Явь и Навь древнего Радонежа

logo

«Древнее капище» А. Угланов

«Древнее капище» А. Угланов

?  Явь и Навь (сон и реальность) — две из трёх составляющих мироздания в представлении наших предков Славян. Явь — мир где живут люди, Навь — обиталище Духов, Правь — мир Богов.

 

Сны о Радонеже

Радонежье… Край застывшей истории. Небольшое путешествие в это местечко не может пройти бесследно. Радонеж не просто остается в памяти, он снится.

Древняя земля, еще не слишком тронутая человеком первозданная природа и путь. Старый путь, древний Переславский тракт, по которому шли сюда наши предки. Издалека доносятся стуки топоров. Мимо меня с узелком пробежал босоногий мальчишка и свернул в сторону леса, туда, где его отец валит деревья. Вот и еще для одной семьи Радонежский край станет домом.

Вид от посада Радонежа на долину р. Пажи

Вид от посада Радонежа на долину р. Пажи

Странный запах щекочет ноздри. Хочется разбежаться, прыгнуть и нырнуть в это зеленое море колышущихся от малейшего дуновения ветерка трав.

Сзади раздается цокот копыт и лошадиное ржание. Внезапно все вокруг окрашивается в цвет тревоги. Дмитрий Донской. Здесь? Ах да, ведь именно по этой дороге он проезжал к Сергию Радонежскомув святую обитель на гору Маковец, чтоб получить совет и благословение на битву с татарами на Куликовом поле. Быстро проносятся всадники и тают в облаке поднятой ими же пыли.

Радонежский детинец XIV век. Юго-западная стена. Реконструкция В.И. Вишневского.

Радонежский детинец XIV век. Юго-западная стена. Реконструкция В.И. Вишневского.

За небольшим перелеском открывается город, окруженный крепостной стеной, от которой в наше время остались лишь искусственные валы. Так вот он какой, древний Радонеж.

Село Городок (в наши дни Радонеж) — древнейший населенный пункт Сергиево-Посадского округа, с крепостными стенами и искусственными валами. Один из городов на основной территории Московского княжества, принадлежавших московским Даниловичам уже на рубеже XIII-XIV веков, центр одноименной волости и историческая область, где провел годы юности преподобный Сергий Радонежский.

В центре города шумит ярмарка. Незамысловатая крестьянская утварь и драгоценные камни, конская сбруя и меха, заморские ткани и серебряная посуда. Яблоки, мед, пироги, рыба, квас, творог, соленые огурчики и капустка. Чего здесь только нет…

Радонежская волость в 1340-1350 годы.

Радонежская волость в 1340-1350 годы.

Со всех сторон раздается перезвон колоколов. Вспоминаю… семь церквейи два монастыря. В наши дни здесь только одна церковь.

Константин Сергеевич Аксаков о Радонежском крае: « … Задав крестьянину вопрос о прошлом Городка, путники пришли в изумление: он поведал им, что прежде это был город Радонеж, в котором правил князь Андрей Радонежский. В городе было семь церквей, и крестьянин указал, где они располагались. Живо в народной памяти оказалось и предание о Преподобном Сергии … »

На мою ладонь плавно опускается дубовый лист. Да, некогда здесь находились священные родники и дубравы. До наших дней донеслась легенда о дубе, который в этих местах посадил сам Сергий Радонежский.

В сознании всплывают и несколько раз повторяются странные слова «Белые Боги», «Белые Боги», «Белые Боги»…

Белые Боги — древнее строение, расположенное в урочище около Радонежа. Считается, что здесь в глухом лесу до сих пор стоит (или стояло) сооружение правильной формы — полушарие около 6 м в диаметре и 3 м в высоту, В XII-XIII веках, по легендам, здесь находился языческий жертвенник. Упоминание Белых Богов под местечком Городок (сейчас это Радонеж) встречается трудах П. Семеновв -Тян-Шанского, выдающегося путешественника и географа. В 1821 году посетил урочище Белые Боги и Зориан Доленга-Ходаковский (Адам Чарноцкий) (1784-1825), археолог и основателем научного славяноведения.

Что это, откуда? Это шепот древней земли. Когда-то здесь существовало языческое святилище, стояли каменные или деревянные идолы, приносились жертвы этим самым «Белым Богам».

Упоминание Белых Богов в книге 1842 года издания «Троицкая-Сергиева лавра» русского историка и археолога Снегирева Ивана Михайловича.

Упоминание Белых Богов в книге 1842 года издания «Троицкая-Сергиева лавра» русского историка и археолога Снегирева Ивана Михайловича.

Постепенно картинки прошлого тают, теряют свою четкость, и в памяти остаются лишь звуки протяжных девичьих песен и сказы древней земли

 

Источники:

  • «Сны о Радонеже», Алексей Липкин, 2011
  • «Троицкая-Сергиева лавра», Иван Снегирев, 1842
  • «Рассказ из деревенской жизни», Константин Сергеевич Аксаков, 1915
  • «Из истории Троицкой Лавры», игумен Андроник (Трубачев), 1918-1946
  • «Исторический ландшафт древнего Радонежа», Чернов С.З., 1989

 

Эта публикация на Яндекс Дзене: «Явь и Навь древнего Радонежа».



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...