Актёры, которые не видят зрителя

logo
28 Feb 2019/Актёры, которые не видят зрителя

В зал входят полтора десятка человек среднего возраста и начинают спектакль. Совсем скоро становится ясно, что это не простые актёры — кто-то из них может перемещаться по сцене, только положив руку на плечо зрячего коллеги. Некоторым режиссёр громко подсказывает, что делать на сцене дальше. Кому-то явно сложно попасть в такт.

У каждого актёра студии, которая всего пару месяцев существует при отделении социальной реабилитации центра «Оптимист», своя история — и, как правило, невесёлая.

В центре занимаются люди, полностью или частично потерявшие зрение, — таких большинство. Есть те, кто перенёс операции на мозге. У кого-то травма приобретённая, у других инвалидность с детства. Одиноких, к счастью, почти нет, но даже при том, что у каждого есть семьи, им в любом случае не хватает общения и умения общаться. С девяти до шести их программа расписана по часам: от психологических тренингов до уроков оригами.

Таких людей учит мастерству актёр «Театрального ковчега» Игорь Курылев. Студию назвали «Плот», их первый эксперимент, который показали в понедельник, — спектакль по стихотворению Роберта Рождественского «Баллада о зенитчицах».

Это одно из немногих, если не единственное, театральное объединение в Московской области, существующее при подобном центре. Появилось оно по чистой случайности: Игорь Курылев «дедморозил» на ёлке в библиотеке им. В. Розанова, куда в тот же день пришли его будущие ученики.

«У них есть всё, что нужно актёру, — в первую очередь открытая душа. Не хватает только техники», — рассказывает он. И добавляет, что в чём-то его воспитанники даже обходят профессиональных актёров: инвалиды не могут сыграть, как говорят актёры, «на технике». То есть на автомате, привычно технично изобразив переживания, чтобы под аплодисменты скрыться за кулисами. Для актёров-инвалидов каждое выступление становится событием, к которому они относятся со всей серьёзностью.

Игорь сам предложил реабилитационному центру создать студию и за свою работу не получает ни копейки. Раз-два в неделю он проводит занятия, по два часа каждое. Публика им сейчас нужна особенно для того, чтобы сломать главный барьер — психологический, ведь они и в обычной жизни нечасто позволяют себе заговорить с незнакомцами, а тут таких целый зал. «Занятия идут тяжело, — режиссёр не приукрашивает реальность. — Объяснить человеку, который тебя не видит, как поднять руку, с первого раза не получится».

Только один-два из зрячих людей в группе мог в начале занятий прочитать без запинки простой текст с листа. Через два месяца занятий в театральной студии происходят изменения — они не только лучше читают, но и лучше говорят, лучше строят предложения, из речи уходит отрывистость.

Зачем 43-летнему актёру Игорю Курылеву, который с 13 лет на сцене, всё это надо? Он утверждает, что студия помогает развиваться и ему самому. Игорь поступил в театральный вуз, давно выйдя из студенческого возраста, в 36 лет. И вот снова он видит возможность собственного творческого роста, на этот раз через преподавание.

В этот же день на одну сцену с артистами вышли представители «Театрального ковчега». Актёры Михаил Симонов и Полина Бугакова выступили как вокалисты. На скрипке сыграл звукорежиссёр театра Сергей Буланов. Друг «Театрального ковчега» Григорий Глазов исполнил несколько песен под гитару.

Планы у режиссёра и компании большие — они не хотят оставаться домашней студией отделения реабилитации и полны надежд показать спектакль всем сергиевопосадцам на уличной площадке в праздник 9 Мая. А там глядишь — и на театральный фестиваль попадут.

 

Владимир Крючев
Фото Сергея Семенькова

Источник: Газета Вперёд



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Сергиево-Посадский драматический театр-студия «Театральный ковчег» подробнее...