«Цербер внутри нас»

logo

В эти дни в подмосковных Мытищах проходит Всероссийский конкурс «Учитель года — 2014». В жюри конкурса вошёл и наш земляк, «Учитель года — 2012», преподаватель мировой художественной культуры в гимназии им. Ольбинского – Александр Демахин. Это интервью с Александром мы записали по телефону, в один из перерывов между мастер-классами. Посвящено оно, конечно, же Дню Учителя. Кому-то, возможно, интервью покажется слишком нестандартным, слишком вольным, что ли. Впрочем, как и сам Демахин — новатор, искатель, мечтатель. Учитель.

— Ярких педагогов временами видно (в частности, несколько лет назад Сергиев Посад узнал об Александре Демахине), временами — нет. Как и что, на ваш взгляд, можно сделать на муниципальном уровне, чтобы имена ярких педагогов не уходили в тень? Как на ваш взгляд их надо стимулировать?

— Я начну с того, что, когда я сам только начал преподавать, была надбавка, как молодому специалисту, что-то около одной тысячи рублей, так вот я её не получил. Кто-то, видно, подумал: «А вдруг проще не давать?». Год назад я вместе с другими молодыми педагогами был на встрече с главой района. На вопрос о жилье мы так и не услышали положительного ответа… Поддерживать важно, но дело даже не в этом. Вопрос в том, что и как сделать, чтобы талантливые молодые люди приходили в школу. Вот сейчас на конкурсе «Учитель года-2014» министр образования и науки Дмитрий Ливанов говорил о модернизации системы образования, о повышении престижа нашей профессии…

Откуда появляется талантливый педагог? Из живой среды. Порой, из ниоткуда. Я знаю директора школы № 97 города Ижевска. Так вот, Ахтам Чугалаев умудряется на курсы повышения квалификации в Ижевске собрать лучших российских учителей! Ему 50 лет, а сколько живого, полезного он даёт не только своим ученикам, но и коллегам. Педагогов надо поддерживать финансово. Надо создавать для них среду, профессиональное общение, живой контекст.

Помимо внутреннего содержания важна и внешность. Посмотрите на два лучших учебных заведения — нашу гимназию и физико-математический лицей. В каком состоянии находятся здания? Да они буквально разваливаются. А, ведь стены тоже важны. Вместе с тем тесные стены не родят пространства, атмосферы. Его рождают не только классы. Есть город, музеи, сегмент дополнительного образования. В наших силах придумать рейтинги, конкурсы, выйти за пределы классов, уроков. Школа — не закрытый комбинат, а центр управления проектами, которые генерируются и воплощаются в жизнь. И процесс не должен останавливаться даже в каникулы. Например, мы в осенние каникулы проводим киношколу, в которой московские мастера будут учить детей основам кинопроизводства.

— А что вы думаете о системе образования в целом?

У меня такое ощущение, что эта система, её менеджмент скроены по советским лекалам. Необходимо проводить реформы, вводить новые стандарты. Сейчас система образования неповоротливая. Пример. В прошлом году в конкурсе «Учитель года» победил молодой учитель информатики из Мытищ — Андрей Сиденко. Так почему его не пригласить в наш район и не поучиться у него? Жюри конкурса возглавляет ректор МГУ Виктор Садовничий. Мы договорились, что в октябре он приедет в нашу гимназию.

— О чём будет рассказывать Садовничий гимназистам?

— Тему определим. Здесь главное — явление, личность. Но я вернусь к теме перемен в системе образования. Финляндия потратила 50 лет на то, чтобы её кардинально поменять. У нас тоже должно вырасти новое поколение учеников и учителей. Нам предстоит пройти путь не меньше, чем лет в 20, а то и больше. Надо думать об этом, а не о сухих отчётах. Надо объединяться и создавать гражданское сообщество. А не поддерживать и развивать заформализованную систему, в которой мы — винтики. Я думаю, надо делать так, как ты считаешь правильным и искренним. И такого же мнения многие педагоги. Они живут в разных городах России. Мы встречаемся на конкурсах и говорим об этом. Надо отходить от классно-урочной системы. Современное общество требует иного подхода, иной системы. Сейчас на конкурсе мы смотрим на работы некоторых педагогов и на 20-й минуте переглядываемся: «Нам скучно». Хочется сказать: «Изгоните Цербера, который сидит внутри вас».

— Считаете ли вы необходимым, чтобы вдогонку частным детским садам в нашем районе появлялись частные школы?

— Я не против частных школ. Да, они должны быть! Если такая школа даёт качественное образование, почему бы и нет? Но, в контексте нашей системы образования их недолюбливают. Вспомните 90-е годы. Тогда, на фоне происходящих событий ослаб государственный контроль, в том числе и в системе образования. Тогда и появились лучшие школы. Некоторые из них — лучшие до сих пор. Я не против контроля. Но надо давить и волю. В сегодняшней системе образования частная школа — это пробивание лбом стены. Как член Общественной палаты я собираюсь об этом говорить.

Нам в районе нужна особая школа с авторскими концепциями. Нужна и школа, обучающая, например, ремеслу. Суть такой школы не в элитности, а в уникальности. Представляете, там учатся и пекут хлеб, здесь делают лучшие табуретки и опять же — учатся. Может, я — идеалист, но считаю это перспективным направлением. На осуществление таких проектов надо иметь волю к действиям.

— Александр, какими словами вы бы поздравили коллег?

— День Учителя для меня — большой праздник. Хочу поздравить педагогов, которые готовы взять на себя ответственность изменить этот мир. Расширить его границы. А также стереть границы между собой и учеником, школой и теми, кто стоит над ней. Мы все делаем одно дело. Я желаю коллегам взаимопонимания и расширения границ прежде всего внутри себя.

Источник: Газета Ярмарка



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Контекстная справка

[1] — Общественная палата Сергиево-Посадского муниципального района по Московской области. Прием претензий, жалоб от населения Сергиево-Посадского района по вопросам: ЖКХ, градостроительства, культуре и прочим вопросам. подробнее...

[2] — Сергиев Посад и его район - регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом. С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название. подробнее...

[3]Демахин Александр Александрович
Родился 9 июля 1985 года в г. Сергиев Посад. В 2002 году окончил Сергиево-Посадскую гимназию. В 2007 году с отличием окончил Литературный институт имени Горького ... подробнее...