Эпоха преподобного Сергия (основные идеи эпохи)

logo
О Сергии спорят доселе. Будут спорить… Но он был. 
Действовал, по-видимому, не всегда по житийному канону. И
 уже трудно, да и невозможно отделить живого Сергия от того 
пиетета, коим окружило его в веках признание россиян. 
Слава человека — это тоже он сам, его продолжение во времени.
Д. Балашов

Более шестисот лет назад Русью была одержана грандиозная по­беда на Куликовом поле. Этой победой, добытой кровью объеди­нённых русских полков, народ превращался в нацию. Преподобный Сергий поставлен русской историей в один ряд с Дмитрием Донским как политический деятель. Его имя надо произносить раньше имён известных участников Куликовской битвы — Боброка, Пересвета, Осляби. Павел Флоренский сказал очень афористично: «Чтобы по­нять Россию, надо понять Лавру, чтобы понять Лавру, надо понять Сергия». Эту трудную работу — понять — пытался воплотить на своих полотнах Михаил Нестеров, другие художники, а перед акаде­миком Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым на первый план выступает «личная скромность преподобного Сергия и его тяжёлая жизнь труженика и радетеля о русской земле». Эту же трудную работу понимания по­пытаемся сегодня осуществить и мы. В своей работе нам хотелось бы остановиться на тех ключевых идеях эпохи, благодаря которым и смог наш народ превратиться в нацию.

Эпоха преподобного Сергия (основные идеи эпохи)

Благословение преподобным Сергием Димитрия Донского 

на Куликовскую битву. Фреска Святых Врат 

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Время преподобного Сергия совпадает с одной из величайших культурных катастроф — падением Византии, так как преподобный Сергий родился примерно за полтораста, а умер примерно за 60 лет до окончательного упадка Константинополя. Византийское средневековье перед падением даёт пышный расцвет. XIV-й век ознамено­вался третьим Возрождением Византии при Палеологах. А Древняя Русь принимает пламя своей культуры от огня Византии. «В пре­подобного Сергия … собираются в один фокус достижения грече­ского средневековья и культуры… он прикоснулся к наиболее ог­нистой вершине Византии.., этой вершиной была религиозная идея» (П. Флоренский). В это время ведутся богословские споры, которые сводятся по сути к двум вопросам: проблеме Троицы и к проблеме Воплощения. Эти вопросы были отстаиванием: 1) абсолютной Боже­ственной и 2) абсолютной духовной ценности мира. Эти два прин­ципа составляют ткань русской культуры. Киевская Русь раскрыва­ется под знаком божественной Восприимчивости, Русь Московская формируется под знаком другой идеи — «о превышемирном Начале ценности» (П. Флоренский).

Время преподобного Сергия — время паламитских споров в во­просах «…общей благодати Пресвятой Троицы». Эти вопросы глу­боко занимали и преподобного Сергия — для осведомлённости в них он посылал в Константинополь своего представителя. Видение Троицы стало символом новой культуры. До XIV-го века строитель­ство Троичных храмов особо не было распространено на Руси. И лишь в XIV-м веке идея Троицы ведёт к строительству Троичных храмов, развитию Троичной иконографии, созданию цикла Троич­ных праздников. Чтя Пресвятую Троицу, преподобный Сергий строит Тро­ичный храм, видя в нём призыв к единству земли Русской. Строит храм Пресвятой Троицы, «…чтобы постоянным взиранием на него… побеждать страх перед ненавистной раздельностью мира». Трои­ца называется Живоначальной, ибо единство в любви есть жизнь, вражда же приводит к смерти. По замыслу преподобного Сергия, Троичный храм есть прототип собирания Руси в духовном единстве, в брат­ской любви. Но если храм был посвящён Троице, то должна была появиться и икона Троицы. И примерно через 20 лет после смерти Преподобного появилась знаменитая, известная всему миру «Трои­ца» Андрея Рублева. Вероятно, Рублев писал ее в «похвалу» Сер­бию, последователем которого он являлся. «В иконе Троицы Ан­дрей Рублёв был …лишь гениальным осуществителем творческого замысла и композиции, данных преподобным Сергием… Нас умиля­ет вовсе не сюжет, а …то, что он (Рублев) передал нам узренное им откровение. Среди раздоров, безмирия, татарских набегов открылся духовному взору бесконечный.., «свышний мир» горнего мира. Вражде и ненависти дольнего мира противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечном единстве сфер гор­них…» (П. Флоренский). Икона Троицы — это второй (после храма) символ русского духа. А третий символ — Троичный день. Визан­тия не знала ни этого праздника, ни троичных храмов, ни Троич­ных икон. Праздник Пресвятой Троицы, вероятно, появляется как чествование иконы — «Троицы» — Андрея Рублёва, а затем рас­пространяется по всей Руси.

