В. Васильев
(Краткий исторический очерк)
Троице-Сергиева Лавра. Фото начала 20 века.
Источник: https://pastvu.com/
I
В «Житии» Преподобного Сергия рассказывается, как однажды, поздним вечером, стоя на молитве, он услышал голос: «Сергий!». Изумленный этим необычным зовом, Преподобный открывает окно и видит такую картину. Монастырь озарен светом, превосходящим дневной, и св. Сергий снова слышит голос: «Сергий! ты молишься о своих чадах, и Господь принял твою молитву, — смотри, какое множество иноков сошлось во имя Святыя и Живоначальные Троицы в твою паству и под твое руководство». Преподобный Сергий взглянул и увидел множество птиц, «зело красных», которые не только наполняли весь монастырь, но летали к кругом его. А таинственный голос продолжал: «как видишь ты этих птиц, так умножится стадо твоих учеников, и по тебе не оскудеют они, если восхотят последовать стопам твоим». Потрясенный необычайным зрелищем Преподобный стал звать экклесиарха Симона, келья которого находилась по соседству, но Симон успел увидеть только конец чудесной картины.
Еще при своей жизни Преподобный Сергий мог видеть исполнение чудесного обетования. Если преподобные Антоний и Феодосий Печерские были основателями монашества в Южной Руси в до-монгольский период, то Преподобного Сергия, следует считать насадителем монашества на русском Севере в период складывания и формирования русского государства. Составитель Воскресенского летописного свода, рассказав о кончине Преподобного Сергия, добавляет, что он «бе начальник и учитель всем монастырем, иже на Руси» [1]. И действительно, Преподобный Сергий по праву называется Игуменом земли Русской, ибо, кроме Троицкой обители, он явился непосредственным основателем целого ряда других монастырей. Строением монастырей известны и многие ученики и «собеседники» Преподобного Сергия. По подсчету В. О. Ключевского, из Троице-Сергиева монастыря в XIV ст. выделилось 13 пустынных монастырей-колоний и 2 монастыря в XV в. Но из монастырей-колоний выходили новые искатели «пустынного жития» и образовывали новые монастыри. По подсчету того же В. О. Ключевского, в XIV и XV ст. из Троице-Сергиева монастыря и его колоний образовалось 27 пустынных и 8 городских монастырей [2]. Близко к В. О. Ключевскому подходит и Е. Голубинский, приписывающий Преподобному Сергию и его ближайшим ученикам и собеседникам основание около 30 монастырей [3]. Оба историка добавляют, что все эти монастыри были нового, Сергиевского типа. Они построены были хотя и не в настоящих пустынях, но во всяком случае вне мирских жилищ и в некотором отдалении от городов и больших селений. Другою особенностью Сергиевских монастырей является то, что эти монастыри были общежитными и сменили прежние особножитные.
Благословение князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским.
Фреска Святых врат Троице-Сергиевой Лавры.
II
Важное значение древнерусских монастырей доказывать не приходится. Это были очаги летописания, школьно-просветительной деятельности, хранители древнерусских книжных фондов, рассадники образованного (по тому времени) духовенства. С наступлением тяжелой поры татарского ига русскии человек стал искать более покойных мест для своего обитания и уходил подальше от человеческого жилья. Города часто подвергались набегам со стороны татар, гибли во время княжеских усобиц. Сходили со сцены богатые основатели и покровители монастырей. Среди новых монастырей преобладают монастыри «пустынножительные». Из свыше 100 монастырей, известных нам до конца XIII столетия, «пустынных» монастырей не насчитывалось и десятка, да и это небольшое количество приходилось исключительно на XIII век. С XIV века число пустынных монастырей на севере быстро растет. Возникшие в XIV столетии монастыри распадаются пополам между «пустынными» и городскими (42 и 42). В XV в. новых пустынных монастырей насчитывалось уже 57, а новых городских — 27; в XVI в. новых пустынных монастырей было организовано 51, а городских только 35. Таким образом за три века (XIV—XVI) в Московской Руси возникло приблизительно 150 пустынных и 104 городских и пригородных монастырей [4]. Инициативу открытия пустынного монастыря брали на себя иноки, любители «безмолвного жития», которые тяготились мирскою суетой, проникавшей в тот монастырь, где они жили до этого. Спасаясь от «молвы», они уходили на новое место и основывали новый монастырь, являвшийся как бы колонией прежнего. Три четверти пустынных монастырей в XIV и XV веках образовались именно таким образом. Ведущую роль в этом отношении занимал Троице-Сергиев монастырь [5].
Важная роль монастырей в распространении и углублении в сознании русских людей истин христианской веры не вызывает каких-либо сомнений. Но древнерусские монастыри имели и большое хозяйственное и политическое значение. Продвигаясь к студеному морю-океану, монастырь расчищал туда дорогу и для крестьянских поселений Иногда впереди этого колонизационного процесса шел монастырь, иногда впереди двигался крестьянин. По наблюдению В. О. Ключевского, монастырская колонизация встречалась с крестьянскою и служила ей невольной путеводительницей [6].
По сказанию целого ряда «Житий» инок в поисках безмолвия и места, идеже без молвы Богу угодити, селился там, где не было человеческого жилья, «отнелиже солнце в небеси», «прежде никомуже от человек тамо на ней пребывающу».
Избрав место, годное для постройки монастыря, новый поселенец строил «хиз» для своего обитания и часовню для отправления церковной службы. Слух о новом монастыре мало-по-малу привлекал и других пустыннолюбцев, и скоро сюда начала стекаться братия. «Хиз» превращался в монастырь, а часовня в церковь. Постепенно монастырь стал осваивать соседние земли, ставились починки и деревни, расчищалась пашня заводились нивы и «искажалась пустыня». Небольшая «вотчинка» превращалась в «многовотчинную» с большим количеством сел, деревень и починок и с достаточным количеством вольных и невольных слуг. В ряде известных нам случаев возле разросшейся монастырской вотчины образовывался большой посад с торгово-ремесленным населением, ярмаркой и т. д. Многие русские монастыри превращались в своего рода крепости, выдерживавшие длительную осаду Так например, крепостью являются монастыри: Троице-Сергиев, Саввин-Сторожевский, Соловецкий, Калязинский, Желтоводский и некоторые другие.
В истории русского монашества Преподобный Сергий известен не только как строитель монастырей, но и как преобразователь монастырской жизни. С его именем связано введение в северо-восточной Руси так называемых общежитных монастырей. Общежитные монастыри «мели то преимущество перед особножитными, что они давали большие возможности налаживать бытовые условия для развития нового монастыря. Монастырская община, естественно, с большим удобством могла осваивать земли и заводить крупное земледельческое и промысловое хозяйство чем монахи-одиночки. Излишне говорить, что в общежитном монастыре легче было наладить и организовать монашескую жизнь, чем в особножитных монастырях, легче было поддерживать монашескую дисциплину. С принятием христианства из Византии на Русь перешли особножитные монастыри. Первыми введшими у нас, на Руси, общежитный монастырский устав, были преподобные Антонии и Феодосии Печерские Но с течением времени особножитный устав взял верх, преподобному Сергию приходилось заново восстанавливать общежитныи устав и вводить его в своем монастыре. Нельзя сказать, чтобы эта реформа проходила безболезненно и не встречала противодействия. Видимо, поэтому ближайший друг Преподобного Сергия Митрополит св. Алексий исхлопотал у Константинопольского Патриарха грамоту, которая одобряла и благословляла введение «общежития» в Троице-Сергиевом монастыре [7]. По примеру своего учителя, Преподобного Сергия, стали заводить общежитие в своих монастырях и его ученики. В скором времени общежитные монастыри полностью вытеснили особножитные.
Преподобный Сергий Радонежский
III
Строгий отшельник, удалившийся от мира, отказавшийся даже от архиерейского сана, Преподобный Сергий был пламенным патриотом и принимал участие во всех крупных событиях, связанных с судьбой нашей Родины.
Во второй половине XIV в. русский народ начал вести борьбу с татарами за свое освобождение от татарского ига. Когда великий князь Димитрий Иванович отправлялся в поход против Мамая, он счел необходимым побывать в Троице-Сергиевом монастыре, чтобы взять у Преподобного Сергия благословение на свой ратный подвиг. Преподобный благословил великого князя, обещая ему помощь свыше и вечную славу. При этом Преподобный Сергий отправил в войско Димитрия двух монахов: Александра Пересвета и Родиона Ослабю некогда, в миру, испытанных полководцев и бойцов. Когда русское войско подошло к реке Дон и требовалось решить очень важный вопрос: переправляться ли через Дон, или ожидать врага, не переходя реки, мнения разделились.
