Церковь Петра и Павла

logo

Церковь в честь Обновления Храма Воскресения Христова, она же Петропавловская — так в просторечии именуется придел в трапезной, посвященный апостолам Петру и Павлу, расположена к северу от Троице-Сергиевой лавры в бывшей Кокуевой слободе. В XVII–XVIII веках Кокуевскую и соседние слободы населяли работные люди лавры. Многие из них, не имея собственного жилья, обитали в избах при монастырских хозяйственных дворах или по чужим дворам и назывались «захребетниками».

Воскресенская церковь построена усилиями прихожан в 1814–1820 годах (главный престол освящен в 1818 г.) на месте одноименной деревянной церкви середины XVII века. Она повторяет всё ту же схему приходского храма с трапезной и колокольней, отличаясь от этого образца лишь двумя приделами с южной и северной сторон церкви. Храм и колокольню окружала ограда с двухъярусными башенками на углах и въездными воротами с парными колоннами и псевдоготическими деталями, отдаленно напоминающими некоторые элементы Уточьей башни.

Особое участие в строительстве церкви принял кокуевский крестьянин Г.А. Лобов. В архитектуре Воскресенской церкви сочетаются элементы стилей барокко и классицизма, что выделяет ее в ряду других приходских церквей города.

По преданию, Воскресенская церковь отмечает то место, которое во время польско-литовской осады лавры неоднократно становилось ареной ожесточенных схваток ее защитников с врагами и было «окроплено христианской кровью как дождевыми каплями».

В 1898 году в приходе Воскресенской церкви насчитывалось 185 дворов и 1143 прихожанина.
В 1920-х годах близ Воскресенской церкви в доме В.Т. Верховцевой нашел приют иеромонах Алексий (Соловьев), старец закрытой Смоленской Зосимовой пустыни. При избрании Патриарха именно старцу Алексию доверено было тянуть жребий, который пал на Митрополита Московского Тихона (Белавина).

В 1930-х годах община Воскресенской церкви составляла 592 человека, тем не менее, в 1939 году храм закрыли. В следующем году разобрали церковную ограду, материал которой пошел на благоустройство соседнего городского рынка. Лишь через шестьдесят лет разоренная, лишенная главы, колокольни и ограды церковь в честь Обновления Храма Воскресения Христова была передана в ведение Троице-Сергиевой лавры, с помощью которой восстановлена и превращена в центр монастырского подворья. 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Контекстная справка

[1]Уточья башня (XVII в.)
Уточья (Житничная) башня – угловая северо-восточная башня монастырской стены. Современный вид она получила в конце XVII в. при перестройке ее верха. Высота башни до карниза 22 м, размер по... подробнее...

[2] — Помимо Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде и районе огромное количество храмов, часовен и церквей. Здесь вы сможете увидеть фотографии, узнать историю, особенности архитектуры, интересные исторические факты о храмах и церквях города и Сергиево-Посадского района. подробнее...

[3] — За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов. подробнее...