Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.
Лк., 51 зач. (от полу́), X, 19-21.
***
Пришел ты, злодей (диавол), знаю твои замыслы: пришел ты, неуступчивый, лишить меня вожделенного и вечного света. Как же, будучи тьмою, явился ты мне светом? Не обманешь такою лживостью. И за что ты всегда воздвигаешь на меня такую жестокую брань, и явно и тайно? В чем завидуешь благочестивым после того, как изверг ты из рая первого Адама – Божию тварь, грехом перехитрил мудрую заповедь и сладостной жизни предложил горькую снедь? Как мне убежать от тебя? Какое средство изобрести против страданий своих? Сперва неважными грехами, как ручей, впадаешь ты в сердце, потом открываешь себе широко дорогу, а там уже входишь большою и мутною рекою, пока не поглотит меня твоя пасть или бездна. Но отступи от меня дальше и налагай свои руки на те народы и города, которые не уразумели Бога; а я – Христово достояние, я стал храмом и жертвою, потом буду богом, когда душа вступит в единение с Божеством. Ты покорись Богу и Божией твари, убоявшись Божия гнева, сонма душ благочестивых и гласа их немолчных песнопений! (12,26). Если б не связал я молчанием говорливого языка и уст, когда собирал воедино ум для общения с Богом, чтобы самыми чистыми помышлениями почтить Чистого Царя (ибо одна умная жертва прекрасна), то никак не постиг бы ухищрений пресмыкающегося зверя или, конечно, не огласил и не признал бы их ухищрениями. Часто и прежде приходил он ко мне, то уподобляясь ночи, то опять под обманчивою личиною света, ибо чем ни захочет, всем делается измыслитель смерти, этот, в похищении чужих образов, настоящий Протей, – только бы тайно или явно осилить человека, потому что грехопадения людей для него наслаждение. Но доселе никогда еще не видел я его таким, каким пришел он ко мне ныне, во время моих подвигов. Видя больше благоговения в душе моей, он воспылал сильнейшим пламенем гнева. Как тайная болезнь, скрывающаяся внутри неисцельной плоти, оставленная на время не вполне благопотребными врачевствами и питаемая в невидимых полостях тела, не прекратившись еще в одном месте прорывается в другом и снова угрожает больному опасностью; или как поток, в одном месте прегражденный твердыми плотинами, напирает и вдруг проторгается в другом месте, – так жестока и брань противника. Если не страдал у меня от него язык, то вред приливал к чему-нибудь другому. Однако же не овладел он мною, потому что пришел Христос – моя Помощь, Который спасал учеников от бури, Который многих, даровав благодать их хотению, освобождал от страстей и демонских уз. Между тем искушал меня завистник, как и прежде человекоубийственною хитростью уловил родоначальника нашего. Но Ты, Блаженный, удержал брань, и повели мне по утишении бури всегда приносить Тебе бескровные жертвы (12,30). Диавол, после (получения нами) достоинства усыновления, сильнее злоумышляет против нас, бросая завистливые взоры, когда видит красоту новорожденного (в крещении) человека, спешащего к небесному жительству, откуда он ниспал, и возбуждает на нас огненные искушения, стараясь отнять второе украшение, как отнял первое. Но когда почувствуем его нападения, должны прилагать к себе апостольское изречение: Елицы во Христа .. крестихомся, в смерть Его крестихомся (Рим.6,3). Если же мы соделались сообразны смерти Его (Флп.3,10), то за тем грех в нас совершенно мертв, будучи пронзен копьем крещения .. Итак, беги от нас, ненасытный, ибо желаешь ограбить мертвого, древле бывшего в союзе с тобой, ныне потерявшего способность ощущать удовольствия (21,23). Противьтесь диаволу и старайтесь распознавать его козни. Он горечь свою обычно скрывает под видом сласти, чтобы не быть открыту, и устремляет разные призрачности красные на вид, которые, однако же, на деле совсем не то суть, чтобы обольстить сердца наши хитрым подражанием истине … к этому направлено все его искусство, чтобы всеми силами противиться всякой душе, добре работающей Богу. Многие и разные влагает он страсти в душу для погашения Божественного огня, в котором вся сила Особенно же берет покоем тела и тем, что с этим соединено. Когда же увидит, наконец, что всего подобного остерегаются и ничего не принимают от него и никакой не подают надежды, чтоб когда-нибудь послушали его, – отступает от них со стыдом, Тогда вселяется в них Дух Божий; когда же вселится в них Дух Божий, то даст им покойными быть или покой вкушать во всех делах их и сладким соделывает для них несение ига Божия (прп. Антоний Великий, 61,44). Одна из козней сатаны – в иные времена добровольно уступать место и прекращать обычные свои действия с тою целью, чтобы в подвижниках возбудить самомнение (30,440). Если ты борешься и побеждаешь, то не тщеславься и не надейся на себя, но будь осторожен, ибо враг готовит для тебя брань, гораздо опаснейшую первой (31,208). Можем сокрушать узы диавола, но не хотим, можем избежать сетей, но не спешим. Какой другой стыд тягостнее сего? Это самый горький стыд, когда человек выполняет хотения врага (22,287).
Однажды, когда Феофан Соловецкий совершал молитвенное правило, явились два беса со страшным видом. «Видите, – кричали они, – не хочет старик исправиться, раскидаем его жилище и убьем его». Старцу показалось, что они начали ломать келлию: выбили окна, разбили двери и кричат: «Теперь не уйдет от нас». Феофан испугался, пал на землю, прося у Бога помощи и заступления. Бесы исчезли, а старец, помолившись, встал и увидел, что келлия его цела и невредима (82,151).
БИБЛИОГРАФИЯ
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
[1] — Крещение
Крещение Господне в Сергиево Посадском городском округе подробнее...
[2] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.
В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...
[3] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...
Память святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси
Преподобный Ефрем Сирин – учитель покаяния
В Троице-Сергиевой лавре состоялся круглый стол «Актуальные вопросы практического иконописания. Иконопись и стенопись в XXI веке»
Годовой круг евангельских чтений. Пятница 26-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач. 46. (9,37-43). О демонских кознях
Память преподобного Наума Радонежского