На Димитрия и его воевод повлияла полученная в это время грамота от Преподобного Сергия: «…а ты, господине, — писал Преподобный, — иди. А поможет тебе Бог и Пречистая Богородица»… Переправа состоялась. 8 сентября 1380 г. произошла хорошо памятная в истории русского народа битва на Куликовом поле.
Куликовская битва нанесла сильный удар татарскому владычеству, но татарское иго официально продолжало существовать еще сто лет. Для окончательной ликвидации его требовалось полное объединение раздробленных русских земель в единое мощное Русское государство. В своей объединительной деятельности великие князья московские опирались на поддержку Церкви. В 1386 г. Преподобный Сергий по договоренности с великим князем Димитрием Ивановичем, совершил поездку в Переяславль Рязанский (нынешняя Рязань) и провел беседу с князем Олегом Ивановичем о мире и взаимной поддержке. Кроткий старец, прославленный святою жизнью, сумел убедить князя Олега в необходимости прекратить распри и вражду и заключить мир и союз с великим князем Московским. Этот мир оказался весьма прочным. Несколько лет пред этим, в 1365 г., Преподобный Сергий путешествовал в Нижний Новгород, чтобы прекратить вражду между братьями-соперниками Димитрием и Борисом Константиновичами из-за Нижнего Новгорода, который захватил Борис Константинович мимо своего брата. Когда Борис упорствовал, Преподобный Сергий закрыл все церкви в Нижнем Новгороде и прекратил отправление богослужения. Борис смирился.
С 1430 г. в течение свыше 20 лет великое княжество Московское раздиралось затяжною феодальною войной между великим князем Московским Василием Васильевичем Темным и его дядей Юрием Димитриевичем и двоюродными братьями Василием Косым и Димитрием Шемякой. Война велась за великое княжение и велась с переменным успехом. Церковь в лице нареченного Митрополита Рязанского епископа св. Ионы стремилась прекратить братоубийственную войну и поддерживала великого князя Московского Василия Васильевича. Троицкий’ игумен Зиновий в 1442 г. у гроба Преподобного Сергия примирил великого князя с его двоюродным братом Димитрием Юрьевичем (Шемякой) и заставил их поцеловать крест о прекращении враждебных действий. Но присяга эта была нарушена. Василий Васильевич 13 февраля 1446 г, был схвачен у гроба Преподобного Сергия, доставлен в Москву и ослеплен Шемякой.
Большую роль Троице-Сергиев монастырь играл в начале XVII в, в деле освобождения нашей Родины от польско-литовских захватчиков. Потерпев неудачу с первым самозванцем, польско-литовская шляхта выставила нового самозванца, расположившегося в Тушине. В Тушинском лагере собралось значительное количество польско-литовского шляхетского войска, которое грабило и разоряло русскую страну. На русском престоле сидел Василий Иванович Шуйский. Чтобы достигнуть полной победы польско-литовские тушинцы должны были взять Москву. Однако при помощи военной силы они этого не смогли бы добиться. Решено было блокировать русскую столицу и взять ее измором. Полная блокада Москвы возможна была бы только в том случае, если бы польско-литовской шляхте удалось захватить Троице-Сергиев монастырь, являвшийся значительною крепостью. 23 сентября 1608 г. гетман Ян Петр Сапега подошел с тридцатитысячным войском к монастырским стенам. Высота стен вместе с зубцами доходила до 4 сажен; в стене были устроены в 2—3 яруса бойницы или амбразуры для выстрелов. По углам стены возвышались 12 башен. Монастырь имел большие запасы хлеба и других продуктов. За монастырские стены сбегались крестьяне выжженных слобод и деревень со своими хлебными запасами. Сюда же они согнали домашний скот. Кадровых военных людей было немного несколько десятков дворян и детей боярских, несколько сотен стрельцов и казаков составляли основное ядро защиты. Но к оружию стали и монастырские слуги и монахи. Сторожевую службу несли и женщины. Архимандрит Иоасаф проявил большие организаторские способности, поддерживая боевой дух не только у рядовых бойцов, но и у воевод (Григория Долгорукого и Алексея Голохвастова), неприязненно относившихся к царю Василию Ивановичу Шуйскому. Осажденные делали вылазки и отражали