Эпоха преподобного Сергия (основные идеи эпохи)

Икона Святой Троицы. Третьяковская галерея

Следует особо отметить, что идея Троицы для преподобного Сергия была заповедью общежития. Общежительство знаменует всегда духовный подъем: начало Киевской Руси также было озна­меновано введением общежития, центр которого возник в Киевско-Печерской Лавре; затем, в связи с феодальной раздробленностью, татарским нашествием, идея эта угасла, а возродилась вновь уже в Руси Московской, благодаря усилиям преподобного Сергия. Идея общежи­тия как совместного жития в полной любви, единомыслии и эконо­мическом единстве, всегда была близка русской душе, а воплощена была преподобным Сергием в Троицкой обители и распространилась отсю­да по всей Руси (общежительный устав запрещает иметь свое до­бро, свой припас, собственности быть не должно, все должно быть общее — ради утверждения киновии — общежительства — и согла­сился Сергий стать игуменом монастыря).

Эпоха Преподобного Сергия — время становления Московско­го государства. После более чем столетнего ига в народе возникли силы, способные поднять его дух, заставить поверить в себя. Особый смысл приобретает тогда идея соборности — религиозного, духов­ного единства людей. Другой важной идеей эпохи было «молчальничество» (исихазм). Основоположник — византийский монах Гри­горий Палама, сформулировавший программу «духовного делания». Согласно этому учению, Бог излучает энергию (свет), обожествляю­щий душу человека. В умной (безмолвной) молитве человек может созерцать этот свет, а значит, общаться с Богом. Это Фаворский свет, в сиянии которого Христос явился своим ученикам на горе Фавор. Этот свет изображают на иконах Преображения:

…Шестое августа по-старому,

Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора

И осень, ясная, как знаменье,

К себе приковывает взоры.

                           Б. Пастернак

Исихастские идеи получают широкое распространение среди русского монашества, так как в них был увиден источник, который позволял обрести внутреннее спокойствие, уверовать в свои силы. преподобный Сергий был сторонником этих идей, так как все его устрем­ления направлены к одной цели — объединить народ (прежде все­го — духовно).

В заключение хотелось бы сказать и о главном событии эпохи преподобного Сергия — о победе на Куликовом поле. В 14-ом веке быть монахом не означало стоять в стороне от дел мирских, и преподобный Сергий никогда не отказывался от гражданского служения: даже упрямого князя Олега Рязанского он сумел отвратить от феодальной войны с Москвой; по приказанию митрополита Алексия он пешком (всегда ходил только пешком) пошел в Нижний Новгород усмирять непокорного князя Дмитрия Константиновича, который не желал уступать великого княжения Дмитрию Ивановичу Московскому (бу­дущему Донскому); и для современников в этом походе не было ни­чего удивительного: тогдашние подвижники властно вмешивались в жизнь страны, указывали князьям, мирили и наставляли, ободряли на ратные подвиги, отнюдь не замыкаясь на делах духовных.

И перед выходом на Куликово поле кн. Дмитрий Иванович побы­вал в Троицкой обители у Сергия: «Ведь он знал, что Сергий муж добродетельный и даром пророческим обладает». Сергий благосло­вил на победу и послал с князем двух монахов — Пересвета и Осля­бю, освятив тем самым битву, потому что это был не просто поход против Золотой Орды, а крестовый поход христиан против чуждой религии, а на поле Куликовом была одержана прежде всего победа нравственная, духовная.

Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014 



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[2]Городское поселение Пересвет
Муниципальное образование «Городское поселение Пересвет» расположено на северо-востоке Московской области на территории Сергиево-Посадского района в составе: город Пересвет; село... подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[4]Флоренский Павел Александрович
Содержание Краткая биография Павел Флоренский в Сергиевом Посаде Упоминания в новостях   Краткая биография Флоренский Павел Александрович (родился 9(21) января 1882 года; умер в 1937... подробнее...

[5]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...

[6] — Се́ргиев Поса́д — город (с 1782 года) в Московской области России, административный центр Сергиево-Посадского района Московской области, крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Сергиев Посад», является центром Сергиево-Посадской городской агломерации, имеющей население свыше 220 тысяч человек (2014 год).

Сергиев Посад был назван в честь Преподобного Сергия, основавшего крупнейший в России монастырь. В 1919 г. город был переименован в Сергиев, а в 1930г. — в Загорск, в честь революционера В. М. Загорского. Но в 1991 г. городу было возвращено историческое название. подробнее...