Авраамий Палицын

logo

Авраамий, в миру Аверкий Иванович Палицын, — родился в середине XVI века (по некоторым данным в 1625 году), по семейным преданиям — в селе Протасьеве (близ Ростова), в дворянской семье.

Состоя в царской службе дворянином, в 1588 году он подвергся при царе Фёдоре Ивановиче опале, за что был сослан в Соловецкий монастырь. Вскоре и, по-видимому, добровольно он постригся; место его пострижения в точности не известно (или Соловки, или Троицкая лавра). В 1594 году назначен управляющим приписным к лавре Свияжским Богородичным монастырем, откуда при царе Борисе Годунове был вызван в лавру. В 1601 году ему было поручено управление Троицким подворьем в Москве, причем с него были сняты все последствия опалы. В 1608 году при Василии Шуйском, с которым у Авраамия, по-видимому, уже давно установились хорошие отношения, он был избран лаврским келарем.

В 1609 г., когда осадившие Москву поляки остановили подвоз к столице припасов, Палицын открыл продажу дешевого хлеба, чем прекратил народные волнения. Когда поляки подступили к столице, Палицын явился в ставку князя Дмитрия Пожарского и привел его под Москву. В решающий момент боя войск князя Пожарского с поляками Ходкевича князь Трубецкой запретил своим дружинникам принимать в нем участие. Палицын словами горячего убеждения увлек дружинников на помощь русским войскам. Когда после освобождения Москвы от поляков собрался Земский собор и избрал царем Михаила Романова, Авраамий Палицын был послан в Кострому, чтобы уговорить его принять престол.

По воцарении Михаила Федоровича в 1618 г. польский царевич Владислав задумал оружием добыть себе русский престол. Так началась осада Троицкого монастыря польско-литовскими интервентами, которую Авраамий описал в «Сказании об осаде Троицкого монастыря от поляков и литвы, и о бывших потом в России мятежах, сочинённое оного же Троицкого монастыря келарем Авраамием Палицыным». Оно было издано в первый раз в Москве в 1784 году и является одним из важнейших исторических и литературных источников Смутного времени.
 

В 1610 году — член посольства к польскому королю Сигизмунду III, от которого получил с помощью богатых даров подтверждение прав монастыря. В 1612 году (в числе других руководителей монастыря) активно содействовал победе ополчения под руководством Минина и Пожарского.
Ввиду неприязни патриарха Филарета, возвратившегося в Россию из Польши, Авраамий в 1619 году был вынужден уехать в Соловецкий монастырь, где и умер.

Сочинение Авраамия «История в память предыдущим родом» (известное под названием «Сказание»), описывавшее события 1584-1618 годов, насыщенное фактическим материалом, создано около 1620 года. В него вошли ранее написанные Авраамием сочинения, а также 6 глав, созданные, возможно, архимандритом Троице-Сергиевой лавры Дионисием около 1610-1613 гг. и отредактированные Авраамием. Сведения, которые приводит Авраамий в своём произведении, позволяют увидеть социальные причины событий, происходивших в начале XVII века; его сочинение пронизано теорией божественного происхождения самодержавия и возвеличивания рода Романовых, идеей незыблемости феодального строя. Важной темой сочинения была идея патриотической борьбы против иностранных интервентов. В «Сказании» Авраамий выступает как писатель, мастерски владеющий образной литературной речью. В XVII-XIX вв. оно пользовалось огромной популярностью. 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Контекстная справка

[1] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...