врагов с лозунгом: «Святой Сергий!» Среди осажденных выявились действительные герои. Клементьевские крестьяне Шилов и Слата взорвали подготовлявшийся врагом подкоп, но при этом они погибли и сами. Храбрыми воинами оказались крестьяне: Иван Внуков, Иван Есипов и монастырский служка Даниил Селевин и некоторые другие. Польско-литовское шляхетское войско так и не смогло взять приступом Троице-Сергиев монастырь, «лукошко», как его презрительно называли в Тушинском лагере. Монастырь мужественно выдерживал осаду, несмотря на отсутствие топлива, смертность, благодаря скученности населения, распри среди командного состава и другие невзгоды. Вера в помощь Божию и в заступничество Преподобного Сергия вызывали одушевление среди защитников монастыря. 12 января 1610 г. Ян Петр Сапега, убедившись в бесполезности дальнейшего стояния под монастырем, снял осаду. Блокада Москвы таким образом не удалась. В освободившийся от осады монастырь вошел воевода Михаил Васильевич Скопин-Шуйский.
Монастырь на алтарь Отечества принес еще одну жертву: предоставил в распоряжение воеводы запасы хлеба и несколько тысяч рублей денежной казны [8].
Прошло немного времени: два года с небольшим; но за этот срок произошли крупные события. Распался тушинский лагерь, началась открытая польская интервенция, королем был взят Смоленск, а шведы захватили Новгород. Москва была оккупирована польско-литовскими войсками. Попытка московского населения изгнать интервентов в марте1611 г. закончилась сожжением Москвы. Первое ополчение распалось. Но русский народ не сложил оружия. Из Нижнего Новгорода двигалось новое ополчение под командой кн. Д. М. Пожарского, ставшее общерусским. В исторической литературе иногда высказывается мысль, что ополчение в Нижнем Новгороде созвано было благодаря грамоте троицкого архимандрита Дионисия (Зобниковского). Что архимандрит Дионисий рассылал патриотические грамоты, это вполне реальное предположение. Но нет никаких оснований отрицать, что зачитывалась в Нижнем Новгороде грамота Патриарха Гермогена.
Сергиевский Посад. Изображение раки,
в которой покоятся св. мощи преподобного Сергия
Продвигаясь (из Ярославля) к Москве, второе ополчение 14 августа 1612 г. достигло Троице-Сергиева монастыря и некоторое время простояло между монастырем и Клементьевскою слободой. Патриарха Гермогена в это время в живых уже не было и продолжателем его патриотического подвига стал архимандрит Дионисий и другие «власти» Троице-Сергиева монастыря. Архимандрит Дионисий торопил ополчение поспешить к Москве. 18 августа ополчение направилось к Москве, сопровождаемое благословением архимандрита с братией. С войском направился к Москве келарь Авраамий Палицын. Под Москвой действовали казацкие отряды под командой кн. Трубецкого. Первоочередною задачей ополченцев было не пропустить в Москву гетмана Ходкевича с продовольствием для блокированного в Кремле и Китай-городе польско-литовского войска. Многое зависело от того, как поведут себя казаки Трубецкого. Между тем казаки требовали денег и отказывались итти в бой без денежного вознаграждения. Денег в нужном количестве не было. Д. М. Пожарский обратился к келарю Авраамию Палицыну с просьбой убедить казаков итти в бой. Авраамий явился к казакам и убедил их итти в бой. С криком: «Сергиев!», «Сергиев!» казаки бросились на обоз Ходкевича. Последний отступил.
Но подъем патриотического чувства у казаков был непродолжительным. Не прекращались разногласия между Пожарским и Трубецким. Из Троице-Сергиева монастыря последовала грамота, адресованная обоим вождям и убеждавшая их притти к соглашению и объединенными силами изгнать польско-литовских захватчиков. Троице-Сергиевы власти не ограничивались только грамотами, но готовы были и на материальные жертвы. Когда казаки вторично отказались итти в бой и хотели разойтись, Авраамий Палицын за отсутствием в данный момент в монастырской казне денег предложил казакам взять в залог, пока монастырь соберет деньги, дорогую церковную утварь. Это предложение произвело сильное впечатление на казаков. Они отказались от залога и вынесли решение воевать до полного освобождения Родины.
