«Шел Государь с Москвы в Троецкой Сергиев монастырь…»

logo

13 Feb 2018/«Шел Государь с Москвы в Троецкой Сергиев монастырь…»

Газета «Вперёд» продолжает публикацию коротких очерков историка и краеведа Константина Филимонова, посвящённых истории Сергиева Посада.

Вопреки смуте начала XVII столетия и моровой язве его первой половины жизнь в Троице-Сергиевом монастыре и в окружающих его слободах продолжалась. Об этом свидетельствуют даже те немногие факты, которые сохранились до нашего времени.

В 1654 году севернее монастыря, в Кокуеве, была построена деревянная приходская церковь в честь Обновления Храма Воскресения Христова. Она напоминала об ожесточённых схватках защитников Троицкой обители во время осады начала XVII века. Два года спустя ещё один деревянный храм — церковь во имя Трёх Святителей вселенских — поднялся южнее монастыря на горе Волкуше. В тех же годах на пожертвование патриарха Тихона (Минова) в самом монастыре была украшена стенным писанием Духовская церковь.

Постепенно восстановилось и многолюдство, бывшее в Троицких слободах до моровой язвы. Особенно заметно это по селу Клементьеву, названному некогда Авраамием Палицыным «начальным посадом» у стен Троице-Сергиева монастыря. Рост числа жителей в селе можно видеть, например, при сопоставлении данных переписных книг 1646 и 1684 годов.

В книге 1646 года в селе указано 130 крестьянских и бобыльских дворов, а «людей в них» 301 человек. В книге же 1684 года показано 277 крестьянских и бобыльских дворов, а «людей в них» 910 человек. Как видим, за 38 лет, несмотря на огромную убыль от чумы 1654 года, число дворов в селе увеличилось в два, а число людей – в три раза. Остаётся присоединиться к заключению лаврского иеромонаха Арсения, первого историка Троицких слобод. Он отмечал, что село Клементьево в 1684 году стояло «на степени города», превосходя по многолюдству соседнюю Александрову слободу, близлежащие города Переславль-Залесский и Ростов.

13 Feb 2018/«Шел Государь с Москвы в Троецкой Сергиев монастырь…»Повседневную жизнь людей в Клементьеве, в остальных слободах скрашивали ежегодные посещения Троице-Сергиева монастыря царской фамилией. Богомольные походы царя Алексея Михайловича в Троицу возобновились с прекращением моровой язвы. Более того, именно при этом государе и, особенно во второй половине XVII столетия, походы к Троице превратились в непременную часть придворной жизни, пышных придворных церемоний. Народу представлялись благочестие и набожность царской семьи, величие и богатство царского двора, а значит и всего Московского государства.

Как правило, царские походы к Троице приурочивались ко дню памяти Преподобного Сергия. Этот день отмечался 25 сентября (8 октября в наше время). Таково, например, Троицкое богомольное путешествие царя Алексея Михайловича в сентябре 1659 года — одно из первых, если не первое после прекращения моровой язвы.

Двадцать четвёртого сентября он прибыл в свой путевой дворец в селе Воздвиженском на большой Троицкой дороге. Здесь государь слушал обедню в сельской церкви, а затем принял священноначалие Троице-Сергиева монастыря. Троицкие старцы, по какой-то причине прибывшие в село позднее государя, поднесли ему образа и хлеб-соль и «били челом», то есть просили с глубоким поклоном пожаловать их быть в монастыре «к празднику, к Сергию чюдотворцу…».

Государь Алексей Михайлович милостиво принял подношения и в тот же день отправился в монастырь. Из села Воздвиженского он доехал в карете до Кесовских прудов при селе Кесове. Село это, стоявшее некогда близ современного посёлка «67-й км», не сохранилось.

От Кесовских прудов уже пешком государь отправился к Троице-Сергиеву монастырю. «А от Кесовских прудов шел государь в монастырь пеш, — сообщается в одной из записных книг придворного архива. Следующей остановкой стало село Клементьево. Здесь, вероятно на площади перед Успенской церковью, были поставлены шатры; царь переоделся и отправился в монастырь «в ферезее теплой суконной алой; шапка бархат двоеморх шефранной цвет с болшими запоны».

Поясним: «ферезея» — длинный и широкий плащ с откидными рукавами, шапка «бархат двоеморх» — шапка с двойным ворсом.

В то время дорога от Успенской церкви к монастырю соответствовала современной Клементьевской улице. В окружении придворных чинов и охраны царь шествовал к монастырю среди толп народа, радостно трезвонили колокола монастырской звонницы и приходских церквей.

Последний богомольный поход царя Алексея Михайловича в Троицу состоялся в сентябре 1675 года, незадолго до его кончины в январе следующего года. В скором времени Москву потрясли бунты стрельцов и борьба двух ветвей семьи покойного царя за власть. Эти события не обошли стороной и Троице-Сергиев монастырь с его слободами.

 

Источник: Газета Вперёд




Контекстная справка

[1]Духовская церковь (1476)
Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный... подробнее...

[2]Клементьевская улица
Клементьевская улица на карте  На панораме  Перекрёстки с улицамиКооперативная улица Болотная улица Воробьевская улица ... подробнее...

[3]Храмы и церкви
Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[4]Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...

[5]Сергий Радонежский
Биография Рождение и детство Начало монашеской жизни Образование Троице-Сергиевого монастыря Общественное служение Сергия Радонежского Старость и кончина... подробнее...



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *