Реализация некачественных, контрафактных изделий может нанести вред здоровью и имуществу покупателей, окружающей среде. В целях защиты интересов потребителей, сокращения доли «теневого» рынка, борьбы с подделками и для обеспечения свободного товарооборота на территории России частично введены и еще вводятся новые правила маркировки продукции.
В настоящее время для отдельных категорий товаров установлено требование об обязательном использовании двух типов средств идентификации: RFID-чипов и кодов маркировки DataMatrix.
Что такое процедура чипирования?
Под чипированием понимается нанесение на продукцию специального средства идентификации – RFID-чипа. Это радиочастотная метка с голограммой, уникальным номером и QR-кодом. Она может быть накладной, застроченной или наклеенной на изделие.
Маркировка с помощью чипов обязательна для:
- верхней одежды из ценного меха (норка, лиса, кролик, енот и т.д.);
- курток из овчины;
- аксессуаров (например, воротников, горжеток) из натурального меха.
Требование о чипировании не распространяется на головные уборы и шарфы из меха, кожгалантерею и верхнюю одежду с меховой отделкой.
Чтобы проверить качество и легальность производства товаров, покупателю достаточно навести на чип мобильный телефон с установленным специальным приложением. После сканирования кода система выдаст информацию о продукции: тип использованного меха, сведения о производителе, стране происхождения товаров, составе.
Как провести чипирование шуб?
Чтобы маркировать меховую продукцию RFID-чипами, предприниматели действуют по следующему алгоритму:
- Вступают в ассоциацию GS1, которая предоставляет предприятиям уникальные коды GTIN. Стоимость членства в этой организации оплачивается ежегодно.
- Проходят регистрацию на сайте Честный знак (ЧЗ). Для работы в личном кабинете бизнесмену требуется усиленная ЭП и программа, которая обеспечит защиту информации.
- Через официальный сайт налоговой службы заключают договор с корпорацией АО «Госзнак». Эта организация непосредственно производит RFID-чипы для наклеивания на шубы.
- Далее регистрируются коды GTIN на каждую поставляемую на рынок единицу продукции.
- Вносится информация о каждом выпущенном в продажу товаре в личный кабинет ЧЗ. Указывается комбинация символов, которая содержит код GTIN и иные зашифрованные сведения о продукции.
- Производится проверка данных, которая длится до 3-х рабочих дней.
- Чипы наносятся в изделие и затем продукция может быть выпущена в реализацию.
Для сотрудничества с ЧЗ предпринимателю необходимо предоставить уставную документацию, свидетельства о регистрации бизнеса и о его постановке налоговый учет, документы на уполномоченное лицо фирмы.
Новые правила маркирования продукции
Помимо чипирования для защиты интересов потребителей и сокращения объемов «черного» рынка в России вводится система маркирования товаров кодами Дата Матрикс. Эксперимент начат в 2019 году, окончание полной настройки системы маркировки планируется к 2024 году. К этому времени практика распространится на большинство товарных групп.
Перечень продукции, для которой новые правила маркировки обязательны уже сегодня, указан в Распоряжении Правительства РФ №792-р от 28.04.18. К ним относятся:
- сигареты и папиросы;
- разные виды табака, в том числе табак для кальяна;
- парфюмерия;
- шины и покрышки;
- одежда;
- спальное и столовое белье;
- обувь;
- сыры и мороженое;
- медицинские препараты и расходные материалы для медучреждений.
К 01.12.2021 г. требование об обязательной маркировке будет расширено на все виды молочных продуктов, вне зависимости от срока хранения.
С 2021 года в перечень товаров также добавляются велосипеды.
В ближайшем будущем использование Дата Матрикс станет обязательным для упакованной воды, сроки внедрения данной нормы уточняются.
Что такое код Дата Матрикс?
Под кодом DataMatrix понимается средство идентификации продукции, в котором зашифрованы следующие сведения:
- данные о товаре (марка, расцветка, размеры, назначение, срок годности или период эксплуатации и т.д.);
- страна происхождения;
- данные об изготовителе.
Внешне DataMatrix выглядит как квадрат или прямоугольник с комбинацией черных и белых точек.
Каждое средство идентификации является уникальным, оно генерируется в специальной системе и приобретается отдельно для каждой единицы продукции. Его стоимость составляет 50 копеек без НДС.
Когда изделие поступает к конечному потребителю или списывается (например, из-за порчи), код удаляется из базы и более не используется.
Для того, чтобы получать коды Дата Матрикс, предпринимателю необходимо:
- оформить усиленную ЭП;
- настроить электронный документооборот: все действия совершаются онлайн;
- зарегистрироваться в системе «Честный Знак» (ее другое название – «ГИС МТ»);
- приобрести необходимое оборудование: специальный сканер для чтения средств
- идентификации и маркиратор;
- настроить кассу для работы по новым правилам.
Установленные правила маркировки предполагают, что компания или ИП направляет в ГИС МТ запросы на генерацию DataMatrix для каждой единицы товара, получает в ответ уникальный криптозащищенный код и наносит его на потребительскую или транспортную тару, ярлык-вкладыш. Это обозначение сканируют компании при доставке, растаможке, продаже изделий. Таким образом обеспечивается прослеживаемость продукции от производства до конечного потребителя.
Остались вопросы? Узнать подробнее о новых правилах маркировки и получить помощь экспертов можно на сайте https://znak.store/.