В октябре 1612 г. Москва была очищена от польско-литовских захватчиков. Среди русских патриотов, содействовавших освобождению Родины, наряду с Мининым, Пожарским и Гермогеном следует назвать имена Троицкого архимандрита Дионисия Зобниковского и келаря Авраамия Палицына.
Конец XVII ст. в истории русского государства был тревожным. Добивавшаяся власти царевна Софья Алексеевна замышляла устранить с дороги Петра. Для достижения своей цели Софья стремилась использовать силы стрельцов. В ночь с 7 на 8 августа в село Преображенское, где обычно жил Петр, прибежали преданные ему лица с известием, что в Кремле собираются толпы стрельцов, чтобы итти в Преображенское «с бунтом». Петр поспешно ускакал в Троице-Сергиев монастырь. Архимандрит Викентий приложил все усилия, чтобы создать соответствующие условия для безопасности высокопоставленного гостя. На другой же день сюда стали стекаться сторонники Петра, и монастырь превратился в вооруженный лагерь. В монастыре оказался и Патриарх Иоаким. В монастыре Петр оставался до 6 октября, до тех пор пока не были казнены активные участники восстания, а Софья не была заточена в монастырь. С перенесением столицы в Петербург Троице-Сергиев монастырь не мог уже играть прежней политической роли, но прежнее крупное значение в церковной жизни он сохранил. В 1738 г. последовал указ императрицы Анны Иоанновны об открытии в Троице-Сергиевой Лавре Духовной Семинарии, которая в 1742 г. и была открыта. В 1814 году в Лавру была переведена из Москвы Духовная Академия, которая заменила существующую здесь Духовную Семинарию. За свое свыше чем вековое существование под сенью Троице-Сергиевой Лавры Московская Духовная Академия насчитывала среди учащих и учащихся много славных имен. Среди профессуры были такие крупные имена, как А. В. Горский, Е.Е. Голубинский, Д. Ф. Голубинский, Ф. А. Голубинский, Н. Субботин, В.О. Ключевский и многие, многие другие. Питомцы Академии занимали и занимают посты на разных поприщах. Из той же школы вышел и Святейший Патриарх Алексий I. Закончим наш краткий очерк тем, с чего мы его и начали. Обетование, данное Преподобному Сергию во время его чудесного видения, непреложно.
В. Васильев.
ПРИМЕЧАНИЕ
[1] Полное собр. Русских летописей, т. VIII, стр. 62.
[2] В. О. Ключевский, Курс Русской истории, ч. II, стр. 315.
[3] Е. Голубинский, цит. соч., стр. 87.
[4] В. О. Ключевский, цит. соч., стр. 312.
[5] Там же, стр. 310—314.
[6] Там же, стр. 313.
[7] Е. Голубинский, цит. соч., стр. 103—104; стр. 38—47.
[8] Главным источником для истории осады Троице-Сергиева монастыря является «Сказание Авраамия Палицына», опубликованное в Русской исторической библиотеке, т. XIII; и отдельным выпуском. Кроме общих курсов Соловьева и Иловайского («Смутное время»), можно находить соответствующий материал у Кедрова «Авраамий Палицын» («Чтения в Общ. ист. и древ. Росс.» 1886 г., т. IV).
Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра
благословение власти Господь деньги дороги игумен историк казаки Лавра монастырь Патриарх Пересвет Сергиевский Посад Сергий Радонежский смертность учителя церкви школы
Пролог в поучениях. Пути Промысла Божия неисповедимы
Письмо студенту, который спрашивает, кто такие «нищие духом»
Память преподобного Сергия Обнорского, Нуромского, Вологодского — ученика и сомолитвенника преподобного Сергия Радонежского
О некоторых святынях Ближнего Востока по сказаниям ранних русских паломников Трифона Коробейникова, Василия Гагары и иеромонаха Ипполита (Вишенского)
Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил богослужение в скиту Оптиной Пустыни