Обычай украшать дома в Новогодие зелёными ветками — символами возрождения природы, «неоскудевающей благодати Божей» — и одаривать друг друга подарками происходит из глубокой древности.
Первые ёлки, наряженные яблоками, сахарными изделиями, бумажными цветами, облатками (лепёшками из пресного теста, используемыми католиками и протестантами во время причастия), а позднее свечами и Вифлеемской звездой или фигуркой ангела на верхушке, встречались в некоторых областях Германии ещё в первой половине XVI века.
В России
В России указ императора Петра I от 20 декабря 1699 года, предусматривавший светский порядок празднования Нового года, предписывал жителям около домов и на воротах «учинить некоторые украшения от дерев и ветвей сосновых и можжевеловых», которые, однако, ничем дополнительно наряжать не предусматривалось. Рождественско-новогодняя ёлка с украшениями появилась у нас примерно в первой трети XIX века во время правления императора Николая I: вначале у немцев, проживавших в Петербурге, а затем в домах богатых русских аристократов. Повсеместно же в городах и помещичьих усадьбах зимние праздники с украшенной ёлкой стали отмечать в конце XIX — начале XX века.
Ёлку, в зависимости от доходов семьи, наряжали свечами, сваренными в мёде или сахаре фруктами, золочёными орехами, обычными игрушками и подарками, состоящими из небольших дорогих вещиц, упакованных в красивые коробочки. В немецких и швейцарских кондитерских Петербурга предлагались готовые ёлки, богато убранные фигурными печеньем, пряниками (они заменили собой облатки), конфетами, мишурой и лентами.
Постепенно русская праздничная ёлка обретала знакомые нам черты. В середине XIX века на ней стали появляться особые «ёлочные» самодельные или покупные игрушки из картона, воска, прессованного хлопка (ваты), жести, стекла и других материалов.
Большую роль в популяризации «характерной русской ёлки» сыграл Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства (Кустарный музей). Он был открыт в Москве в 1885 году с целью сохранения и развития традиций отечественных народных промыслов и ремёсел и помощи мастерам. Разработкой образцов игрушек в музее занимались два профессиональных художника. Спрос покупателей на ёлочные игрушки нарастал год от года. Только в 1911 году художники разработали 105, а в 1912 году 38 рисунков и образцов ёлочных украшений в национальных традициях. Темы для своих работ авторы черпали «из животного и растительного мира России и из мотивов старинного русского искусства».
В стенах Кустарного музея на ежегодных Рождественских базарах продавались подмосковные ёлочные украшения из картона, папье-маше, дерева и стекла. Среди них наиболее значимое место занимали разнообразные деревянные столярно-резные и токарные игрушки с выжиганием и росписью, украшения из папье-маше, мастики, картона работы мастеров Сергиева Посада — признанной «игрушечной столицы» страны.
В Сергиевском посаде
В начале XX столетия ёлочные игрушки у нас в городе изготавливали как в Учебной игрушечной и Художественно-столярной и резной по дереву мастерских Московского губернского земства, так и в частных мастерских и артелях.
В прейскуранте изделий 1914 года только одной Сергиево-Посадской кустарно-промышленной артели игрушечников насчитывалось 137 наименований занимательных ёлочных украшений, исполненных в основном по образцам художников Кустарного музея и мастерских Московского губернского земства в Сергиевском посаде.
В ассортименте Рождественского отдела артели значились: пять видов фигур Деда Мороза, называемого большим и малым «Ёлочным стариком» с «ношей», «одетым в рукавицы» и «Медведь, одетый франтом»; всевозможные картонажи золотистого и серебристого цветов, а также раскрашенные и отделанные лентами и стеклярусом грибы, «Рыба-карась», «Луна», «Олень» и другие лесные и домашние звери, в том числе в наборах, и даже «Пень декадентский»; игрушки из папье-маше и дерева выпильные и резные с тонкой росписью по выжженному контуру, который иногда для усиления декоративности был покрыт золотистой краской — «Избушка на курьих ножках», древнерусские терема и деревенские домики — ларчики со сдвижной крышкой, в которые можно было положить небольшой подарок — «секрет», коробочка с «секретом» «Скворечник», фрукты, грибы, птицы, звери, матрёшки «Мухомор», «Лягушка», фигурки сказочных героев, русалок, яркие токарные шары с разноцветной полировкой и росписью цветочными мотивами, «городками и фигурками», наборы миниатюрной посуды — «золотой точёности 7-ми сортов» и многое другое.
Покупатели Кустарного музея отдавали предпочтение также рождественскому товару из серебряной канители в виде снежинок, веток дуба, берёзы, ромашки, изготовленному умелыми руками мастериц женской артели из Звенигородского уезда. Непременным украшением ёлки являлись невесомые, хрупкие, разноцветные звёзды и бусы стеклодувов Круговской волости Клинского уезда. Преломление света, переливы огней, возникавшие от блестящей поверхности стеклянных бус, лакового покрытия деревянных фигурок, шаров и горящих свечей, придавали наряду ёлки особую торжественность, атмосферу таинства, как будто Рождественский свет спускался на ветки ели.
Любопытен тот факт, что, несмотря на осуждение советской властью проведения праздника Рождества и негласный запрет на ёлочные игрушки, подмосковные мастера продолжали их изготавливать и продавать. Ещё в 1926 году в нашем городе на частном оптовом складе игрушек В. А. Гробова на Новопрогонной улице можно было купить традиционные ёлочные украшения, а также маски, «ёлочные подсвечники, свечи, флаги, бонбоньерки и другое». Владелец склада, рекламируя свой товар, указывал, что «приобрёл покупателей со всех концов СССР».
С редкими сохранившимися образцами деревянных ёлочных игрушек Сергиева Посада столетней давности сегодня можно познакомиться в экспозиции «Русское декоративно-прикладное искусство XVIII-XXI века» Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника и в Художественно-педагогическом музее игрушки имени Н. Д. Бартрама.
На фото: ёлочные игрушки. Начало XX в. По образцу Вл. И. Соколова. Сергиевский посад. Собрание Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника.
Светлана Горожанина, заведующая отделом русского народного
и декоративно-прикладного искусства XVIII-XXI веков
Источник: Газета Вперёд
[1] — Сергиево-Посадские фотографии
Фотографии города Сергиев Посад и Сергиево-Посадского района. Фото-отчёты со значимых мероприятий, фоторепортажи с выставок, праздников, фестивалей. подробнее...
[2] — Подарки в Сергиевом Посаде и районе
Все материалы и статьи, где упоминается подарки. Памятные подарки ветеранам и юбилярам, подарки жителям города и района, подарки на день рождения и новогодние подарки. подробнее...
[3] — Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник создан по Декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 апреля 1920 г. «Об Обращении в музей... подробнее...
[4] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...
[5] — Бартрам Николай Дмитриевич
Бартрам Николай Дмитриевич (1873–1931) Художник, искусствовед, коллекционер, основатель первого в России Музея игрушки. Николай Дмитриевич родился в семье художника-акварелиста Дмитрия... подробнее...
[6] — Новогодние события
Новости и события Сергиево-Посадского района, связанные с подготовкой и проведением Нового Года и Рождества.
Смотрите также:
Дед Мороз,
Снегурочка,
новогодние представления,
подарки,
пиротехника,
салюты,
фейерверк
подробнее...