
Сто лет назад в Сергиевском посаде впервые широко отпраздновали Новый год
До большевистской революции 1917 года Новый год как отдельный значимый праздник в нашей стране почти не отмечался — это был один из святочных дней после Рождества. Перемены начались, когда в Российской республике «религиозный» (юлианский) и «светский» (григорианский) календари впервые официально разошлись. К 1919 году Новый год «сместился влево» в календарной сетке, выпал из рождественского цикла и приобрёл новую роль как праздник «нового времени».
Трудящиеся веселятся
Век назад, 1 января 1919 года в сергиевской газете «Трудовая неделя» — предшественнице газеты «Вперёд» — вышла заметка под говорящим заголовком «Встреча Нового года трудящимися». В числе прочего в ней сообщалось: «В первый раз у нас в России вообще, а в Сергиевом посаде в частности, трудящиеся всех профессий, как интеллигентного, так и простого труда, в дружной семье без различия социального положения встречают Новый год».
Пожалуй, неудивительно, что отмечали его в здании, реквизированном у Лавры годом ранее. Бывший доходный дом, стоящий на перекрёстке проспекта Красной Армии и улицы Карла Маркса (координаты даём в современной топонимике) после установления советской власти стал общественным местом и был переименован в Дом профсоюзов. В нём и прошла первая в нашем городе «гражданская ёлка». Подробного описания праздника в местной печати не сохранилось, в газете указывалось лишь, что его участники исполняли революционные песни.
Праздник в опале
С этого времени большевики, ставшие новой властью в бывшей империи, взяли курс на отмену и даже забвение религиозных праздников. Например, в начале 1920-х были попытки внедрить традицию «Красного» или «Комсомольского Рождества» с антирелигиозными лекциями, песнями, танцами и чтением стихов пролетарских поэтов. Через некоторое время Рождество и вовсе попало в опалу, празднование его не только не поощрялось, но даже каралось.
Многие полагают, что сразу после революции новогодняя ёлка была совсем запрещена — но это не так. Лишённый религиозного наполнения праздник довольно широко отмечался первые десять лет существования нового государства. Достаточно вспомнить, что в 1919 году на детскую ёлку в Сокольники приезжал Владимир Ленин, и это событие на долгие годы стало одним из важных образов советской живописи и детской литературы. Рассказ Владимира Бонч-Бруевича «На ёлке в школе» (серия «Ленин и дети») изучался на уроках вплоть до окончания советской эпохи.
Гонения на праздничную ёлку (как символ Рождества и Нового года) приобрели целенаправленный государственный характер в конце 1920-х годов. К делу подошли обстоятельно: для взрослых выпускались брошюры «Как провести антирождественскую кампанию на предприятии», в детских изданиях публиковались сценарии «антиёлочных праздников». В 1929 году журнал «Мурзилка» разместил на своих страницах рассказ, герои которого — школьники — выходили к родителям с плакатом «Мы учимся на «хорошо» и «отлично», а вы не празднуете поповский праздник Рождества».
«Неправильное осуждение»
Новогодние праздники были официально «реабилитированы» в 1936 году. Незадолго до того, в декабре 1935-го, в «Правде» за подписью первого секретаря ВКП(б) Украины Павла Петровича Постышева вышла статья с заголовком «Давайте к Новому году организуем детям хорошую ёлку!»
Вот что в ней говорилось: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев.
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.
Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. (…) В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино- и театрах — везде должна быть детская ёлка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года ёлку для своих ребятишек. (…) Организации детской новогодней ёлки наши ребятишки будут только благодарны.
Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком.
Итак, давайте организуем весёлую встречу нового года для детей, устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!»
В Загорске
Через год, в декабре 1936-го, новогодняя ёлка вернулась и в наш город. На Советской площади у Лавры установили декорации по проекту художника Владимира Соколова. Праздник прошёл во всех школах, детских садах и заводских клубах.
Так как производство ёлочных игрушек за десять лет забвения праздника было фактически утрачено, Загорскому институту игрушки поручили разработать их новые образцы. Так в домах появились весёлые новогодние мишки и зайки, герои русских народных и литературных сказок, а также стеклянные, деревянные и ватные спортсмены, пионеры, пограничники, полярники, тракторы, самолёты, машины и т. д. Место традиционной рождественской Вифлеемской звезды на макушке ёлки заняла советская красная звезда, символизирующая звёзды кремлёвских башен.
Подавляющее большинство наших читателей выросли в традициях празднования Нового года, в течение многих десятилетий формировавшихся в СССР. И отказываться от них наше общество, кажется, совсем не собирается.
Александр Гирлин
Алекс Рдултовский
Источник: Газета Вперёд
[1] — Карла Маркса улица
Улица Карла Маркса, бывшая Александровская.
Улица Карла Маркса на карте
На панораме
Улица Карла Маркса (Александровская)
Перекрёстки с улицами
проспект Красной... подробнее...
[2] — По праву считается главной транспортной артерией Сергиева Посада. Это самая протяженная и широкая улица города. Недаром, в прошлые века она называлась Болъшедорожной улицей. подробнее...
[3] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...
[4] — Новогодние события
Новости и события Сергиево-Посадского района, связанные с подготовкой и проведением Нового Года и Рождества.
Смотрите также:
Дед Мороз,
Снегурочка,
новогодние представления,
подарки,
пиротехника,
салюты,
фейерверк
подробнее...
[5] — Дворец культуры имени Юрия Алексеевича Гагарина.
Более 60 лет Дворец культуры им. Ю.А. Гагарина является центром культурно-досуговой жизни города Сергиев Посад и Сергиево-Посадского района.
Адрес: Сергиев Посад, Красной Армии пр., 185
Сайт: dk-gagarina.ru
Телефон: +7 (496) 542-72-61
Часы работы: Пн-Пт c 9.00 до 18.00, без обеда Сб, Вс - выходной
Эл. почта: dk-gagarina@yandex.ru подробнее...