Эй вы там, наверху!

logo

Не в первый раз проходит фестиваль аэростатов “Небо Святого Сергия”, но привыкнуть к нему совершенно невозможно. Даже на тринадцатый год проведения праздника парящие над головой воздушные шары вызывают первобытный восторг, а если уж оказаться в самой корзине, на высоте, то к багажу ощущений, полученных в течение жизни, можно смело прибавить ещё одно, ни с чем не сравнимое. Что мы и сделали.

Ни вёсел, ни крыльев

Будильник зазвонит в 4 утра, вылет, вернее, подъём, через полтора часа. Сегодня на земле штиль, а это значит, что воздушный шар поднимется практически вертикально.

Только там, на высоте пары сотен метров, наш аэростат подхватит поток ветра и понесёт над Северным посёлком, над Рабочкой и Фермой и приземлит на поле у деревни Высоково за южной границей города.

В чём суть воздухоплавания? У шара нет ни вёсел, ни крыльев, лишь газовая горелка. Пилот ловит попутные потоки воздуха, регулируя силу пламени, нагревающего воздух в оболочке — то поднимаясь, то снижаясь. Поймали поток — хорошо, не встретили попутного — летим дальше.

При всей своей грандиозности, воздушный шар с технической точки зрения — очень простой вид транспорта, принцип передвижения за сотни лет не изменился. Цивилизация сказалась по большей части только на материалах, из которых изготовлена оболочка (огнеупорная синтетика), и на навигационных и измерительных приборах (среди прочего в арсенале пилота планшет с электронной картой).

Ну и ещё рации, по которым пилот связывается с водителем минивэна, сопровождающего нас внизу. Автомобиль следует за перемещениями шара, чтобы забрать пилотов и оболочку аэростата, которая только в воздухе кажется такой величественной, а сложенная умещается в средних размеров салон.

Главным инструментом по-прежнему остаётся пилот. От его интуиции, реакции и понимания происходящего зависит всё — и какой курс возьмёт аэростат, и как сильно тряхнёт при посадке пассажиров.

Чаще чем на авто

Встречаемся с экипажем на окраине Хотькова — в этом году фестиваль проходит именно там. Нам повезло, нашим пилотом будет Михаил Баканов, один из самых известных российских воздухоплавателей, первопроходец регулярных полётов, инструктор.

Таких как он, совмещающих работу и хобби, в стране единицы. И вообще, похоже, на воздушном шаре он летает чаще, чем обычные люди ездят в автомобилях. В его лётном журнале летние месяцы расписаны полностью, а в некоторые дни он поднимался в воздух дважды.

Загружаемся в автомобили и едем искать подходящую площадку для взлёта. Коррективы вносит отмечаемое в эти дни 700-летие Сергия Радонежского — пытаемся въехать на Деулинское поле, но нас заворачивают учтивые ДПСники. У машины воздухоплавателей нет пропуска на въезд в город.

С полем у Наугольного нам повезло больше. Полчаса на раскрытие оболочки, на её прогрев и… Мы даже не заметили, как плавно оторвалась от земли корзина.

Признак бедности — провода

Говорят, пилоты воздушного шара могут зайти домой, зависнув у балкона своей квартиры. Эта шутка похожа на правду: во время праздника в честь трёхсотлетия Петербурга Михаил Баканов парил в нескольких десятках метров над головами пятидесяти президентов ведущих держав мира.

“Есть один интересный признак, — говорит Михаил, — чем беднее страна, тем больше проводов висят над городами”.

Но гораздо чаще, чем провода, мы видим собак. Все деревенские бобики — а большую часть пути мы проделали над частным сектором — считали своим долгом облаять непонятную штуковину, зависшую над их огородом.

Передать словами красоту невозможно. Рассвет подчёркивает рельеф местности. Над Лесным озером поднимается дымка. Как игрушечные, проносятся поезда. Меланхоличные рыбаки поднимают на нас глаза и снова возвращаются к своим удочкам. Одновременно видны торжественная Лавра и доверху укрытый строительными лесами Черниговский скит. А на горизонте маячит — и тут мы верим пилоту  — Москва. Неужели?

Запаса газа в баллонах хватит, чтобы долететь до столицы, но мы идём на снижение, отщипнув попутно пару веток с макушки берёзы.

Были бы билы

Сергиев Посад имеет все шансы стать центром воздушного туризма, и это не очередное громкое заявление, призванное повысить нашу с вами самооценку.

Ещё одной точкой притяжения туристов может стать так называемый аэролифт — шар на привязи, на котором каждый может подняться и увидеть город с нового ракурса.

Михаил Баканов поясняет, что такой аттракцион неизменно пользуется популярностью в городах, где он установлен, а уж в Сергиевом Посаде с его живописными окрестностями и Лаврой он просто обречён на успех.

Дальше — больше. “У нас есть уникальный проект — летающая звонница”, — говорит наш собеседник. По его словам, технически это вполне возможно, только вместо привычных колоколов на борт воздушного шара можно поднять билы — металлические резонансные пластины. Проектам, если кто-то возьмётся за их реализацию, предстоит долгое согласование, но оно того стоит.

P. S. Выражаем благодарность ЗАО “Интеравиа-Сервис”, организатору фестиваля воздухоплавания “Небо Святого Сергия”.

Владимир КРЮЧЕВ

Источник: Газета Вперёд


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *