В «Манеж» поедут портреты

logo
В «Манеж» поедут портреты

4 ноября в центральном выставочном зале «Манеж» открывается масштабная выставка «Сокровища музеев России».

На выставке «Сокровища музеев России» впервые будут собраны экспонаты из разных уголков России: около 280 экспонатов из 50 музейных собраний России.

В выставке принимают участие четыре подмосковных государственных музея, в том числе, Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, который представит шесть картин.

Как сообщили «Сергиевским ведомостям» в музее-заповеднике, для выставки «Сокровища музеев России» из собрания Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника отобраны следующие произведения:

1. Портрет императрицы Анны Иоанновны. (Неизвестный художник. XVIII — XIX вв.)

2. Портрет царя Иоанна Алексеевича. (Неизвестный художник. XVIII в.)

3. Портрет императора Петра III. (А.П.Антропов. 1762 г.)

4. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. (А.П.Антропов. 1745-1751 гг.)

5. Портрет архимандрита Лаврентия Хоцятовского. (П.С.Дрожжин (Дрождин) 1765 г.)

6. Император Николай I в Серапионовой палатке Троице-Сергиевой Лавры. (Неизвестный художник. I-я половина XIX в.)

Живописная коллекция XVIII-XIX веков в Сергиево-Посадском музее разнообразна и включает произведения многих жанров, в стиле которых сложно переплелись черты классицизма и барокко, романтические и рокайльные мотивы, свойственные искусству этого времени. Преобладание в этом ряду портретной живописи является характерной особенностью монастырской коллекции. Коронационные портреты появлялись в Лавре к приезду царей и цариц на торжественный молебен и украшали их апартаменты, оставаясь в монастыре навсегда.

Самые ранние из них представляют этап медленного, но упорного преодоления полуиконного стиля парсуны. В них сохраняется величавое спокойствие и торжественная неподвижность, которые отчасти перешли в более поздний парадный портрет.

Портрет царя Иоанна V Алексеевича парсунного характера является работой неизвестного русского художника. Он соединяет в себе иконописные черты в написании атрибутов царской власти с умением художника создавать объемное изображение фигуры человека, сообщая ей жизненную убедительность. Известно, что в XVII- начале XVIII вв. подобные произведения создавались живописцами Оружейной палаты. Оригинал, по сведениям Д.А. Ровинского, находился в Царском Селе.

В 1730 году дочь царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Федоровны Салтыковой Анна Иоанновна Верховным Тайным Советом была провозглашена императрицей. Ее коронационный портрет кисти Л. Каравакка находился в Синоде. С него было сделано множество копий. Вероятно, поясной портрет императрицы является одной из них и был заказан Синодом для монастыря. Анна Иоановна представлена на полотне в декольтированном платье, украшенном цепью с крестом ордена Андрея Первозванного.

Среди русских художников XVIII века одним из наиболее заметных являлся Алексей Антропов, кисти которого в коллекции музея принадлежат парадные портреты Елизаветы Петровны и Петра III. Портрет Елизаветы Петровны, являющийся свободной копией с коронационного портрета Л. Каравакка, коронационный портрет императора Петра III — примеры не только возросшего мастерства русского художника, но и символы нового времени и новых побед. Живопись Антропова отличают звучность колорита, осязаемая передача фактуры материала, и самое главное — передача убедительной характеристики персонажей, уже проступающей сквозь постановочные позы и пышную декоративность.

В монастырском собрании находились портреты настоятелей Лавры от Арсения Могилянского до митрополита Филарета и других священнослужителей. В настоящее время часть из них находится в Лавре. Известно, что портрет архимандрита Лаврентия Хоцятовского написан П.С.Дрождиным — уроженцем троицкой слободы, обучавшимся живописному искусству в Троице-Сергиевой Лавре сначала у П. Казановича, затем у А. Антропова и у Д. Левицкого. Портретная галерея сохранила до наших дней облик служителей церкви XVIII-XIX веков, а также изображения великолепных облачений и предметов ювелирного искусства.

К историко-бытовому жанру можно отнести полотно «Император Николай I в Серапионовой палатке Троице-Сергиевой Лавры» свидетельствующее о посещении Лавры Николаем I в 1834 году. Соединение в нем элементов нескольких жанров сообщает этому историческому событию камерный характер.

Источник: Сергиевские ведомости



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1]Газета «Сергиевские ведомости»
Сергиево-Посадское информационное агентство Московской области и газета «Сергиевские Ведомости». Учредители – Главное управление по делам печати и информации Правительства Московской области и администрация города Сергиев Посад. подробнее...

[2]Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник создан по Декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 апреля 1920 г. «Об Обращении в музей... подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...