«Что есть смирение?»

logo
«Что есть смирение?»

«Благолепно все то, что имеет смирение», — говорит пре­подобный Исаак Сирин (Слова подвижнические. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 414).

Так что же такое смирение? Отвечает святой Макарий сло­вами другого великого святого: «На вопрос: что есть смире­ние? — преподобный Варсонофий Великий, многим хорошо известный старец VI века, ответил: „Смирение состоит в том, чтобы ни в каком случае не почитать себя за нечто, во всем отсекать свою волю, повиноваться всем и без смущения пере­носить то, что постигает отвне. Смиренномудрый не должен стараться выказать свое смирение на словах (я всех хуже, ни к чему не годен и т. п.), но довольно для него говорить: про­сти меня, или: помолись о мне. Не должно также самому со­бою вызываться на исполнение низких дел, то есть таких, ко­торые считаются в глазах других унизительными; ибо и то и другое ведет к тщеславию, препятствует преуспеянию и бо­лее делает вред, чем пользу. Но когда велят что-либо, не про­тиворечить, а исполнить с послушанием, что приводит к пре­успеянию»».

Рождается смирение от любви, сознания недостоинства; спокойно переносит огорчения, унижения; приобретается трудом, подвигом; обнаруживается в одежде, в безропотном несении послушаний…

«Резеда смирения родится на почве, состоящей из любви, все покрывающей, из воспоминания своих грехов, своих нрав­ственных недостатков — каприза, недоброжелательства; сми­рение терпеливо переносит огорчения, не обижается, когда кто злословит; смирение видно в одежде, в служении другим, участии в низких (называемых) трудах… Смирение приобре­тается трудом и молитвою: „Господи, даруй ми зрети моя со­грешения и не осуждати брата моего»». «Смирение со­стоит не в том, чтобы себя называть грешным, гордым, често­любивым; а в том, чтобы переносить спокойно, когда другие нас будут называть таковыми, и стараться в сердце признавать себя достойными таковых наименований, не гневаясь на тех, кто бы назвал нас таковыми».

Святитель напоминает каждому апостольские слова: воз­давать «другому большую честь» (см.: Рим. 2, 10). Или: «В людях стараться… видеть больше доброе, чем злое; больше добрые намерения, чем злые, считать других лучшими себя». «Мир лучше сохраняется там, где каждый стара­ется усматривать прежде всего свои недостатки, а чужие грехи как бы не видеть; а видя, прикрывать их своею любовию. Для хранения мира и любви мало молчания, то есть чтобы ничего не говорить тому, кто согрешает против нас; нужно стараться говорить с ним и заговорить ласково, ста­раться сделать ему угодное; отнюдь не говорить о нем при других худо, хотя бы то и справедливо». Еще: «Как хотелось бы мне напомнить всем слова канты: „Будь послед­ним, будь всех ниже, и служи усердно всем; сим ко Мне ты будешь ближе в веке будущем и сем»». Напоминает и примеры — уроки смирения: «Первый урок подал нам Боже­ственный Учитель, умывший ноги ученикам и сказавший: „И вы так поступайте. Болий из вас да будет всем слуга». Нужно бояться барства: елико высок еси, толико смиряйся. Помни урок преподобного Сергия, который первый пошел рубить дрова, когда все отказались по разным предлогам». И паки повторяет: «Помнить нужно слова Господа …».

Итак, «истинный путь» — «видеть себя ниже всякого чело­века». «Когда являются неприятности, сплетни… то лучше думать: это по грехам моим или для пользы моей, по воле Божией. Потерплю ради Господа, чтобы Он помянул меня во смирении моем. Но думать, что не стоит на это обра­щать внимания, что нужно быть выше всего этого, выше этих сплетен, сие помышление мирское, не христианское, в нем горделивость, а не христианское смирение, презрение, а не терпение Бога ради. Старцы говорят: „Ошибку исправят люди, немощь души уврачует отец духовный, а гордость может ис­править только Бог, сокрушая рог гордыни»».

Плод смирения духовно красив и богат: кто вступил с ним «в брак, по слову Лествичника, кроток, приветлив, милосерд, паче же всего — тих, благопокорлив, беспечен, добр, неленостен — словом, бесстрастен. Тебе такие качества приобре­сти весьма желаю». И святитель рассказывает «не­безынтересный» сон своего близкого знакомого о спаситель­ности смирения: «… стоят трое в виде просящих у прохожих милостыню. Вид этих просящих казался настолько жалким, что вызвал у меня слезы… Кто же эти нищие? Это священ­ник, диакон и псаломщик… Утирая слезы, я… говорю: …вот… до чего дослужились… А стоящий со мной, как бы утешая меня, говорил: …не плачь… — все к лучшему».

Стяжи же, — призывает богомудрый архипастырь, — «сми­ренный дух, учись быть слугою всех, готовая помочь всякому. Если Господь приведет тебе быть старшей над другими, по­ложи себе за правило слова Спасителя твоего: кто хочет быть больше, будь всем слуга, считай себя послушницей для всех, живи так, чтобы самые лучшие подходили к тебе с доверием; но это не мешает во всем поддерживать порядок и подчине­ние. Истинное начальствование есть страдания за других и от других. Начальник же, почивающий на мягких подушках, тре­бующий услуг принудительных, только господствующий, но не страдающий за вверенных ему и живущий душою далеко от них, — плохой начальник».



Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *