Явь и Навь древнего Радонежа

logo

«Древнее капище» А. Угланов«Древнее капище» А. Угланов

?  Явь и Навь (сон и реальность) — две из трёх составляющих мироздания в представлении наших предков Славян. Явь — мир где живут люди, Навь — обиталище Духов, Правь — мир Богов.

 

Сны о Радонеже

Радонежье… Край застывшей истории. Небольшое путешествие в это местечко не может пройти бесследно. Радонеж не просто остается в памяти, он снится.

Древняя земля, еще не слишком тронутая человеком первозданная природа и путь. Старый путь, древний Переславский тракт, по которому шли сюда наши предки. Издалека доносятся стуки топоров. Мимо меня с узелком пробежал босоногий мальчишка и свернул в сторону леса, туда, где его отец валит деревья. Вот и еще для одной семьи Радонежский край станет домом.

Вид от посада Радонежа на долину р. ПажиВид от посада Радонежа на долину р. Пажи

Странный запах щекочет ноздри. Хочется разбежаться, прыгнуть и нырнуть в это зеленое море колышущихся от малейшего дуновения ветерка трав.

Сзади раздается цокот копыт и лошадиное ржание. Внезапно все вокруг окрашивается в цвет тревоги. Дмитрий Донской. Здесь? Ах да, ведь именно по этой дороге он проезжал к Сергию Радонежскомув святую обитель на гору Маковец, чтоб получить совет и благословение на битву с татарами на Куликовом поле. Быстро проносятся всадники и тают в облаке поднятой ими же пыли.

Радонежский детинец XIV век. Юго-западная стена. Реконструкция В.И. Вишневского.Радонежский детинец XIV век. Юго-западная стена. Реконструкция В.И. Вишневского.

За небольшим перелеском открывается город, окруженный крепостной стеной, от которой в наше время остались лишь искусственные валы. Так вот он какой, древний Радонеж.

Село Городок (в наши дни Радонеж) — древнейший населенный пункт Сергиево-Посадского округа, с крепостными стенами и искусственными валами. Один из городов на основной территории Московского княжества, принадлежавших московским Даниловичам уже на рубеже XIII-XIV веков, центр одноименной волости и историческая область, где провел годы юности преподобный Сергий Радонежский.

В центре города шумит ярмарка. Незамысловатая крестьянская утварь и драгоценные камни, конская сбруя и меха, заморские ткани и серебряная посуда. Яблоки, мед, пироги, рыба, квас, творог, соленые огурчики и капустка. Чего здесь только нет…

Радонежская волость в 1340-1350 годы.Радонежская волость в 1340-1350 годы.

Со всех сторон раздается перезвон колоколов. Вспоминаю… семь церквейи два монастыря. В наши дни здесь только одна церковь.

Константин Сергеевич Аксаков о Радонежском крае: « … Задав крестьянину вопрос о прошлом Городка, путники пришли в изумление: он поведал им, что прежде это был город Радонеж, в котором правил князь Андрей Радонежский. В городе было семь церквей, и крестьянин указал, где они располагались. Живо в народной памяти оказалось и предание о Преподобном Сергии … »

На мою ладонь плавно опускается дубовый лист. Да, некогда здесь находились священные родники и дубравы. До наших дней донеслась легенда о дубе, который в этих местах посадил сам Сергий Радонежский.

В сознании всплывают и несколько раз повторяются странные слова «Белые Боги», «Белые Боги», «Белые Боги»…

Белые Боги — древнее строение, расположенное в урочище около Радонежа. Считается, что здесь в глухом лесу до сих пор стоит (или стояло) сооружение правильной формы — полушарие около 6 м в диаметре и 3 м в высоту, В XII-XIII веках, по легендам, здесь находился языческий жертвенник. Упоминание Белых Богов под местечком Городок (сейчас это Радонеж) встречается трудах П. Семеновв -Тян-Шанского, выдающегося путешественника и географа. В 1821 году посетил урочище Белые Боги и Зориан Доленга-Ходаковский (Адам Чарноцкий) (1784-1825), археолог и основателем научного славяноведения.

Что это, откуда? Это шепот древней земли. Когда-то здесь существовало языческое святилище, стояли каменные или деревянные идолы, приносились жертвы этим самым «Белым Богам».

Упоминание Белых Богов в книге 1842 года издания «Троицкая-Сергиева лавра» русского историка и археолога Снегирева Ивана Михайловича.Упоминание Белых Богов в книге 1842 года издания «Троицкая-Сергиева лавра» русского историка и археолога Снегирева Ивана Михайловича.

Постепенно картинки прошлого тают, теряют свою четкость, и в памяти остаются лишь звуки протяжных девичьих песен и сказы древней земли

 

Источники:

  • «Сны о Радонеже», Алексей Липкин, 2011
  • «Троицкая-Сергиева лавра», Иван Снегирев, 1842
  • «Рассказ из деревенской жизни», Константин Сергеевич Аксаков, 1915
  • «Из истории Троицкой Лавры», игумен Андроник (Трубачев), 1918-1946
  • «Исторический ландшафт древнего Радонежа», Чернов С.З., 1989

 

Эта публикация на Яндекс Дзене: «Явь и Навь древнего Радонежа».


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *