сохранению уставности богослужения, стремился к сочетанию строгой простоты, стройности и возвышенности церковных служб. Нередко о. Димитрий управлял церковным хором и с помощью едва заметных движений руки устанавливал ритмическую точность, слаженность и выразительность исполнения.
Проповеднический дар о. Димитрия, обогащенный богословской эрудицией, отличался ясной, свободной речью, обращенной к слушателям обычно по окончании богослужения. Отец Димитрий и вне храма держал себя достойно своего сана — всегда ходил в рясе, носил скуфью и не расставался в дороге с посохом. Внушительный вид его вызывал невольное почтение, с уважением относились к нему видные церковные иерархи, а Местоблюститель митрополит Сергий приглашал его к сослужению в Дорогомиловский собор.
Из истории храма апостолов Петра и Павла в Сергиевом Посаде


Список расстрелянных в Бутове, опубликованный в загорской газете «Вперед» 19 января 1995 года
В 1935 году Петропавловский храм захватили обновленцы, и о. Димитрий перешел служить на Кокуевское кладбище, последнее его служение в Москве, в церкви Вознесения на Гороховом поле. Жил он по-прежнему в Загорске на Огородной улице, где и был арестован осенью 1937 года. Только в 1994 году стало известно о кончине о. Димитрия в Бутове под Москвой, 10 декабря 1937 года, тогда же расстреляны наместник Лавры архимандрит Кронид, его келейник Георгий и другие лаврские священномученики.
На месте массовых захоронений в Бутове ныне поставки Крест, перед ним 9 мая 1994 года и 5 февраля 1995 года в день памяти новомучеников Российских совершалось молитвенное поминовение убиенных. Готовится сооружение часовни, и в будущем будет построен храм во имя Новомучеников*.
Имена архимандрита Кронида, протоиерея Димитрия, протоиерея Сергия, иерея Михаила вошли в синодик о пострадавших за веру и Церковь Христову в Бутове.
*)Деревянный храм, воздвигнутый в 1997 году, был построен под руководством скульптора Д. М. Шаховского, сына о. Михаила Шика. (Примеч. сост.)

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Церковь Параскевы (Пятницы) Великомученицы на Подоле
Церковь Параскевы Пятницы на Подоле. Церковь Параскевы Пятницы на Подоле — одна из самых древних церквей Сергиева Посада. Первоначально на Подоле стояла деревянная Введенская церковь... подробнее...

[2]Любимов Константин Павлович (Кронид)
Кронид (Любимов Константин Павлович) 13.05.1859-10.12.1937Кронид (Константин Павлович Любимов), 13.05.1859-10.12.1937 Священномученик, архимандрит, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1877 году в... подробнее...

[3]Черниговский мужской скит Троице-Сергиевой лавры
Организован на противоположном Гефсиманскому скиту берегу пруда, при строившихся с 1845 кельях и копавшихся с 1847 юродивым Филиппушкой пещерах. Позже прославился чудотворной иконой и... подробнее...

[4] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[5]Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...

[6] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[7] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[8]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...