Что останется от книги, если вычесть бумагу?

logo

14 Dec 2018/Что останется от книги, если вычесть бумагу?

Но у меня, страстного любителя чтения с начальных классов, завсегдатая городской библиотеки, в разное время увлекавшегося классической американской фантастикой, Горьким, Чеховым, Ильфом и Петровым, Туве Янссон, Юрием Ковалем, Стругацкими, Веллером и ещё много кем и чем, были личные причины перехода «на цифру».

Во-первых, у меня дома нет ни камина, ни еловых шишек. Это важно, не улыбайтесь. Антураж, атмосфера — это половина успеха. А во-вторых, к бумажным книгам, которые в изобилии водятся в моей квартире, уже много лет прилагаются пятеро детей самого разного возраста. А с ними если что и читать, то, чаще всего, в диапазоне от «Репки» до «Бородино». «Так говорил Заратустра» Ницше они точно не оценят. Как и «Мальчика в полосатой пижаме» Бойна, «Отягощённых злом» Стругацких или «Бойцовский клуб» Паланика. У меня физически отсутствовала возможность спокойно развалиться где-нибудь в кресле, накрыть уставшие ножки пледиком, заварить кружечку чая и, периодически слюнявя палец, смаковать «Гроздья гнева» Стейнбека или «Пролетая над гнездом кукушки» Кизи. Знаете, Роберт Льюис Стивенсон и его «Остров сокровищ» — штука, конечно, мировая, как и бесподобная «Алиса в Зазеркалье» Кэрролла, но мне хотелось читать именно взрослую литературу. Итак, приходилось искать варианты. Вне дома, вне пледа и вне кресла.

И я их нашёл, эти варианты. Моя любовь к аудиокнигам (а это уже четыре полноценных года) началась как раз с того, что я решил прослушать «Легенды Невского проспекта» Михаила Веллера. В его же исполнении (весьма, надо сказать, специфическом). А до этого момента «Легенды» были буквально зачитаны до дыр в самом что ни на есть «олдскульном», бумажном варианте. Один из лучших сборников анекдотов от одного из лучших русскоязычных новеллистов современности. Конец 2014 года. Именно тогда я понял, что аудиокниги для меня — это если и не навсегда, то надолго. Кстати, начал я именно с того, что уже читал, потому что наивно полагал, что всё-таки книгу сперва надо прочесть. Оказалось — ничего подобного.

Но, прикасаясь к этому не такому уж и современному виду искусства (неужели мы успели позабыть советские радиоспектакли?), надо четко понимать: аудиокнига — это не книга. Это производная от книги. Это совсем другое, собственное произведение искусства. Сравнивать аудиокнигу с бумажной — то же самое, что сравнивать книгу и её экранизацию: глупо и бессмысленно. Слишком мало общих критериев — и в итоге сравнение получается банальной вкусовщиной: нравится или нет. В аудиокниге уже есть голоса персонажей (даже если её читает один человек), уже есть (почти всегда) какая-то звуковая дорожка, уже есть навязанное тебе отношение чтеца к происходящему. Есть и огромный скрытый минус — аудиокниги часто «режут», выбрасывая целые главы. Так что здесь следует быть внимательным.

Но, с другой стороны, аудиокнига — шикарный способ остаться наедине с собой. Если вы, конечно, ищете такого единения, если оно вам дорого хотя бы эпизодически. Мне вот дорого. Поэтому лучшее место для аудиокниг — это поход куда-нибудь в лес (особенно если он имеется под боком и к нему прилагается что-нибудь типа лета), подальше от людей, от монотонных и давящих звуков города. Я, например, так и делаю: наушники, полностью заряженный смартфон и прогулка часа на три куда глаза глядят. Это позволяет взглянуть на мир совершенно по-особому.

Кстати, из того, что аудиокнига и книга — штуки совсем разные,  следует один неожиданный вывод. Ты начинаешь искать не автора, не жанр, а чтеца. У меня так было с любимыми Стругацкими. Я слушал их невероятный «Град обречённый» в исполнении Владимира Левашёва и настолько проникся, что после этого прослушал вообще всю его аудиотеку, какую только смог найти.

Или вот свежий пример: я совсем не увлекался Пелевиным. В прошлом году решил послушать его новую книгу: «Лампа Мафусаила» в исполнении Анатолия Белого. И получил, так сказать, два в одном: теперь заслушиваюсь и Пелевиным, и Белым, благодаря которому открыл, например, совершенно потрясающего современного писателя Сашу Филипенко… Каковы были бы шансы просто узнать про его необыкновенные «Красный крест» и «Бывший сын», если бы не аудиокниги и не Белый? Да почти никаких. Но это всё профессиональные актеры — что Левашёв, что Белый. А вот сколько раз мне хорошие книги портили откровенно никакие чтецы, даже и вспоминать не хочется.

Поэтому самый главный совет для начинающих: качайте то, что прочитано профессионалами. Иначе велик риск получить обратный эффект. Сами по себе аудиокниги до сих пор у нас остаются редким хобби, множество хороших произведений просто отсутствует «в голосе», а поэтому восполнять эти «пустоты» принимаются все, кому не лень. И получается: техническая возможность записать книгу есть почти у каждого, а вот сделать это по-настоящему, честно и с душой не умеют зачастую даже самые ярые поклонники автора или конкретного произведения. Собственно, поэтому я всячески противлюсь своему желанию что-то «начитать». Как говорится: не уверен — не обгоняй.

14 Dec 2018/Что останется от книги, если вычесть бумагу?

Юрий Ермилов

Источник: Газета Вперёд






Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *